27.10.2010

Большие ставки в большой игре

«Пока Лидер нации занят ассамблеями и саммитом ОБСЕ, за его спиной чиновники от нефти и газа получают сотни миллионов долларов взяток. 
 
Автор: Нам пишут
 
Тем самым нанося ущерб национальным интересам экономики Казахстана на десятки миллиардов долларов», - так начинается статья, подписанная «группой работников министерства нефти и газа».
Предваряет эту статью обращение к редакции со следующим содержанием:
«Уважаемая редакция!
В последнее время вы делаете большую работу по установлению огромных капиталов, незаконно нажитых и выведенных из страны, записанных на подставных лиц.Не всегда вы не правы, связывая происхождение этих капиталов с нанесением огромного ущерба интересам Казахстана и его граждан. Думаем, что опубликование нашей информации поможет вам и нам предотвратить еще одно такое «мошенничество века». По понятным причинам, не подписываемся.
С уважением, группа бывших и нынешних работников министерства энергетики минеральных ресурсов — нефти и газа».
Сама же статья представляет, на наш взгляд,  большой интерес как в плане поднятой в ней теме, так и своими подробностями...Впрочем, мы, как обычно, предлагаем сделать выводы самим читателям, обращая лишь внимание на то, что все изложенное ниже — мнение исключительно подписантов. Но мнение, которое может оказаться важным для общества, если хотя бы часть из того, что здесь написано, окажется правдой. Мы же со своей стороны тоже зададим вопросы казахстанскому Министерству нефти и газа и его первому лицу — Сауату Мынбаеву.
СТАТЬЯ, ПРИСЛАННАЯ В РЕДАКЦИЮ ОТ ПОДПИСАНТОВ ПИСЬМА
В последнее время все больше внимания в зарубежной прессе уделяется переговорам Казахстана с транснациональными нефтегазовыми компаниями о возможном вхождении национальной компании «Казмунайгаз» в проект по разработке месторождения Карачаганак.
Иностранцы называют результаты переговорных разборок с акционерами компании Karachaganak Petroleum Operating и возможные усилия правительства Казахстана по приобретению доли в этом консорциуме одним из «ключевых факторов, на которые надо смотреть» наряду со здоровьем Лидера нации и изменениями в его ближайшем окружении.
Здесь немало моментов, которые заслуживают особо пристального внимания, поскольку от исхода данной судебной тяжбы напрямую зависит реализация социально-экономических программ для народа Казахстана. Другими словами, решение Карачаганакского вопроса — это содержание и развитие казахстанской медицины и образования, зарплата бюджетникам, строительство необходимой инфраструктуры, чтобы Казахстан продолжил свое развитие и оставался лидером в Центрально-Азиатском регионе.
Предыстория вопроса
Казахстанская сторона имеет ряд обоснованных претензий к сооператорам Карачаганакского проекта — английской «Бритиш газ» и итальянской ENI в части выполнения инвестиционных обязательств и экологии. Казахстанские власти и казна не досчитались ожидаемых доходов  в виде налогов и политических дивидендов от разработки Карачаганакского месторождения. С 1993 по 2009 годы казахстанская казна получила от Карачаганака 6 миллиардов 300 миллионов долларов дохода.
Для сравнения: от Тенгизского проекта только за один 2009 год получили 5 миллиардов 500 миллионов. И это притом, что основные запасы по газу сосредоточены на Карачаганаке, а ежегодная добыча нефти и конденсата составляет порядка 10 млн. тонн.
Если излагать суть конфликта вокруг Карачаганака для неспециалиста коротко, то он в сроках и бюджете предложенного иностранцами проекта реализации три фазы развития Карачаганака. По подписанному ранее ОСРП, это реализация газового проекта, строительство необходимой инфраструктуры и, самое главное, увеличение числа добывающих и газонагнетательных скважин.
  Акционеры проекта, вопреки ранее взятым на себя обязательствам, хотят отказаться от первых двух составляющих (собственно, ради чего этот проект затевался  и почему к нему привлекли «Бритиш Газ»), сведя весь проект к простому увеличению скважин, качающих нефтегазоконденсат. Причем, возмещая, как раньше, все затраты за счет прибыльной нефти, доход от продажи которой подлежит уплате в бюджет Казахстана.
А то, что надо республике, то есть строительство газоперерабатывающего завода, иностранцы предлагают делать Казахстану за свой счет. При этом первоначальный бюджет третьей фазы предполагается увеличить в несколько раз, что сразу скажется на экономике проекта и отодвинет дату получения Казахстаном прибыльной нефти на несколько лет. Сейчас  львиная доля доходов от ее продажи идет на так называемое «покрытие затрат», в которое порой включают и униформу за несколько тысяч долларов за комплект, и непомерно вздутые зарплаты иностранным сотрудникам оператора, и кока-колу по несколько сотен долларов за банку.
«Чистка» по большому кругу
В прошлом году Karachaganak Petroleum Operating (KPO) обратился в Стокгольмский международный арбитражный суд против правительства Казахстана по экспортным пошлинам на сумму порядка миллиарда долларов и сейчас пытается оспорить налоговые претензии на сотни миллиардов долларов. Поэтому судьба сегодняшних переговоров, а значит доходов в бюджет и Национальный фонд на несколько десятков лет вперед зависит от переговорной группы по Карачаганаку от Казахстана и от качества подготовки и проработки юридической переговорной позиции. Ведь иностранцы подали в арбитраж.
Эту переговорную группу до последнего времени возглавлял ответственный секретарь Министерства нефти и газа Казахстана Канатбек Сафинов, как говорят, один из самых близких приближенных заместителя председателя правления Фонда «Самрук-Казына» Тимура Кулибаева.  Назначен он был в июне 2009 года. И не прошло и года, как руководящий состав  министерства обновился наполовину.
Ушли по «собственному желанию» директора департаментов развития нефтехимии, нефтяной, газовой промышленности, сменилось три руководителя департамента административной работы, четыре — юридической службы, два заместителя директора департамента  прямых инвестиций в недропользование, заместитель директора департамента ядерной энергетики и атомной промышленности, заместители директоров  департаментов административной работы, нефтяной промышленности, директор департамента международного сотрудничества переведен на нижестоящую должность.
И это не говоря уже о  начальниках управлений, отделов и рядовых служащих. Сменились руководители и подведомственных организаций -  АО «Главное диспетчерское управление», ГУ «Капиталнефтегаз»,  АО «Контрактное агентство».
За довольно короткий срок сменилось 10 руководителей структурных подразделений, 6 заместителей руководителей, не считая всех остальных.  Это весь профильный состав ядро министерства, люди с большим знанием дела, которые являлись профессионалами, патриоты государственной службы. Эти люди вынуждено покинули свои должности, под давлением, хотя официально по «собственному»  желанию.
О конкурсах при приеме на государственную службу вообще говорить не приходится. К примеру, ранее в министерстве энергетики и минеральных ресурсов фактически занимал должность директора департамента административной работы человек, еще не прошедший конкурс. Он представлял министерство в Администрации Президента, руководил работой всего департамента, отписывал сотрудникам документы, не имея на то полномочий,  занимал служебный кабинет. То есть ему было заранее отдано предпочтение, которое было скрыто от посторонних глаз и от проходивших конкурс в соответствии с законом.
Заместитель директора департамента государственных закупок и активов министерства энергетики и минеральных ресурсов был  назначен на должность с нарушением законов о государственной службе, он осуществлял свою деятельность еще задолго до объявления конкурса и прохождения специальной проверки. При этом ранее, он работал помощником ответственного секретаря, опять же не будучи оформлен на государственной службе.
Эти люди имели доступ к служебной информации и, фактически, исполняли функции государственного служащего, а впоследствии «прошли» конкурс в министерстве энергетики и минеральных ресурсов.
В административном департаменте, в служебных кабинетах, на служебных компьютерах работали люди, не состоящие в штате министерства,   не назначенные, как полагается приказом, не являющиеся госслужащими. Там работали и люди, которые имеют иностранное гражданство. А они имели доступ к документам и служебного пользования,  и,  вообще,  ко всем документам, проходящим по министерству.
Каждому птенцу — свое «гнездо»
Интересен подход господина Сафинова и к выбору тех людей, которым по долгу службы предстоит вести столь важные и значимые для Родины многомиллиардные переговоры. Критерии для их отбора очень просты: во-первых, они юны и неопытны, а во-вторых, либо имеют родителей — ответственных чиновников во властных структурах, либо отличаются миловидной внешностью и женской привлекательностью.
В качестве примера можно упомянуть двадцативосьмилетнего сына экс-замгенпрокурора Мерея Ваисова Даниеля и по совместительству директора департамента юридической службы министерства энергетики и минеральных ресурсов, или 26-летнего Бекета Избастина, ставшего начальником управления контрактов и СРП министерства нефти и газа, сына посла РК в Болгарии Темиртая Избастина, который в свою очередь является родственником председателя казахстанского Сената.
Особого внимания заслуживает «Мисс туризм — 2002» Айжан Иргалиева, которая в свои 27 лет является заместителем директора департамента юридической службы  в министерстве нефти и газа. Последние несколько лет она работала в «Казмунайгазе» и  в ФНБ «Самрук-Казына» под руководством г-на Сафинова. А когда его назначили ответственным секретарем в министерстве, Иргалиева также стала работать на государственной службе.
В дальнейшем взаимная синхронность у  г-на Сафинова и  г-жи. Иргалиевой присутствует во многих других деталях. К примеру, ответственный секретарь и  Иргалиева всегда берут отпуск в одно и то же время на одинаковый период времени. Поговаривают, что на Новый Год  они отдыхали в Арабских эмиратах, откуда прямиком прилетели в Лондон на переговоры по Карачаганаку, где их прибытие наблюдала вся переговорная группа.  К тому же поселились они  в одной гостинице, несмотря на то, что тарифы на оплату проживания за счет налогоплательщиков у административного госслужащего и ответственного секретаря министерства абсолютно разные.
Отдельно следует отметить то, как  г-н Сафинов оберегает свою молодую пассию. В ходе переговорного процесса по Карачаганаку многие обратили внимание на настойчивые попытки  Иргалиевой установить, скажем так, менее формальные отношения с министром нефти и газа Сауатом Мынбаевым и теперь уже бывшим первым вице-президентом «Казмунайгаза» Максатом Иденовым. Об эффективности этих попыток история умалчивает, однако в итоге закулисных игр и баталий Иденову пришлось покинуть Казахстан и оставить свою любимую работу в «Казмунайгазе», прислав по факсу из заграницы заявление об увольнении. Кроме этого,  Иргалиева была также замечена в обществе с иностранными представителями компаний, которые входят в Карачаганакский консорциум. Разумеется в нерабочее время и в «нестандартной» обстановке.
Казалось бы, простые житейские ситуации не должны выноситься на суд общественности, но когда речь идет о совмещении личных и государственных интересов, причем в значительный ущерб последним, о неприкосновенности личной жизни говорить не приходится. Ведь участие в таких важных для страны и ее народа переговорах людей, которые своими личными корыстными интересами могут нанести большой и непоправимый вред, выглядит как минимум непонятным и неприемлемым.
  Отдельного упоминания следует удостоить так называемых «юристов Сафинова». Это те лица, которые работают в государственных и окологосударственных структурах, вырабатывающих позицию в переговорах, однако штатно числятся в коммерческих организациях,  учредителем которых являются связанные и зависимые от ответственного секретаря люди.
Именно они получают любой доступ к закрытой документации министерства. Именно эти компании выигрывают конкурсы по государственным закупкам многомиллионных юридических услуг для министерства нефти и газа и «Казмунайгаза».
Об одной из таких компаний писала недавно известная республиканская газета. Ее название — ТОО «Центр правовых исследований и анализа», а ее деятельностью неформально руководит непосредственно  Сафинов и сотрудники вышеуказанного ТОО ежедневно присутствуют в его приемной.
Как отмечается в статье, ТОО «Центр правовых исследований и анализа» «консультировал» Фонд «Самрук» в пик кризиса, получая от 312 до 532 тысяч тенге за день (!) консультирования. Его сотрудники зарабатывали от 10 тысяч до 30 тысяч тенге в час или от 80 до 240 тысяч тенге ежедневно. В юридическом департаменте данной конторы «трудились» семь экспертов, которым в кризисный 2009 год было выдано 737 миллионов тенге — по 10,5 миллиона тенге на человека. В инвестиционном департаменте каждый из пяти сотрудников получил от государства за труды по 13 миллионов тенге в год.
Нетрудно догадаться, куда могла уходить львиная доля этих прибылей и из каких «обязанностей» складывалась «почасовая ставка» оплаты труда такого «специалиста».
В чью пользу ставки?
Зачем так подробно описывать нравы и стиль работы в «команде» ответсекретаря Сафинова? Ведь сегодня по официальной версии, переговоры по Карачаганаку с марта 2010 года замкнуты на министра нефти и газа Сауата Мынбаева. Все материалы вроде бы переданы в странную компанию — 100-процентную дочку «Казмунайгаза» ТОО «PSA» (Product Sharing Agreements, СРП).
Однако за его спиной все же нет-нет, да выглядывает фигура ответственного секретаря — юридическую службу ТОО «PSA» возглавляет Даниель Ваисов, а Айжан Игралиева и Беккет Избастин продолжают оставаться ответственными сотрудниками, визирующими от министерства позицию Казахстана на переговорах.
Ставки в этой большой игре, в которой замешаны нефть, огромные деньги, красивые женщины, геополитика и интересы сверхдержав, действительно высоки. При стоимости 1%  доли в Karachaganak Petroleum Operating в несколько сотен миллионов долларов, при отказе от налоговых и финансовых претензий в миллиарды долларов, при согласовании попытки увеличить бюджет на десятки миллиардов долларов и отсрочить получение Казахстаном полноценной прибыльной нефти на несколько лет — по аналогии с тем, что было по Кашаганскому месторождению — не трудно подсчитать, какую сумму, будучи главой переговорной группы и главным юристом, можно запросить за свои «услуги».
Благо, потратить приобретенные за счет народа Казахстана богатства есть на что — на обеспеченную старость в Лондоне и вечный эротуризм по лучшим мировым курортам.
ОТ РЕДАКЦИИ: Интересно, что думает обо всем этом господин Мынбаев?

3 коммент.:

рулетка комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.
рулетка комментирует...

Большие деньги, большие шалости. Надеюсь и ответ будет соответственным. Я слышал, что Сафинов как мужик левый, подозрительный, неприятный тип.

natalia комментирует...

потрясающе!!! эти господа забыли обо всем. а как же мы, простые налогоплательщики? ай-ай-ай, господин юрист, Вы не просто совершаете ошибки, вы даже не можете их скрыть.

Отправить комментарий