13.10.2010

Голая правда против кривотолков

На минувшей неделе в отношении председателя Костанайского филиала незарегистрированной партии «Алга!» Игоря Колова была учинена провокация. 
 
Автор: Виктория ФОР 
 
По надуманному обвинению он попал под суд, далее - в камеру спецприемника, где ему, объявившему в знак протеста сухую голодовку, переломали ребра. При этом к Колову подпускали только «своих» врачей. Весь срок заключения он терпел мучительные боли. Внятного объяснения случившегося Игорь не может добиться от властей по сей день. Об этом и многом другом активист «Алги!» рассказал в интервью нашему собственному корреспонденту.
Напомним: собрание по инициированию референдума о досрочном прекращении полномочий президента Нурсултана Назарбаева, прошедшее в Алматы 25 сентября, вылилось в противостояние рядовых граждан и силовых структур. «Взгляд» уже сообщал, какие страсти пришлось пережить людям, пожелавшим публично выразить свою гражданскую позицию. Как оказалось, к руководителям политической акции были применены еще более действенные меры.
По лицу — и в полицию!
- Из регионов мы получаем шокирующие подробности массированного давления на оппозиционно настроенных граждан как накануне собрания, так и постфактум. Что произошло с вами, Игорь?
- Один из предполагаемых участников поездки, Борис Попов, написал на меня заявление в полицию. Якобы я нанес ему оскорбление в виде нецензурной брани в его адрес. Об этом мне сообщили полицейские города Рудного. Попова я действительно немного знаю и в один из дней с ним виделся. При встрече он заявил, что на него давит КНБ, родителям на работе не дают прохода, а виноват в этом я. И якобы это происходит из-за собрания, на которое, кстати, Попов не поехал. Я прямо спросил, приглашал ли я его на собрание, на что он четко ответил «нет». Он мотивировал свои претензии тем, что КНБ терроризирует его мать, после чего ударил меня по лицу. По этому поводу я написал заявление в полицию, однако его рассматривать не стали. Напротив, на меня завели административное дело. Я считаю, что вся эта история — инициатива не лично Попова, а тех людей, которые его «обработали». Он конкретно говорил, что это связано с поездкой в Алматы. Я считаю, что те люди, которые отговорили его туда ехать, это все и организовали.
- Что было потом? Вас арестовали?
- С этого момента начинается самое интересное. Полицейские приехали ко мне с готовым протоколом. Хочу отметить, что, когда сотрудники полиции составляют протокол, они по инструкции обязаны брать у подозреваемого объяснения, должен проводиться опрос свидетелей и т.п. Ничего этого сделано не было — меня сразу арестовали и отвезли в суд. Судья, как она сказала, «критически отнеслась к свидетелям с моей стороны». Процесс шел несколько часов. Моему адвокату на суде стало плохо. Даже несмотря на то что была вызвана «скорая помощь», судья не прекращала процесс. По этому и другим поводам было заявлено много ходатайств. Адвокат объясняла, что по состоянию здоровья она не может выступить сейчас в прениях, ведение процесса в таких условиях незаконно, тем не менее суд продолжался, а все ходатайства были отклонены. В итоге меня осудили по статье 330 — «хулиганство». Я считаю, что это чисто сфальсифицированное дело.
Камеры ничего не записывают


- Что происходило после суда?
- Меня отвезли в спецприемник Костанайского районного отдела внутренних дел. При поступлении я сразу объявил сухую голодовку. В соответствии с правилами меня должны были поместить в отдельную камеру, однако ко мне «подселили» двоих человек. Поскольку я не пил и не ел, мне было очень тяжело находиться с ними. В то время когда я лежал, накинув на лицо куртку, один из сокамерников начал пинать меня ногами. Потом они стянули меня с кровати, стали наносить удары по телу, рукам, ногам, голове.
- Они стали бить вас безо всякой причины?
- Да, безо всякой причины. Между нами не было ни перепалки, ни каких-либо личных разбирательств. Я убежден, что полицейские запустили этих людей ко мне намеренно. Меня били так, что я не мог подняться. Я успел только стукнуть в дверь, чтобы вызвать дежурного. Когда полицейский зашел, он вывел их в коридор, а я остался лежать. Никакой помощи мне не оказали. «Скорую», несмотря на то что необходимость в ней была очевидна, мне не вызвали. Отвели к фельдшерице, которая только обработала мне ссадины на лице.
- Вы хотите сказать, что драка осталась практически незамеченной?
- Когда меня повели к врачу, я обратился к начальнику спецприемника с вопросом: «Вы разве не видели, что меня избивают, у вас ведь там стоит видеокамера?» На что он ответил: «В тот момент там никого из полицейских не было». На предложение прокрутить запись он заявил, что камеры вообще ничего не записывают.
Избивали по просьбе
- Кто-либо из руководства вас посещал?
- В тот же день в отдел приехали сотрудники ДВД. Они увидели, что я избит, и распорядились отвезти меня на медэкспертизу. Они сразу предупредили, что уже поздно и здание может быть закрыто, но сказали сотрудникам РОВД, что в этом случае необходимо отвезти меня в любой приемный покой и освидетельствовать. Сотрудники ДВД также сказали, что я должен сидеть в отдельной камере. Естественно, экспертов на месте не оказалось, а в больницу по распоряжению кого-то из РОВД меня не повезли. На другой день мне тоже не оказали медицинской помощи и не освидетельствовали.
- Как вы себя чувствовали после избиения?
- Ближе к вечеру мне стало совсем плохо, я попросил вызвать «скорую помощь». На этот раз врач приехал. Женщина сделала мне обезболивающий укол и поставила диагноз: перелом ребер. Она сказала полицейским, что меня необходимо срочно вести к хирургу. Но сотрудники РОВД вновь не отреагировали на просьбу врача, более того — посадили меня с теми же людьми в одну камеру. Эти мужчины признались мне потом, что заварили эту кашу не по своей охоте.
На следующий день меня все-таки повезли в больницу, расположенную в поселке Затобольск. Сначала в кабинет к врачу зашел начальник РОВД. Он пробыл там довольно долго. Только потом завели меня. Врач лишь ощупала меня и измерила давление. Снимок делать не стала, даже после того как я сообщил ей о переломе ребер. Потом, уже после того, как я освободился, полицейские попросили написать бумагу о том, что у меня к ним нет претензий. Я, конечно, такое писать отказался.
Выпускали из заключения меня тоже своеобразно. Посадили в полицейскую машину и отвезли из Затобольска в Костанай. И только потом отпустили. Я думаю, они боялись шумихи. Ведь у ворот РОВД меня встречали мои представители и пресса. То есть все было продумано заранее.
На следующий день я обратился в травмпункт другого города. Перелом ребер врачи подтвердили. Вот такие печальные последствия.
Ну где же вы, девчонки?
- Шумиха после собрания не утихает по сей день. Например, на днях две девушки — участницы поездки устроили пресс-конференцию, где заявили, что их заставили ехать в Алматы обманом.
- Да, я смотрел сюжет в теленовостях. Сообщалось, что девушек пригласила на наше мероприятие их однокурсница. Якобы просто погулять, потусоваться в ночных клубах. Некий журналист Петренко написал, что приглашала девушек моя дочь Анна. Это наглое вранье. Моя дочь не приглашала их на это собрание. Мало того, она сама не собиралась туда ехать и не ездила. Оговорюсь, что девушкам действительно предлагали ехать в Алматы, но инициатива исходила от их друга. Причем он разъяснил цель поездки, и они согласились. Это могут подтвердить 40 человек, которые ехали вместе с ними и разговаривали об этом. По дороге в Алматы им звонили родители и, по всей видимости, надавили на них. Когда девушки вышли из поезда, то сразу исчезли из вида. Правда, они позвонили участнику делегации и обещали быть на собрании, однако так туда и не пришли. Где они были, я не знаю. Да и почему я должен знать, если я их не приглашал?
- Точно не приглашали?
- Я даже не знаю, кто это такие. Я лично не формировал эту команду. Но всем, кого приглашали, объясняли, что мы едем на собрание по референдуму. Был составлен список, в который вносили имена и фамилии всех участников акции. Всем раздавали брошюры с информацией о том, как себя вести. И эти девушки тоже получили все это. Поэтому не знать, куда и зачем едут, они просто не могли. Я считаю, что это — неприкрытое давление. Тем более оклеветали другого человека, мою дочь. Анна написала в правоохранительные органы заявление о своей непричастности. Тот человек, который приглашал девушек, это подтвердит, тем более что он был не один, виделся с их родителями, покупал билеты на поезд.
- Вы намерены разбираться по этому поводу со средствами массовой информации?
- Обязательно! Заявления уже ушли в полицию, Министерство информации и связи, прокуратуру. На СМИ, растиражировавшие непроверенную информацию, мы намерены подать в суд.
Власти боятся попытки №2
- Как вы считаете, какова цель этих провокаций, ведь собрание уже состоялось?
- Прошло собрание демократической общественности, но на нем не было кворума. Чтобы инициировать референдум, от каждой области должны были присутствовать не менее 30 человек. Планируется, что подобное собрание будет проводиться повторно. Я полагаю, что раздувается такой ажиотаж с единственной целью, чтобы в следующий раз на новое собрание не поехали другие и чтобы референдум не состоялся.
- Еще какие-нибудь напряженные ситуации происходили во время собрания или после него?
- В нашей области «выдавливали» очень многих людей. Представители КНБ и других силовых структур звонили им и предупреждали, чтобы не ездили в Алматы. Приходили домой, тарабанили в ворота домов, ломали калитки, стучали в двери, звонили по телефону. Одного человека после поездки в Алматы вообще уволили с работы. Потом его все-таки восстановили в должности, но до сих пор требуют объяснений по этому поводу. В других регионах вообще были комические ситуации. В прессе уже описаны практически все случаи. Хочу сказать, что по итогам поездки мы направили много жалоб — в ДВД, прокуратуру. По моим сведениям, в связи с этим в ДВД сейчас идет переаттестация. Полицейских проверяют на знание законов.
- С теми людьми, которые все-таки попали на собрание, сейчас все в порядке?
- Кроме меня, по-моему, со всеми все в порядке.
Техничка и биг-босс в одном флаконе


- К другой теме. Игорь Александрович, вы — профсоюзный деятель. Недавно Нурсултан Назарбаев был удостоен высшей награды Всеобщей конфедерации профсоюзов СНГ — золотого знака за заслуги перед профсоюзным движением. Вы считаете, это заслуженная награда?
- Видимо, они решили, что он заслуживает этой награды. Конфедерация, наверное, довольна всем, что происходит в Казахстане. Может быть, они посчитали, что заслуга нашего президента в издании закона о профсоюзах, который худо-бедно, но работает. А вот, например, независимые профсоюзы совсем недовольны. Происходит много волнений, к примеру в Караганде. Те профсоюзы разве наградили бы Назарбаева?
- Каково реальное положение профсоюзов в нашей стране?
- На мой взгляд, очень плохое. Ситуация такова: либо профсоюзов на предприятиях нет вовсе, либо остались традиционные. А самое страшное, что на стороне работодателя выступает государственная власть. Я был на семинаре профсоюзов в Германии. Когда руководителю семинара задали вопрос, вмешивается ли государство в отношения между работодателем и работником, ему этот вопрос был просто непонятен. Немцы говорят: у нас есть Конституция, есть тарифные соглашения, которые заключаются между работодателем и профсоюзом, причем обеим сторонам это выгодно. То, что они подписали между собой, это и является законом. И этот закон отменить никто не может. На этом фоне в нашей стране профсоюзы, можно сказать, не работают. Да, они сохранились на крупных предприятиях. Но там один профсоюз, в котором состоят и техничка, и слесарь, и начальник участка, и президент компании. Как один профсоюз может защищать интересы и президента, цель которого — извлечение дохода, и технички, у которой совсем другие проблемы? Я считаю, как таковых рабочих профсоюзов у нас нет.
- А они нам нужны?
- Еще как нужны! Хороший профсоюз на предприятии может быть посильнее любой политической партии. По-хорошему, они должны состоять из работников. Сейчас же работа профсоюзов в основном ограничивается дарением подарков на Новый год.
- Есть ли перспективы у профсоюзов и каковы они?
- Как бы ни говорили, что мы стали лучше жить, на самом-то деле ситуация ухудшается с каждым днем. Тарифы растут, цены растут, зарплаты не повышаются, а штаты сокращаются. Проходят массовые волнения на предприятиях. Я считаю, что предпосылки для нового профсоюзного движения у нас есть. Они продиктованы временем.

Я не против президента, но...


- Игорь Александрович, участвуя в таких собраниях, вы ратуете за отставку Назарбаева с поста главы государства. А каким вы видите лидера нашей страны или, может быть, даже кого-то представляете на месте «ноль первого»?
- В моем понимании человека и гражданина, съездив на это собрание, я воспользовался своим конституционным правом. Участвовать в референдуме — это мое право и ограничить его никто не может. Во-вторых, я недоволен тем, что была нарушена основа Конституции, поскольку все законы должен подписывать президент. В данном случае этот закон лидере нации. — Ред.) был подписан не главой государства, а тремя лицами из числа госслужащих. Именно этот возмутительный факт и побудил меня участвовать в собрании.
Давайте рассуждать логически. Президент Назарбаев сказал в интервью журналистам: «Мне этот закон о лидере нации не нужен, меня и так называют Елбасы». Именно поэтому Назарбаев этот документ и не подмахнул, а подписала его некая «троица». Подумайте сами: что страшного в том, что какая-то малая толика людей устраивает собрание и чего-то там добивается, если президент уверен, что народ за него, что 91% населения отдал ему свои голоса? Значит, не верят ему те люди, которые препятствовали поездке! То есть ему не верят государственные служащие. Те же правоохранительные органы, представители спецслужб, они дискредитируют таким образом президента. Выходит, что именно они и есть его первые враги. Почему они препятствуют нам? Ну дали бы съездить на собрание всем этим людям и даже провели бы референдум. Если президент так уверен во всенародной поддержке, затея провалилась бы. Да и вообще, это было бы только на руку всей президентской кампании. На мой взгляд, все эти люди оказали медвежью услугу президенту.
И потом, что такое закон о лидере нации? Есть президент, есть граждане. Мне непонятно, почему закон распространяется на членов его семьи и не распространяется на всех граждан Казахстана? Одним словом, нюансов очень много. Дело даже не в том, что я против Назарбаева как такового. Наоборот, я не против него как человека. Я против беззакония. Если мы строим демократическое, правовое государство, то главенствующую роль в нем должны играть законы. Пусть они где-то недоработаны, но они должны исполняться. И все мы должны жить по закону. Иначе потом та же «троица» соберется и отменит тот закон, а применит другой — такой, что всем нам мало не покажется.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №36 (172) от 13 октября 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий