Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо склонен считать, что если с демократией в Казахстане пока и не все в порядке, то председательство в организации все равно пойдет республике на пользу.
Во вторник на вопрос журналистов – не считает ли он ошибкой предоставление председательства стране, которую партнеры по ОБСЕ регулярно критикуют за нарушение прав и свобод человека и СМИ он заявил, что сама дискуссия на эту тему полезна, поскольку способна дать свои плоды в последующем. Правда, признал генсек ОБСЕ, плоды эти «медленные и не совсем прямые иногда».
Из радужного состояния главу ОБСЕ на брифинге, где тот предпочитал говорить об успехах председательствования, вывели иностранные журналисты.
Слушают НПО — и то хорошо
Сначала представитель японского СМИ осторожно поинтересовался у Бришамбо, не слишком ли тот разжижает сгустившиеся над председательством краски — ведь критика в адрес Казахстана критика звучит все чаще и чаще.Г-н Бришамбо попытался сгладить и без того корректнейший вопрос.
- ОБСЕ — это очень открытая для обсуждений и споров организация, постоянно ведется обмен мнениями между участниками Организации по вопросу о том, как та или иная встреча будет помогать выполнению обязательств, взятых в ее рамках, — начал он издалека. — И в этом плане в Вене в ОБСЕ ведутся активные обсуждения — очень сложные, открывающие возможность, чтобы участники задавали друг другу вопросы, они задавались и в адрес Казахстана, в том числе и во время его председательства.
Обязанности, которые взял на себя Казахстан, «повысили активность этих вопросов», дипломатично ответил Генсек. Заключается это повышение активности, по его мнению, в том, что «больше обмена взглядами с властями Казахстана». И далее перешел к конкретике:
- Это побуждает к тому, чтобы решать сохраняющиеся вопросы. Хотел бы также отметить, что ведется дискуссия с НПО, что позволяет гражданскому обществу республики высказывать свои взгляды.
Он напомнил, что на обзорной конференции по правам человека в Варшаве присутствовало не менее 50 НПО из Казахстана, которые «они очень оживленно дискутировали и очень открыто высказывались».
- И надо сказать, что казахстанское председательство проявило очень большую сдержанность и открытость в отношении заданных вопросов, которые порой противоречили друг другу, потому что среди НПО имеются разные настроения, — припомнил спикер, что в негосударственном секторе существует и вполне себе государственные взгляды. — Но вэтом-то и уникальность ОБСЕ, демократия и права человека — это продолжающийся процесс. Это еще незавершенная работа, необходимо постоянно совершенствовать, улучшать и то, и другое, и лучше всего делать это на основе общих ценностей, в духе взаимного уважения и одновременно готовности решать проблемы.
На этом, казалось бы, можно было поставить точку в дискуссии. Но тут вмешалась журналистка из Великобритании:
- Вы говорили об открытых обсуждениях, состоявшихся несколько дней назад с участием НПО. Но если вы посмотрите, как это освещало казахстанское телевидение, то будете очень удивлены, — напомнила она Бришамбо, что все неудобные моменты дискуссии правительственного и неправительственного секторов аккуратно вырезаются из эфиров. — Это мы все знаем, что само представление председательства Казахстану вызывало споры. Эточему-то научило Казахстан или это просто было какой-то пиар-кампанией для Казахстана?
- Я бы вам предложил задать этот вопрос не мне, а казахстанским НПО — вот им и решать, полезно ли было осветить этим прожектором Казахстан, полезно ли было использовать эти возможности для дискуссии или нет, — парировал Бришамбо. —Что-то меня побуждает думать, что они не были уж совсем недовольны, и что это было для них полезно, для НПО, получить шанс, присутствовать, озвучить свои взгляды на протяжении всего этого процесса. Были услышаны определенные заявления, произошел обмен взглядами. Я думаю, некоторые из этих процессов принесут плоды в будущем, иногда, правда, вот это принесение плодов бывает медленным и не совсем прямым.
Саммит как традиция
Разумеется, не обошлось напресс-конференции и без конфуза — представитель Калиниградской области, представившийся почему-то представителем «газеты «Казинформ», довел до сведения генсека ОБСЕ, что «общественность Калиниградской области очень высоко оценивает посыл Нурсултана Абишевича Назарбаева на саммит ОБСЕ 2010 — традиции, толерантность, транспарентность, доверие».
- В этой связи, говоря о будущем — мы провели опрос среди молодежи — очень мало кто знает, на каких канонах основывается ОБСЕ. У нас есть предложение: в Калиниградской области в этом году осуществился проект «Балтийский Артек», и Калиниградская область является ближайшим соседом преемника председательства в ОБСЕ — Литвы. Может быть, вы примите такое предложение как проведение неформального молодежного саммитастран-участниц ОБСЕ на территории Калиниградской области совместно с Литовской республикой, чтобы молодежь была больше посвящена в то, чем заниматься предстоит в ближайшие годы именно этому поколению? — дошел, наконец, до цели своего вопроса россиянин.
Марка Перрен де Бришамбо такая забота об осведомленности молодежи явно растрогала.
- Спасибо, что поставили этот вопрос — вполне обоснованный, важно, чтобы молодые поколения больше знали о том, что такое ОБСЕ. Мы хотим создать инструментарий, который позволял бы отдельным средним школам и вузам подобным же образом имитировать подобную деятельность ОБСЕ. Это подводит к надлежащему управлению государствами, к процессам упорядочивания споров в свободных обществах. Мы рады вам помочь, — заверил он.
Надо в зеркало смотреться
На этом вопросы об оценке степени демократичности Казахстана и высказывание благих пожеланий закончились, и инициативу взяли в свои руки азербайджанцы с вопросом о Нагорном Карабахе.
- Нас интересует проблема функциональности и полезности ОБСЕ как международной организации, в частности как платформы для разрешения конфликтов. Если со времени начала переговоров с участием ОБСЕ по карабахскому конфликту организация не смогла еще привести стороны к общему знаменателю, может быть, стоит перевести этот конфликт в ведение другой организации, типа СНГ, которая будет более полезна? — спросил азербайджанский телевизионщик.
- Здесь должна быть ясность — организация не может быть лучше своих компонентов, составных частей, — отбил мячг-н Бришамбо, намекнув на то, что сложности были созданы самими сторонами конфликта. — Я очень сомневаюсь, что трудности, созданы организацией, и тот факт, что мы не достигли решения за столько лет, начиная с 1992 года, это признак того, как трудна ситуация, а не признак того, что организация является плохой или хорошей. Я думаю, любой в ОБСЕ вам скажет — если кто-то может добиться большего, лучших результатов — пожалуйста, мы хотим мира, хотим урегулировать конфликт, хотим, чтобы в будущем было согласие и гармония между всеми народами на Кавказе. Мы здесь существуем не для того, чтобы продвигать какую-то организацию, ее рекламировать, пиарить, мы здесь для лучшего будущего.
Он также выразил надежду на то, что после проведения в Молдове парламентских выборов будут заложены «новые политические основы для возобновления обсуждений».
- Перевод переговоров в официальное русло — это важная задача, мы должны над ней работать, это долгосрочная задача, — напомнил Бришамбо о «плодах медленных и не совсем прямых».
Кыргызстан и Южная Осетия — в зоне внимания
Тему замороженных конфликтов впресс-центре во вторник продолжил верховный комиссар ОБСЕ по делам нацменьшинств Кнут Воллебек, заявивший, что особую озабоченность у него вызывает ситуация с соблюдением прав национальных меньшинств в Кыргызстане и Южной Осетии.
- Сейчас среди многих политиков и в СМИ звучат националистические нотки. Это может подорвать усилия направленные на консолидацию национального самосознания, — охарактеризовал ситуацию в Киргизииг-н Воллебек. — Коалиционное правительство, когда оно придет к власти, будет сталкиваться с задачей примирения национальных меньшинств и поддержания устойчивого мира в стране. Мы оказываем содействие президенту Кыргызстана в выработке концепции интеграции и укрепления межэтнических отношений. Мы надеемся, что нам удастся продвинуть этот процесс в интересах и на благо всех этнических групп, проживающих в Кыргызстане.
Верховный комиссар заметил, что население юга республики испытывает проблемыиз-за того, что его выставляют не в самом лучшем свете.
- После своего недавнего посещения Оша я могу сказать, что ситуация вызывает беспокойство. Было бы справедливо сказать, что многие люди, которые проживают на юге Кыргызстана, воспринимают свою ситуацию как очень сложную, они считают, что они были маргинализированы, — сказал верховный комиссар. — Очень важно решать и эти вопросы: конфликт может вновь разгореться, если не решать их должным образом.
Г-н Воллебек заявил, что видит необходимость в международном присутствии в Южной Осетии для того, чтобы решить проблемы грузинских беженцев.
- С самого начала я озабочен положением различных национальных групп, меньшинств в Южной Осетии, особенно грузин это касается, мне трудно оценивать ситуацию на основе коротких визитов в Южную Осетию, но могу сказать, на основе этих посещений, что есть необходимость в международном присутствии, — сказал он. — Маловероятно, что внутренне перемещенные лица смогут вернуться без обеспечения международного присутствия, так что я надеюсь, что можно будет восстановить международное присутствие там. Недостаточно будет обеспечить только международное присутствие, но во всяком случае это может послужить основой для обеспечения возврата и для восстановления доверия между различными сторонами. Поэтому я считаю это очень важным — мы надеемся, что действующие власти позволят нам продолжать посещение это региона, как это происходило в Абхазии.
Слушают НПО — и то хорошо
Сначала представитель японского СМИ осторожно поинтересовался у Бришамбо, не слишком ли тот разжижает сгустившиеся над председательством краски — ведь критика в адрес Казахстана критика звучит все чаще и чаще.
- ОБСЕ — это очень открытая для обсуждений и споров организация, постоянно ведется обмен мнениями между участниками Организации по вопросу о том, как та или иная встреча будет помогать выполнению обязательств, взятых в ее рамках, — начал он издалека. — И в этом плане в Вене в ОБСЕ ведутся активные обсуждения — очень сложные, открывающие возможность, чтобы участники задавали друг другу вопросы, они задавались и в адрес Казахстана, в том числе и во время его председательства.
Обязанности, которые взял на себя Казахстан, «повысили активность этих вопросов», дипломатично ответил Генсек. Заключается это повышение активности, по его мнению, в том, что «больше обмена взглядами с властями Казахстана». И далее перешел к конкретике:
- Это побуждает к тому, чтобы решать сохраняющиеся вопросы. Хотел бы также отметить, что ведется дискуссия с НПО, что позволяет гражданскому обществу республики высказывать свои взгляды.
Он напомнил, что на обзорной конференции по правам человека в Варшаве присутствовало не менее 50 НПО из Казахстана, которые «они очень оживленно дискутировали и очень открыто высказывались».
- И надо сказать, что казахстанское председательство проявило очень большую сдержанность и открытость в отношении заданных вопросов, которые порой противоречили друг другу, потому что среди НПО имеются разные настроения, — припомнил спикер, что в негосударственном секторе существует и вполне себе государственные взгляды. — Но в
На этом, казалось бы, можно было поставить точку в дискуссии. Но тут вмешалась журналистка из Великобритании:
- Вы говорили об открытых обсуждениях, состоявшихся несколько дней назад с участием НПО. Но если вы посмотрите, как это освещало казахстанское телевидение, то будете очень удивлены, — напомнила она Бришамбо, что все неудобные моменты дискуссии правительственного и неправительственного секторов аккуратно вырезаются из эфиров. — Это мы все знаем, что само представление председательства Казахстану вызывало споры. Это
- Я бы вам предложил задать этот вопрос не мне, а казахстанским НПО — вот им и решать, полезно ли было осветить этим прожектором Казахстан, полезно ли было использовать эти возможности для дискуссии или нет, — парировал Бришамбо. —
Саммит как традиция
Разумеется, не обошлось на
- В этой связи, говоря о будущем — мы провели опрос среди молодежи — очень мало кто знает, на каких канонах основывается ОБСЕ. У нас есть предложение: в Калиниградской области в этом году осуществился проект «Балтийский Артек», и Калиниградская область является ближайшим соседом преемника председательства в ОБСЕ — Литвы. Может быть, вы примите такое предложение как проведение неформального молодежного саммита
Марка Перрен де Бришамбо такая забота об осведомленности молодежи явно растрогала.
- Спасибо, что поставили этот вопрос — вполне обоснованный, важно, чтобы молодые поколения больше знали о том, что такое ОБСЕ. Мы хотим создать инструментарий, который позволял бы отдельным средним школам и вузам подобным же образом имитировать подобную деятельность ОБСЕ. Это подводит к надлежащему управлению государствами, к процессам упорядочивания споров в свободных обществах. Мы рады вам помочь, — заверил он.
Надо в зеркало смотреться
На этом вопросы об оценке степени демократичности Казахстана и высказывание благих пожеланий закончились, и инициативу взяли в свои руки азербайджанцы с вопросом о Нагорном Карабахе.
- Нас интересует проблема функциональности и полезности ОБСЕ как международной организации, в частности как платформы для разрешения конфликтов. Если со времени начала переговоров с участием ОБСЕ по карабахскому конфликту организация не смогла еще привести стороны к общему знаменателю, может быть, стоит перевести этот конфликт в ведение другой организации, типа СНГ, которая будет более полезна? — спросил азербайджанский телевизионщик.
- Здесь должна быть ясность — организация не может быть лучше своих компонентов, составных частей, — отбил мяч
Он также выразил надежду на то, что после проведения в Молдове парламентских выборов будут заложены «новые политические основы для возобновления обсуждений».
- Перевод переговоров в официальное русло — это важная задача, мы должны над ней работать, это долгосрочная задача, — напомнил Бришамбо о «плодах медленных и не совсем прямых».
Кыргызстан и Южная Осетия — в зоне внимания
Тему замороженных конфликтов в
- Сейчас среди многих политиков и в СМИ звучат националистические нотки. Это может подорвать усилия направленные на консолидацию национального самосознания, — охарактеризовал ситуацию в Киргизии
Верховный комиссар заметил, что население юга республики испытывает проблемы
- После своего недавнего посещения Оша я могу сказать, что ситуация вызывает беспокойство. Было бы справедливо сказать, что многие люди, которые проживают на юге Кыргызстана, воспринимают свою ситуацию как очень сложную, они считают, что они были маргинализированы, — сказал верховный комиссар. — Очень важно решать и эти вопросы: конфликт может вновь разгореться, если не решать их должным образом.
- С самого начала я озабочен положением различных национальных групп, меньшинств в Южной Осетии, особенно грузин это касается, мне трудно оценивать ситуацию на основе коротких визитов в Южную Осетию, но могу сказать, на основе этих посещений, что есть необходимость в международном присутствии, — сказал он. — Маловероятно, что внутренне перемещенные лица смогут вернуться без обеспечения международного присутствия, так что я надеюсь, что можно будет восстановить международное присутствие там. Недостаточно будет обеспечить только международное присутствие, но во всяком случае это может послужить основой для обеспечения возврата и для восстановления доверия между различными сторонами. Поэтому я считаю это очень важным — мы надеемся, что действующие власти позволят нам продолжать посещение это региона, как это происходило в Абхазии.
0 коммент.:
Отправить комментарий