21.01.2011

Сюрприз от «Ак орды»

Появление в «Ак орде» главы Нацбанка в канун выхода предыдущего номера нашей газеты вызвало немало пересудов. И дело даже не в том, что у «Ак орды» сейчас есть дела поважнее известных проблем банковского сектора – референдум и тому подобное. 
 
Автор: Тулеген АСКАРОВ
 
Сюрпризом для обозревателей стало заявление Григория Марченко о том, что он получил задание «сверху» разработать «методы стимулирования кредитования банками реального сектора экономики».
Конечно, глава государства, которому подконтролен и подотчетен центральный банк, вправе давать последнему любые поручения, однако по законодательству главная задача у Нацбанка одна — обеспечивать (точнее, таргетировать) уровень инфляции в заданных рамках. Но так уж получилось, что уже на следующий день после брифинга г-на Марченко в Астане Нацбанк официально заявил, что на сложившуюся ситуацию с кредитованием может оказывать лишь «косвенное воздействие»!
Нашла коса на камень
Возникла эта информационная хохма следующим образом. Одновременно с выходом в свет предыдущего номера нашей газеты, в котором приводились основные положения жесткого по тональности интервью директора Центра макроэкономических исследований Олжаса Худайбергенова, в Интернете появились ответ Нацбанка этому эксперту и комментарий последнего по поводу реакции центрального банка. При этом заголовок комментария — «Насколько адекватно Нацбанк воспринимает свои роль и функции?» — смотрелся не менее «вкусно», чем название первого интервью автора — «Год тигру под хвост».
Напомним читателям, что два последних года деятельности Нацбанка под руководством Марченко эксперт расценил как одни из самых неудачных за всю его историю, а заодно констатировал, что за годы независимости не были созданы механизмы, обеспечивающие экономику дешевыми и «длинными» кредитами. Вышедшее в последние дни Нового года, это интервью стало неприятным сюрпризом для Нацбанка, решившего ввязаться в публичную дискуссию для защиты своей деловой репутации.
В своем ответе Нацбанк устроил ему «разбор полетов» по ряду положений первого интервью. Естественно, что в Нацбанке не согласились с негативным вердиктом в отношении двух последних лет его деятельности, приводя в качестве аргумента обеспечение стабильности финансовой системы в период кризиса и удержание инфляции в рамках намеченного коридора.
По поводу обвинений в отсутствии какого-либо эффекта от февральской девальвации и констатации того очевидного факта, что нашу экономику вытащили из кризиса выросшие цены на нефть, давшие рост экспортным доходам, авторы письма из Нацбанка ответили как-то невнятно, так и не сумев доказать, в чем же состоял этот эффект и какие компании в наибольшей степени выиграли от девальвации.
Среди других неточностей, в которых центральный банк пытался «ущучить» экономиста, отметим расхождение в оценке доли инвалютных кредитов в канун девальвации, методов исчисления инфляции, ситуации с банковским кредитованием и так далее. Но, по всей видимости, у Нацбанка уже не было времени или возможности внести коррективы в свой ответ после вызова г-на Марченко в «Ак орду», где он получил задание стимулировать кредитование, и по этой причине в свет появился следующий вполне ясный вердикт: «Со своей стороны Национальный банк может оказывать на сложившуюся ситуацию только косвенное воздействие».
Более того, в «Ак орде» вряд ли позитивно оценили комментарий Нацбанка по поводу «главного минуса», названного г-ном Худайбергеновым, — отсутствия механизмов для обеспечения экономики дешевыми и «длинными» кредитами. В Нацбанке считают, что «Казахстан уже проходил уроки дешевого фондирования, когда банки, получив возможность кредитования из внешних источников под небольшие проценты, повели агрессивную кредитную политику внутри страны, снизив процентные ставки и требования к потенциальным заемщикам».
Как в таком случае исполнить поручение главы государства по реализации масштабной программы ФИИР, требующей «длинных» и дешевых денег в огромном количестве, в Нацбанке не поясняют. Авторы письма предпочли лишь привести весьма стереотипное выражение, смахивающее на цитату из вузовского учебника для студентов младших курсов: «Предложение денег в экономике должно иметь определенные пределы роста, и когда темп роста денег значительно превышает темп роста экономики, то подобная ситуация обычно ведет к перегреву экономики, возникновению перекоса в развитии отдельных ее отраслей, росту инфляции и вздутию ценовых «пузырей» в различных сегментах рынка».

Ответ Нацбанку
В ответном интервью на «наезд» Нацбанка г-н Худайбергенов не согласился с доводами оппонента и констатировал, что он в итоге лишь укрепился в правильности ранее сделанных выводов в надежде на объективное восприятие их Нацбанком.
Заодно он напомнил, что одобренная главой государства в прошлом году концепция развития финансового сектора в посткризисный период действует одновременно с прежней, разработанной в докризисные времена на 2007—2011 годы. «Такая двойственность, — по его мнению, — может служить признаком того, что Нацбанку неохота признавать ошибочность некоторых своих документов. Ведь концепция 2007—2011гг. была принята 25 декабря 2006 года, и за 8 месяцев, то есть в упор, не видела кризиса. В документе нет ни одного слова про кризис».
Со своей стороны заметим, что до сих пор неизвестно, принимал ли участие в подготовке более ранней концепции Григорий Марченко, который в то время хотя и работал в частном секторе на посту главы «Народного банка Казахстана», но все же одновременно был внештатным советником президента страны.
По поводу успехов, декларируемых Нацбанком в борьбе с инфляцией, г-н Худайбергенов заметил, что «если бы все цифры согласовывались между собой, можно было бы в это верить. Но, с другой стороны, все страны занимаются занижением статистики». Не согласился он и с доводами Нацбанка в части эффективности последней девальвации тенге: «...Во время кризиса, особенно при быстрой девальвации, не может быть разговора, что конкурентоспособность выросла за счет роста качества».
Оно и верно — снижение качества производимых в нашей стране потребительских товаров за редким исключением стало в кризисные времена повсеместным явлением при одновременном росте цен на них, что, естественно, только усиливает конкурентоспособность импортной продукции, включая пресловутые украинские и российские сладости.
Ну а заявление Нацбанка о том, что этот госорган никак не влияет и не может влиять на реализацию программы ФИИР, поскольку ее финансирование осуществляется из средств бюджета, Нацфонда и банков второго уровня, и вовсе поразило эксперта: «Честно говоря, удивлен мнением, что денежно-кредитная политика никак не влияет и не может повлиять на самую масштабную в истории страны программу». После чего он сделал вполне логичный вывод: «Можно поставить вопрос иначе: если Нацбанк не считает, что его политика способна влиять на кредитную политику страны, то насколько он вообще адекватно воспринимает свои роль и функции?»
Досталось от него Нацбанку и за критику исторических уроков дешевого фондирования за рубежом: «Во-первых, эти уроки являются также упреком в адрес Нацбанка. Дело в том, что отсутствие «длинных» и дешевых денег внутри страны автоматически выталкивало банки и компании в поиски этих денег за рубежом, из-за чего валовый внешний долг стремительно рос. Во-вторых, привлечение любых крупных ресурсов в экономику должно сопровождаться комплексом мер, противостоящих спекуляциям, образованию спекулятивных рынков, иначе говоря, — неправильному использованию денег. Стоит признать, что в стране отсутствовали такие механизмы».
Г-н Худайбергенов также напомнил, что недорогие внешние займы были доступны крупным банкам и компаниям, тогда малый и средний бизнес даже в докризисные времена возможностями для такого фондирования не располагал, как и ныне. К тому же он полагает, что «внутри страны кредиты на инвестиционную деятельность бизнеса должны даваться по дешевой ставке — под 3—7%, а не 12—15%».
А в заключение г-н Худайбергенов дал ясно понять, кому именно адресуются его выступления: «...Работая внутри системы, трудно видеть ее фундаментальные недостатки, особенно если читающий находится в числе тех, кто долго конструировал нынешнюю денежно-кредитную систему страны». Тут уж легко догадаться, что речь в данном случае идет о г-не Марченко.
При этом эксперт отметил, что не хочет вести «деструктивную критику», а публичные дискуссии — «это хорошая возможность донести мысли, которые обычно легко откидываются, будучи занесенными в канцелярской форме».
Стратегия на будущее
Серьезный бюрократический продукт — стратегический план Нацбанка на 2011—2015 годы — выложен на сайте Нацбанка. Утверждается этот документ приказом руководителя президентской администрации, из чего следует, что в «Ак орде» должны отдавать себе отчет, чем будет заниматься Нацбанк в ближайшие пять лет.
37-страничный документ включает 6 разделов, некоторые из которых оказались весьма лаконичными. К примеру, межведомственное взаимодействие у Нацбанка, оказывается, не предусмотрено, хотя его глава по должности входит в правление АФН и возглавляет совет по финансовой стабильности и развитию финансового рынка! Весьма лаконично изложена и миссия Нацбанка — обеспечение стабильности цен.
Во втором разделе, посвященном анализу текущей ситуации и тенденциям развития, в качестве одного из ключевых направлений на ближайшее пятилетие выдвигается «адаптация созданной системы валютного мониторинга за валютными операциями к новым условиям — созданию Таможенного союза Евразийского экономического сообщества и, в перспективе, созданию Единого экономического пространства государств — участников Таможенного союза». При этом, как считают в Нацбанке, «неограниченная свобода движения капитала не должна оборачиваться потерей возможной адекватной оценки ситуации в этой сфере».
Удалось найти в этом же разделе и формулировку, отдаленно напоминающую озвученное в «Ак орде» поручение главы государства о развитии кредитования реального сектора экономики банками.
«...Основной задачей государственных органов становится стимулирование активности казахстанских финансовых институтов с целью обеспечить приемлемый уровень финансирования экономики со стороны казахстанских финансовых посредников»! Стиль, конечно, не ахти, но все же можно понять, что именно государство, а не банки должно заниматься решением этой проблемы.
Тут уж остается только развести руками, задавшись вопросом о том, зачем тогда государство экспроприировало ведущие банки у частных владельцев зимой 2009 года, «закошмарив» сразу весь банковский сектор угрозой его массовой национализации?! И для чего государству стимулировать банки, которые ему же и принадлежат, ведь достаточно просто отдавать приказы из «Ак орды», правительства или того же Нацбанка, где возглавляющие их титаны-чиновники с энциклопедическими познаниями всегда готовы учить уму-разуму не только финансистов, но даже фотокорреспондентов газет, когда им пользоваться вспышкой для камер.
Третий раздел плана, на наш взгляд, наиболее интересен, хотя и представлен в форме сложных таблиц, насыщенных как текущими, так и прогнозными оценками, а по тематике охватывает самые разные аспекты деятельности Нацбанка — от подготовки пресс-релизов до управления золотовалютными активами. Удивляет, к примеру, что на протяжении всего ближайшего пятилетия Нацбанк намерен удерживать инфляцию вместе со ставкой рефинансирования в неизменном коридоре 6—8%! А количество банков, допустивших дефолты по внешним и внутренним обязательствам, в 2011—2015 годах будет равно нулю. Уровень монетизации экономики — отношение денежной массы к ВВП — не должен будет опускаться ниже 40%, объем депозитов резидентов в банковской системе — не ниже 35%, кредитов экономике — также не ниже 35%.
В заключительном разделе, посвященном управлению рисками, выясняется, что в нашем центральном банке готовы к любому повороту событий в отечественной и мировой экономике. Так, на случай системного кризиса в действие вступит некий план оперативного реагирования на такие риски, утвержденный совместным приказом АФН и Нацбанка еще 27 мая 2008 года за № 166/1 и № 202. К тому же монетарные власти готовы приступить и к реализации комплекса мер по внедрению макропруденциального регулирования. Если же в государствах — участниках Таможенного союза возрастет макроэкономическая и политическая нестабильность, препятствующая свободному движению капитала, то Нацбанк ответит на эту угрозу мерами оперативного реагирования, предусмотренными законодательством о валютном регулировании и контроле.
Ну а на риск текучести кадров в системе самого центрального банка здесь будут реагировать совершенствованием системы подбора, обучения и повышения уровня квалификации персонала, чтобы заменить покинувших его стены чиновников на «высокоэффективных, профессиональных, ответственных и высокоэтичных служащих» в целях «преданного и честного служения своему делу, противостояния проявлениям коррупции».

«Народный» идет за рубеж
Что касается текущих новостей банковского сектора, то «Народный банк Казахстана» стал первым в этом году частным банком, заявившим о возможном выпуске международных облигаций в ближайшем будущем в зависимости от рыночных условий. Совместными ведущими менеджерами и букраннерами по этой сделке назначены Citibank, Deutsche Bank и «дочка» «Народного» — Halyk Finance, которые и организуют встречи с потенциальными инвесторами, начавшиеся на прошлой неделе.
Напомним читателям, что в конце прошлого года «Казкоммерцбанку» не удалось выйти на международный долговой рынок, а «Нурбанк» на днях решил отложить на неопределенный срок выпуск своих евробондов. Так что пока на этот рынок после кризиса удалось прорваться лишь Банку развития Казахстана, контролируемому государством.
«Банк ЦентрКредит» уведомил биржу о погашении своих 5-летних облигаций, выпущенных в конце 2005 года на 5 млрд тенге. При этом помимо основного долга инвесторы получили к минувшим новогодним праздникам еще и последнее купонное вознаграждение по этим бондам в 225 млн тенге. Кроме того, этот же банк перечислил по другим бондам два купонных вознаграждения на общую сумму 412 млн тенге.
«Казинвестбанк» выплатил инвесторам первый купон в сумме 57,5 млн тенге по своим 5-летним облигациям, предложенным рынку летом прошлого года на 4 млрд тенге, «Цеснабанк» — 116,4 млн тенге, «Темiрбанк» — 25,5 млн тенге.
Агентство Fitch Ratings изменило прогноз по рейтингу межгосударственного Евразийского банка развития с «негативного» на «позитивный», подтвердив его долгосрочный рейтинг дефолта эмитента на уровне «ВBB» и повысив такой краткосрочный рейтинг с уровня «F3» до «F2». Такой шаг в агентстве объясняют недавним изменением прогноза по рейтингам основных акционеров ЕАБР — России и Казахстана.
Кадровых новостей было немного. Дочерний «Сбербанк России» сообщил о назначении Анатолия Пономарева заместителем председателя правления. Согласование в АФН прошел шейх Абдул Маджид, зампредседателя правления дочернего «Национального банка Пакистана» в Казахстане.
Счетный комитет рекомендовал правительству рассмотреть вопрос экономической целесо­образности дальнейшего функционирования АО «Фонд стрессовых активов». Эта рекомендация основана на низкой эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных ФСА на приобретение стрессовых активов банков второго уровня и направленных на реализацию мероприятий по стабилизации экономики и финансовой системы.
К тому же контролирующий ФСА госхолдинг «Самрук-Казына» не обеспечил разработку меморандума основной деятельности ФСА, правил выкупа стрессовых активов банков второго уровня и залогового обеспечения по ним, а также не осуществил выпуск облигаций. В итоге получилось, что средства ФСА получил, но они не пошли на цели, указанные в его уставе и нормативных правовых актах правительства. А размещались эти деньги на депозитах в банках второго уровня, приобретение различных финансовых инструментов и для валютных операций, что принесло доход ФСА от неосновной деятельности в 4,5 млрд тенге только в 2009 году.
Рекорды и рейтинги
Из международных вестей выделим в первую очередь информацию «БТА Банка» о проведении 9 февраля внеочередного собрания акционеров, которым предстоит дать добро на включение в листинг Люксембургской фондовой биржи депозитарных расписок, выпущенных на простые акции банка, а самих этих бумаг — в листинг KASE.
Российский «Сбербанк» получил контрольную долю в 51% в компании «Искитимцемент», которая является одним из ведущих производителей в соседней стране. Доля перешла к банку в счет долга на сумму в 2,5 млрд рублей.
Банк России объявил о том, что с 1 января им больше не контролируется процентная ставка по рублевым вкладам, устанавливаемая банками. Напомним читателям, что такая мера действовала в качестве антикризисной, дабы не допустить привлечения дорогих ресурсов за счет вкладов населения. У нас же Нацбанк все еще не отказался от контроля за процентными ставками, хотя с 1 января следующего года банкам грозит снижение депозитной базы, так как перестанет действовать гарантия государства по вкладам населения в размере до 5 млн тенге — верхняя планка опустится до 1 млн.
Журналом The Banker были названы лучшие главы центральных банков в Северной и Южной Америке (Марк Карней из Банка Канады), в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Хен Сви Кит из Сингапура) и на Ближнем Востоке (Мохаммед аль-Джассер, Саудовская Аравия). А лучшим руководителем центробанка в мире стал представитель Нигерии Ламидо Сануси. Номинировалась ли кандидатура г-на Марченко на участие в этом престижном рэнкинге, Нацбанк не сообщил.
В заключение — о рекордах. Согласно данным, опубликованным Financial Times, в прошлом году ФРС США получила рекордную прибыль в $80,9 млрд, из которых $78,4 млрд пошло в казначейство (Минфин) в качестве дохода от программы так называемого количественного смягчения. Примечательно, что в 2009-м в казну поступило от центрального банка этой страны $47,4 млрд, тогда как в предкризисные годы — в среднем от $20 до $30 млрд.

О нерешенных задачах и роли государства

По всей видимости, неожиданным оказалось поручение главы государства по стимулированию банковского кредитования и для руководства АФН. По иронии судьбы, глава АФН Елена Бахмутова дала интервью официальной прессе как раз в канун последнего посещения «Ак орды» г-ном Марченко.
Говоря о продолжающемся сжатии объема кредитования экономики банками, г-жа Бахмутова сослалась в качестве препятствующих факторов на активизацию роста «преимущественно в сырьевых отраслях экономики, не слишком заинтересованных в кредитных ресурсах казахстанских банков». Ну это-то как раз понятно. Зато удивила ее ссылка на общую перекредитованность субъектов экономики на фоне ужесточения кредитной политики банков при отсутствии достаточного количества потенциальных высококачественных заемщиков. Ведь из такого вердикта следует, что в то время, когда для большинства заемщиков банковские кредиты остаются недоступными, те же банки буквально стоят в очереди к узкому кругу своих клиентов! В чем тут состоит роль государства и как оно вообще может изменить эту ситуацию, непонятно.
В качестве нерешенных задач на ближайшее будущее г-жа Бахмутова указала на необходимость очистки балансов банков от неработающих кредитов и восстановление качества активов до докризисного уровня. В повестку дня предлагается также реструктуризация необслуживаемых кредитов, использование рекомендаций МВФ по внедрению «перспективной диагностической оценки качества активов системных банков», укреплению режимов банкротства, взысканию залогового обеспечения, а также реформированию Налогового кодекса. Кроме того, она сообщила данные о количестве проблемных займов — их насчитывается 75391 с остатком непогашенной задолженности (основной долг и вознаграждение) на 664 млрд тенге.
Как реализуется на практике так называемый макропруденциальный подход к регулированию и надзору, г-жа Бахмутова конкретно не объяснила, сославшись лишь на то, что совет по финансовой стабильности и развитию финансового рынка действует с лета прошлого года и уже приступил к неким конкретным шагам. Так, на последнем заседании совета было принято решение о полном переходе казахстанского банковского сектора на требования Базеля III с 2013 года.
А одна из намеченных целей на будущее оказалась достигнутой еще в прошлом году, после того как доля внешних обязательств банков в их совокупных обязательствах опустилась до 23,5% на начало ноября прошлого года с 33,6% на его начало. Соответствующие положения концепции развития финансового сектора в посткризисный период нацеливают достижение банковским сектором этого показателя ниже уровня 30%, и, стало быть, чиновники уже могут рапортовать об очередном своем достижении.
Источник: Газета "Голос Республики" №02 (178) от 21 января 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий