На коллегию Генеральной прокуратуры в среду журналистов запустили то ли для того, чтобы они могли воочию убедиться, что Кайрат Мами на рабочем месте и не арестован, то ли для того, чтобы показать, что и прокуратура не чужда техническим новинкам.
Заседание, как пояснил Мами, проходило в селекторном режиме – «с помощью IP-телефонии в нем принимали участие все регионы». Правда, из преимуществ IP-телефонии журналистам удалось застать лишь треск колонок да случайные возгласы в эфире, свидетельствующие, что регионы с генпрокурором мысленно вместе: после первого доклада, посвященного негативу в ИВС, пишущую братию «попросили» из зала.
Впрочем, и одного доклада начальника специально образованного департамента Генеральной прокуратуры по надзору за соблюдением прав лиц задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание, Нургалыма Абдирова было достаточно, чтобы понять: «ментовские войны» в стране не затихают.
Приказы-то были, но кто о них знал?
Нет, все факты, изложенные в докладе представителя Генпрокуратуры, действительно достойны осуждения. Вот только непонятно, почему прокуратура именно сейчас прозрела и взялась их обличать, если незаконные приказы относительно деятельности изоляторов временного содержания (ИВС) в структуре МВД функционировали годами?
Когда начальник департамента поставил генпрокурора об этом в известность, тот разыграл удивление:
- У меня один вопрос: как получилось, что незаконные приказы МВД, которые противоречатУголовно-процессуальному кодексу, чуть ли не с 2002 года просуществовали? Внесли протест об отмене только недавно, по истечении семи лет. Где наш прокурорский надзор? — строго спросил Мами у Абдирова.
Правда, генпрокурор тут же кинул подчиненному спасательный круг:
- Были ли эти приказы зарегистрированы в Министерстве юстиции? — спросил он.
На это начальник департамента с готовностью ответил: регистрации в органах юстиции противоречащие УПК приказы не проходили, в связи с чем и «прокурорской инициативы по их отмене не было». Нотеперь-то все будет в ажуре.
- Теперь наш департамент создан, четкие вопросы вами поставлены, эти вопросы вами поставлены, есть большой пласт вопросов, которые надо глубже смотреть, — сказал Абдиров.
Приказы, о которых идет речь, касаются порядка содержания, водворения и перемещения задержанных, следственно арестованных и административно арестованных в специальных помещениях. В результате их благополучного действия в помещениях органов внутренних дел зачастую случался настоящий винегрет из задержанных лиц. То обвиняемого в совершении уголовного преступления притащат в ОВД и закроют в камеры к административно арестованным, потому что следователю следственные эксперименты надо проводить, то граждан по двое суток в кабинете следователя содержат и лишь потом водворяют в ИВС.
- Вошло в порочную практику незаконное перемещение подозреваемых и обвиняемых из ИВС в помещения органов внутренних дел: за истекший период на основании требований следователей из ИВС Астаны в территориальные райотделы и ДВД для проведения следственных действий конвоировалось свыше 1200 подозреваемых и обвиняемых, — сообщил докладчик.
Там, по данным прокуратуры, люди незаконно содержались в комнатах дежурных частей для адмзадержанных. Но и это еще не все.
- Имели место факты, когда следственно арестованные перемещались в ИВС по требованиям начальников РОВД, — довершил картину правоохранительной анархии Абдиров.
Следом было озвучено предлагаемое решение всех проблем:
- В связи с противоречиями закона с отдельными пунктами инструкции Министерство юстиции по работе спецотделов следственных изоляторов подготовило проект протеста. Одновременно с целью наведения порядка в данном вопросе предлагаем Министерству юстиции совместно с правоохранительными органами подготовитьнормативно-правовой акт, регламентирующий перемещения подозреваемых и обвиняемых в ИВС.
В ИВС синяков не видят
И все же нормотворческая отсебятина МВД — цветочки по сравнению с тем, что творится в самих следственных изоляторах, уверяют в спецдепартаменте Генпрокуратуры. Так, по сведениям его начальника, заключенные одного из районных ИВС в Актюбинской области питались самостоятельно — передачами от родни. Куда целых 4 месяца девалась баланда — не завозилась в ИВС вовсе или съедалась личным составом, — как всегда, непонятно. А в столичном ИВС баланду дают, но через нее вполне можно подхватить кишечную инфекцию.
- Вследствие несоблюдения санитарных норм и правил в пищеблоке изолятора Астаны выявлено наличие бактерий кишечной палочки, — сообщил Абдиров. — Руководством ИВС не обеспечен медосмотр заключенных.
Аналогичные нарушения нашли в изоляторах Алматы, Алматинской, Акмолинской, Актюбинской,Восточно-Казахстанской и Кызылординской областей. Но там к проблемам в пищеблоке прибавились отсутствие медработников и оборудования, карантинных камер для больных, а также просроченные лекарства.
- В такой ситуации создаются благоприятные условия для распространения заразных и инфекционных болезней, — констатировал прокурор. — По сведениям комитета УИС, за последние 9 месяцев из ИВС и СИЗО поступило свыше 9 тысяч следственно арестованных без прохождения флюорографического обследования, из этого числа в ходе медосмотров выявлено 357 больных туберкулезом, из них 127 — с открытой формой. Очевидно, что прокурорский спрос за соблюдениесанитарно-эпидемиологических норм должен быть ужесточен.
При этом сотрудники ИВС, по прокурорской оценке, предпочитают замалчивать факты поступления к ним задержанных с побоями.
- Администрациями изоляторов не обеспечивается своевременная регистрация фактов получения заключенными телесных повреждений, уведомление прокуроров и направление в органы уголовного преследования для принятия процессуального решения, данные обстоятельства выявляются лишь после поступления заключенных в следственные изоляторы, — утверждает Абдиров. — К примеру, по данным СИЗО Кокшетау, по прибытии из ИВС Зерендинского ОВД у обвиняемого Есина обнаружен закрытый перелом нижней челюсти...
А вся беда, по его мнению, в том, что руководством территориальных ОВД «не осуществлялся надлежащий ведомственный контроль над соблюдением требований совместного приказа КНБ и МВД, министерств юстиции и здравоохранения по вопросам своевременного выявления телесных повреждений у задержанных лиц». Вона как, Михалыч! Анарод-то всегда считал, что просто ворон ворону глаз никогда не выклюет и одни менты на других заявления и не пишут — а они всего лишь не выполняли межведомственный приказ. То, конечно, самый страшный грех — по сравнению с ответственностью за нанесение телесных повреждений...
...и немного дегтя
Далее докладчик, соблюдая законы жанра, и своих стеганул, чтобы чужие боялись. Рассказывая о сокрытии телесных повреждений у задержанных, Абдиров признал, что и прокуроры недобдели.
- Прокурорами не обеспечивался должный надзор за исполнением данного межведомственного приказа: по информации прокуратур областей, из 609 лиц, поступивших в ИВС с телесными повреждениями, только в пяти случаях были уведомлены органы прокуратуры. В остальных случаях остались неисследованными вопросы вероятности недозволенных методов ведения следствия, — констатировал он.
А чуть позже списал и институт дежурных прокуроров, имеющих в зданиях ОВД собственные кабинеты и, по идее, способных останавливать любые нарушения законности в этих стенах.
- Не стали надежным заслоном и дежурные прокуроры, дислоцирующиеся в кабинетах прокуроров в зданиях ОВД. Как еще объяснить незаконное — в течение пяти часов ночного времени — содержание в здании ОВД района Жетысу Алматы четырех несовершеннолетних, а также12-часовое содержание в кабинете оперативников УВД Павлодара задержанного в этом городе человека?! — пенял коллегам на единичные, надо понимать, случаи верхоглядства Абдиров.
Впрочем, после этого отступления спикер вновь вернулся к теме незаконного перемещения и содержания задержанных в изоляторах.
- В нарушение требований статьи 152 УПК — о содержании в ИВС следственно арестованных лишь в случаях отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения — за 9 месяцев прокурорами областных центров было санкционировано необоснованно 312 таких постановлений следователей. Прокурорам надо строго соблюдать требования закона, исключить из практики утверждение необоснованных постановлений следователей, — сообщил он.
В сухом остатке МВД было рекомендовано «повысить ответственность дежурных частей», непосредственно задерживающих граждан, правительству — снести подвальные и полуподвальные ИВС и построить новые, а прокурорам — помнить о том, что Генпрокуратурой разработано «методическое пособие по проверке изоляторов временного содержания». Которое, видимо, следует регулярно перечитывать — неизвестно, правда, насколько это поможет в общении с начальством ИВС. Ведь оно, по признанию Абдирова же, даже «обладая информацией о проводимой прокурорской проверке, мер по наведению порядка не принимает». То есть совершенно искренне считает, что ему все сойдет с рук — и ведь сходит...
Нет, все факты, изложенные в докладе представителя Генпрокуратуры, действительно достойны осуждения. Вот только непонятно, почему прокуратура именно сейчас прозрела и взялась их обличать, если незаконные приказы относительно деятельности изоляторов временного содержания (ИВС) в структуре МВД функционировали годами?
Когда начальник департамента поставил генпрокурора об этом в известность, тот разыграл удивление:
- У меня один вопрос: как получилось, что незаконные приказы МВД, которые противоречат
Правда, генпрокурор тут же кинул подчиненному спасательный круг:
- Были ли эти приказы зарегистрированы в Министерстве юстиции? — спросил он.
На это начальник департамента с готовностью ответил: регистрации в органах юстиции противоречащие УПК приказы не проходили, в связи с чем и «прокурорской инициативы по их отмене не было». Но
- Теперь наш департамент создан, четкие вопросы вами поставлены, эти вопросы вами поставлены, есть большой пласт вопросов, которые надо глубже смотреть, — сказал Абдиров.
Приказы, о которых идет речь, касаются порядка содержания, водворения и перемещения задержанных, следственно арестованных и административно арестованных в специальных помещениях. В результате их благополучного действия в помещениях органов внутренних дел зачастую случался настоящий винегрет из задержанных лиц. То обвиняемого в совершении уголовного преступления притащат в ОВД и закроют в камеры к административно арестованным, потому что следователю следственные эксперименты надо проводить, то граждан по двое суток в кабинете следователя содержат и лишь потом водворяют в ИВС.
- Вошло в порочную практику незаконное перемещение подозреваемых и обвиняемых из ИВС в помещения органов внутренних дел: за истекший период на основании требований следователей из ИВС Астаны в территориальные райотделы и ДВД для проведения следственных действий конвоировалось свыше 1200 подозреваемых и обвиняемых, — сообщил докладчик.
Там, по данным прокуратуры, люди незаконно содержались в комнатах дежурных частей для адмзадержанных. Но и это еще не все.
- Имели место факты, когда следственно арестованные перемещались в ИВС по требованиям начальников РОВД, — довершил картину правоохранительной анархии Абдиров.
Следом было озвучено предлагаемое решение всех проблем:
- В связи с противоречиями закона с отдельными пунктами инструкции Министерство юстиции по работе спецотделов следственных изоляторов подготовило проект протеста. Одновременно с целью наведения порядка в данном вопросе предлагаем Министерству юстиции совместно с правоохранительными органами подготовить
В ИВС синяков не видят
И все же нормотворческая отсебятина МВД — цветочки по сравнению с тем, что творится в самих следственных изоляторах, уверяют в спецдепартаменте Генпрокуратуры. Так, по сведениям его начальника, заключенные одного из районных ИВС в Актюбинской области питались самостоятельно — передачами от родни. Куда целых 4 месяца девалась баланда — не завозилась в ИВС вовсе или съедалась личным составом, — как всегда, непонятно. А в столичном ИВС баланду дают, но через нее вполне можно подхватить кишечную инфекцию.
- Вследствие несоблюдения санитарных норм и правил в пищеблоке изолятора Астаны выявлено наличие бактерий кишечной палочки, — сообщил Абдиров. — Руководством ИВС не обеспечен медосмотр заключенных.
Аналогичные нарушения нашли в изоляторах Алматы, Алматинской, Акмолинской, Актюбинской,
- В такой ситуации создаются благоприятные условия для распространения заразных и инфекционных болезней, — констатировал прокурор. — По сведениям комитета УИС, за последние 9 месяцев из ИВС и СИЗО поступило свыше 9 тысяч следственно арестованных без прохождения флюорографического обследования, из этого числа в ходе медосмотров выявлено 357 больных туберкулезом, из них 127 — с открытой формой. Очевидно, что прокурорский спрос за соблюдение
При этом сотрудники ИВС, по прокурорской оценке, предпочитают замалчивать факты поступления к ним задержанных с побоями.
- Администрациями изоляторов не обеспечивается своевременная регистрация фактов получения заключенными телесных повреждений, уведомление прокуроров и направление в органы уголовного преследования для принятия процессуального решения, данные обстоятельства выявляются лишь после поступления заключенных в следственные изоляторы, — утверждает Абдиров. — К примеру, по данным СИЗО Кокшетау, по прибытии из ИВС Зерендинского ОВД у обвиняемого Есина обнаружен закрытый перелом нижней челюсти...
А вся беда, по его мнению, в том, что руководством территориальных ОВД «не осуществлялся надлежащий ведомственный контроль над соблюдением требований совместного приказа КНБ и МВД, министерств юстиции и здравоохранения по вопросам своевременного выявления телесных повреждений у задержанных лиц». Вона как, Михалыч! А
...и немного дегтя
Далее докладчик, соблюдая законы жанра, и своих стеганул, чтобы чужие боялись. Рассказывая о сокрытии телесных повреждений у задержанных, Абдиров признал, что и прокуроры недобдели.
- Прокурорами не обеспечивался должный надзор за исполнением данного межведомственного приказа: по информации прокуратур областей, из 609 лиц, поступивших в ИВС с телесными повреждениями, только в пяти случаях были уведомлены органы прокуратуры. В остальных случаях остались неисследованными вопросы вероятности недозволенных методов ведения следствия, — констатировал он.
А чуть позже списал и институт дежурных прокуроров, имеющих в зданиях ОВД собственные кабинеты и, по идее, способных останавливать любые нарушения законности в этих стенах.
- Не стали надежным заслоном и дежурные прокуроры, дислоцирующиеся в кабинетах прокуроров в зданиях ОВД. Как еще объяснить незаконное — в течение пяти часов ночного времени — содержание в здании ОВД района Жетысу Алматы четырех несовершеннолетних, а также
Впрочем, после этого отступления спикер вновь вернулся к теме незаконного перемещения и содержания задержанных в изоляторах.
- В нарушение требований статьи 152 УПК — о содержании в ИВС следственно арестованных лишь в случаях отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения — за 9 месяцев прокурорами областных центров было санкционировано необоснованно 312 таких постановлений следователей. Прокурорам надо строго соблюдать требования закона, исключить из практики утверждение необоснованных постановлений следователей, — сообщил он.
В сухом остатке МВД было рекомендовано «повысить ответственность дежурных частей», непосредственно задерживающих граждан, правительству — снести подвальные и полуподвальные ИВС и построить новые, а прокурорам — помнить о том, что Генпрокуратурой разработано «методическое пособие по проверке изоляторов временного содержания». Которое, видимо, следует регулярно перечитывать — неизвестно, правда, насколько это поможет в общении с начальством ИВС. Ведь оно, по признанию Абдирова же, даже «обладая информацией о проводимой прокурорской проверке, мер по наведению порядка не принимает». То есть совершенно искренне считает, что ему все сойдет с рук — и ведь сходит...
0 коммент.:
Отправить комментарий