18.02.2011

Время собирать камни

Хотя в выступлении главы государства на недавно прошедшем съезде партии «Нур Отан» банковскому сектору было уделено не так уж много внимания. 
 
Автор: Тулеген АСКАРОВ
 
Но и этого было достаточно, чтобы понять – «Ак орда» в результате вторжения государства в эту сферу оказалась в своего рода историческом тупике, выхода из которого все еще не видно даже при нынешних высоких ценах на нефть.
Правда, в каком качестве выступал президент Казахстана, в этот же день зарегистрированный как кандидат на этот пост на им же самим назначенных внеочередных выборах, было непонятно. Если он давал поручения в качестве действующего главы государства, то выглядело это довольно бессмысленно: до их реализации у нынешнего кабмина просто не дойдут руки, так как вся чиновничья рать брошена сейчас на победу главного кандидата от власти. А после выборов с действующего правительства взятки гладки, ибо оно должно будет сложить свои полномочия после формирования победителем на выборах нового состава кабмина.
Во избежание этой логической путаницы проще всего предположить, что действующий президент огласил на съезде возглавляемой им же партии власти свою избирательную платформу, положения которой скорее направлены на привлечение голосов избирателей и вряд ли будут реализованы на практике сполна.
Нужно доверие, а не «дуст»
Начнем с того, что пре­зидент-кандидат заявил о планах реализовать к 2014 году, то есть в ближайшие три года, 294 инвестиционных проекта на общую сумму 8,1 трлн тенге, то есть более $55 млрд! Для сравнения: на начало этого года объем кредитования экономики банками составлял примерно такую же сумму, а точнее — 7 трлн 596,6 млрд тенге.
Каким образом и из каких источников в «Ак орде» намереваются удвоить эту цифру в столь кратчайший срок, осталось непонятным. Если ставка делается на иностранные инвестиции, то их за все годы независимости было привлечено на сумму $122 млрд — в среднем по $6,4 млрд за год, а новых контрактов века вроде бы не намечается. Международные резервы Казахстана достигли отметки $63 млрд, но их тоже неразумно инвестировать целиком в эти проекты.
Поручение правительству разработать комплекс мер по поддержке жилищного строительства и стимулированию ипотеки за счет дальнейшего развития системы жилстройсбережений и размещения государством целевых депозитов в банках второго уровня для их фондирования на цели финансирования строительства жилья экономкласса также выглядит не слишком реалистичным.
Как известно, система жилстройсбережений, получившая путевку в жизнь во время первого правления Григория Марченко в Нацбанке, так и не набрала оборотов, оставаясь на периферии жилищного рынка. А для размещения целевых депозитов для финансирования строительства дешевого жилья государству придется передавать эти ресурсы из национализированных банков их более успешным конкурентам-«частникам» либо возложить такую задачу на первых из них по принципу «своя рубашка ближе к телу». В любом случае контролируемым государством банкам станет только хуже, так как они либо лишатся части своего фондирования, либо будут кредитовать строительство дешевого жилья, снижая свою маржу и увеличивая риски.
Весьма удивительным выглядит и задание правительству, Нацбанку и АФН по разработке программы посткризисного восстановления, в которой лидер «Нур Отана» выделил два приоритета — помощь в оздоровлении конкурентоспособным предприятиям и оздоровление финансовой системы. Ведь по второму приоритету программный документ уже есть, утвержденный год назад самим президентом-кандидатом. Речь идет о концепции развития финансового сектора в посткризисный период, в которой, если верить главным ее апологетам — руководителям Нацбанка и АФН, просто нечего добавить, настолько она хороша и полна!
Ну а услышав о том, что глава государства предложил задействовать потенциал Фонда стрессовых активов (ФСА) путем передачи ему неработающих активов банками, финансовые обозреватели и вовсе развели руками. Ведь совсем недавно Счетный комитет констатировал низкую эффективность деятельности ФСА и рекомендовал правительству рассмотреть вопрос об экономической целесо­образности его дальнейшего функционирования!
Удивил и другой перл в этом выступлении: «Банки еще не приступили к кредитованию реального сектора, а это сдерживает рост экономики». Дело в том, что ранее с высоких трибун утверждалось обратное — проблемы банковского сектора решены, а ВВП вновь растет быстрыми темпами. Теперь же, наконец-то, в «Ак орде» признали, что кредитный портфель банков за время кризиса значительно ухудшился и его надо как-то оздоравливать, причем быстрыми темпами.
Что касается помощи в оздоровлении конкурентоспособных предприятий, то здесь глава государства не внес принципиально новых предложений в действующую ныне «Дорожную карту бизнеса — 2020». К тому же увеличение пороговой суммы кредита (или кредитов), по которому осуществляется субсидирование процентной ставки, с 3 млрд тенге до 4,5 млрд тенге на одного заемщика приведет к росту концентрации средств господдержки на крупных компаниях.
Нужно учесть при этом, что субсидированию по этой программе подлежат только новые кредиты, выдаваемые для реализации новых же инвестиционных проектов либо для модернизации и расширения производства, тогда как основная часть отечественного бизнеса занята сейчас выживанием и поддержанием хотя бы прежних оборотов.
То же самое относится и к идее предусмотреть господдержку предприятиям, задолженность которых превышает 4,5 млрд тенге, в рамках их оздоровления. Здесь «дорожная карта» предусматривает либо субсидирование ставок по кредитам (нынешняя планка определена в 3 млрд тенге), либо предоставление отсрочки по погашению налоговой задолженности без начисления пени, но для этого нужно сначала получить одобрение на субсидирование по кредиту. Есть еще и некие «другие мероприятия», в том числе и по задолженности перед внутренними кредиторами по облигациям.
В общем, получается весьма негусто.

Доброе слово и кошке приятно
Чтобы не быть обвиненными в злопыхательстве, мы решили обратиться к передовому зарубежному опыту в этой сфере, дабы внести конструктивную лепту. Как стало известно на днях, в Великобритании в рамках так называемого проекта «Мерлин» крупнейшие банки страны — HSBC, Barclays, RBS и Lloyds — заключили соглашение с правительством об увеличении кредитования экономики примерно на 6%, в первую очередь для малого бизнеса и целей регионального развития.
Кроме того, банки взяли обязательства сократить выплаты бонусов и премиальных своим сотрудникам, прежде всего в виде наличных, и публиковать информацию о выплатах наиболее высокооплачиваемым топ-менеджерам и членам советов директоров. В ответ от тамошних властей потребовалось всего-навсего дать обещание прекратить критиковать банкиров!
И вправду, не зря же говорят в народе, что доброе слово и кошке приятно! Может, и «Ак орде» в преддверии начала избирательной кампании стоит сменить свое нынешнее негативное отношение к банкирам на позитивный настрой и уважение к их финансовому труду?..
Конечно, речи не идет о новых признаниях в любви ко Дню святого Валентина или же о возвращении банковскому сектору статуса визитной карточки экономических реформ нашей страны — слишком большие финансовые и людские потери были понесены с момента вторжения государства в эту сферу. Но завершить обвинительную истерию в отношении банкиров, совмещенную с карательными рейдами силовиков в банки, властям вполне по силам — для этого президенту достаточно лишь дать свою команду подчиненным.
Затем нужно дать гарантии вкладчикам в том, что их депозиты в банках будут надежно защищены верхней планкой в нынешние 5 миллионов тенге, по крайней мере в течение следующего срока полномочий избранного президента. В принципе, и этих простых шагов навстречу банкирам и их клиентам будет достаточно на первых порах, чтобы восстановить доверие к банкам, на чем, собственно, и держится этот бизнес, а также вся экономика в целом.

Касымов снова наехал на Марченко
Список журналист­ских советов президен­ту-кандидату можно дополнить также предложением сменить главного банкира страны Григория Марченко. При всем уважении к персоне последнего, напомним «Ак орде», что на предыдущие внеочередные президентские выборы, прошедшие в декабре 2005 года, глава государства не рискнул идти с этим эпатажным финансистом в составе своего ближайшего окружения.
Тогда г-н Марченко вступил в затяжной публичный конфликт с депутатами парламента, где его всячески призывали к порядку спикер нижней палаты Жармахан Туякбай и мажилисмен Сергей Дьяченко. Закончилось это противостояние досрочным завершением контракта г-на Марченко в январе 2004 года и почетной его ссылкой в кабмин на пост первого вице-премьера, на котором он сумел удержаться лишь до апреля! Потом глава государства забрал его к себе в администрацию, но и здесь г-на Марченко хватило лишь на полгода — до октября, после чего до января 2005 года, когда его назначили председателем правления «Народного банка Казахстана», он фактически нигде не работал.
Теперь, похоже, ситуация начинает повторяться, поскольку г-н Марченко вновь вступил в конфликтные отношения с депутатами. Мы уже рассказывали читателям о гневной реакции председателя Сената Касым-Жомарта Токаева и сенатора Гани Касымова, обвинивших главного банкира в неуважении к Сенату по причине неявки на его заседания. На последней пресс-конференции в Нацбанке г-н Марченко передал сенаторам «привет» через журналистов, заявив, что депутаты прекрасно знали о его поездке в Давос в составе правительственной делегации.
Он также напомнил, что бывал и на заседаниях Сената, и на мероприятиях партии «Нур Отан», и на этом ему следовало бы остановиться. Однако с присущим ему полемическим запалом главный банкир не сдержался и ясно заявил о своей готовности вновь покинуть госслужбу, бросив, на свою голову, камушек в «Ак орду»: «Я на эту должность не просился в отличие от многих других людей, которые зубами держатся за свое кресло. Я трижды уходил с госслужбы сам, поэтому у меня никаких проблем в этом нет». Слово «не просился» и угроза покинуть госаппарат могли быть адресованы только нынешнему работодателю, коим выступает президент Казахстана, баллотирующийся теперь на новый срок.
Как бы то ни было, ответ г-ну Марченко из Сената последовал в тот же день — и вновь из уст г-на Касымова, также через журналистов передавшего оппоненту предложение об «откровенном разговоре» в стенах верхней палаты парламента на тему «жестокого» проведения одномоментной девальвации тенге в феврале 2009 года.
При этом сенатор вслед за неоднократными публикациями нашей газеты на эту тему сослался на опыт «честной» девальвации рубля в соседней России, где, с его слов, «г-н Кудрин, министр финансов, каждый день выступал перед своим собственным населением и говорил, что в течение полугода девальвационных процессов на 25% уменьшатся объемные показатели каждого вклада. Поэтому делайте, что хотите, и люди в России не подали ни одной жалобы, а там 150 миллионов». При таком раскладе у россиян было время для выбора альтернативных вариантов сохранения своих сбережений путем конвертации их в другие валюты, покупки земли, жилья или автомобиля и так далее.
Напомнил сенатор и о словах предшественника г-на Марченко Анвара Сайденова, заявлявшего, что «мы пойдем по российскому пути», но «в это время произошла смена председателя и внезапно нам по голове ударили как обухом».
Задался г-н Касымов и вопросом, на который не раз требовала ответа наша газета, напомнив г-ну Марченко, что последний «говорил: девальвацию мы провели ради наших экспортеров, чтобы мы не потеряли деньги в казну, в бюджет и т.д. Почему девальвация должна только ради экспортеров, а не ради населения?»
Дело дошло до того, что сенатор подверг критике даже порядок проведения традиционных пресс-конференций в Нацбанке! По его мнению, этот порядок сводится к тому, что г-н Марченко «соберет удобных для себя журналистов, удобные свои цифры скажет, а на нелицеприятные вопросы он вообще не отвечает. Такого нет. Монолог одного человека мы слышим, а это не шутки».
Справедливости ради отметим, что на самом деле это не совсем так, поскольку монолога не получается хотя бы по причине не владения главным банкиром государственным языком, из-за чего на вопросы казахскоязычных СМИ приходится отвечать другим топ-менеджерам Нацбанка. Кстати, это тоже давняя традиция Нацбанка — его руководителями «Ак орда» неизменно назначает выдвиженцев, не владеющих государственным языком! Исключение из этого странного кадрового порядка составил разве что Галым Байназаров.
Добавим также по личному опыту, что в пресс-конференциях участвуют представители и так называемых неудобных изданий, а от ответов на нелицеприятные вопросы г-н Марченко не уклоняется, хотя иногда его реакция бывает чересчур эмоциональной либо политически некорректной. Из свежих историй напомним о его препирательствах с фотокорреспондентами по поводу того, нужно ли использовать вспышку во время съемок в помещении или нет.

БТА идет в Люксембург
Собственно, текущих новостей от банковского сектора в последние дни было немного. «Казкоммерцбанк» сообщил о реорганизации, проведенной двумя его акционерами — АО «Центрально-Азиатская инвестиционная компания» с долей 23,72% от общего количества размещенных простых акций банка и АО «Ак Жалын» (0,11%) путем присоединения последней компании к первой. В результате прямая доля ЦАИК возросла до 23,83%, косвенная снизилась до 7,23%, а общая не изменилась и осталась на уровне 31,06%. Доли других крупных акционеров — Нуржана Субханбердина, Alnair Capital Holding, ФНБ «Самрук-Казына» и Европейского банка реконструкции и развития — остались на прежнем уровне.
Банк также уведомил, что ЦАИК по-прежнему остается отечественной холдинговой компа­нией, через которую топ-менеджмент банка владеет его акциями. Акционерами ЦАИК являются г-н Субханбердин с долей 87,21% и председатель правления банка Нина Жусупова (12,79%).
Кроме того, «Казкоммерцбанк» инвестировал 139 млн тенге в увеличение уставного капитала своей страховой «дочки» «Казкоммерц-Life» путем приобретения в рамках реализации права пре­имущественной покупки выпущенных 139 тысяч простых акций по цене размещения 1 тысяча тенге за штуку.
На состоявшемся недавно внеочередном собрании акционеров «БТА Банка» было принято решение о включении его простых акций в листинг Казахстанской фондовой биржи. А депозитарные расписки банка, выпущенные на такие же его акции в соотношении 1:500 в соответствии с планом реструктуриза­ции обязательств, появятся в листинге Люксембургской фондовой биржи. Распространяется ли на территорию Люксембурга юридическая защита итогов реструктуризации долгов «БТА Банка», его пресс-служба не уточнила.
Глава государства подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов». Отныне будет устанавливаться предельный размер годовой эффективной ставки вознаграждения, включающей само вознаграждение, все виды комиссий и иные платежи, взимаемые кредитором в связи с выдачей и обслуживанием займа.
Появится институт бан­ковского омбудсмена по регулированию разногласий между банками и заемщиками по ипотечным кредитам, вводится запрет на взимание штрафа за частичное или полное погашение займа по истечении 1 года с даты выдачи кредита, на индексацию платежей с привязкой к любому валютному эквиваленту и ограничивается размер неустойки за неисполнение обязательств по договорам банковского займа.
Еще один запрет относится к деятельности микрокредитных организаций и кредитных товариществ — они не смогут реализовывать залоговое имущество в виде жилья или земельного участка с расположенным на них жилым помещением во внесудебном порядке.

Юань бьет рекорды
В потоке международных новостей отметим решение центрального банка Китая (Народного банка Китая, НБК) в третий раз поднять свои ставки за последние четыре месяца в борьбе с растущей инфляцией — на этот раз еще на 0,25%, в результате чего ставка по его займам в местной валюте сроком на год поднялась до 6,06% годовых, а по депозитам — до 3% при прогнозируемом уровне инфляции в январе в годовом выражении 5,3%.
К аналогичному шагу готовятся и монетарные власти Бразилии, где ставки «овернайт» перевалили за отметку 11% годовых. А китайская валюта достигла в прошлую среду, 9 февраля, рекордной высоты в 6,5850 юаня за доллар, укрепившись за последние полгода более чем на 3,5%. Напомним также, что в прошлом году НБК повышал резервные требования к крупнейшим банкам этой страны 8 раз и довел этот норматив до 19,5%.
А российские власти в лице министра финансов Алексея Кудрина объявили о снижении размера госпакета ВТБ, выставляемого на приватизацию, — с 20 до 10%. Такую рекомендацию предложил агент по этой сделке — американский банк Merrill Lynch.

Вопрос «на засыпку». Можно ли говорить о независимости Нацбанка?
«Переход к принципам инфляционного таргетирования пока не может быть осуществлен ввиду отсутствия объективных условий для его проведения в Казахстане», — заявил глава Нацбанка в ходе онлайн-конференции на портале profinance.kz. Среди этих условий он выделил «низкий уровень долларизации, использование режима плавающего валютного курса, высокую эффективность воздействия процентных ставок на уровень инфляции».
Напомним читателям, что законодательством в качестве главной задачи именно для Нацбанка определено обеспечение стабильности цен. Поэтому, конечно же, Григорий Марченко в определенной степени лукавит, когда пытается переложить ответственность с Нацбанка на правительство, утверждая, что «поскольку воздействие монетарных факторов на инфляцию в последнее время является минимальным, только мерами Национального банка решить проблему инфляции будет затруднительно». Тем более что попутно он объясняет резкий скачок потребительских цен в минувшем январе «нарастанием инфляционного давления ввиду повышения пенсий и стипендий с 1 января 2011 года, а также фактором сезонности».
Кстати, о внедрении инфляционного таргетирования говорилось еще во время первого правления г-на Марченко в Нацбанке, но теперь он вновь отодвигает эту задачу на неопределенное будущее «по мере улучшения макроэкономической ситуации, развития банковского и фондового рынков».
Какая задача в таком случае является ключевой для Нацбанка, гадать не приходится — он должен обеспечивать благоприятный обменный курс для добывающих компаний, избегая чересчур быстрого и значительного укрепления тенге при высоких ценах на экспортируемое сырье и девальвируя казахстанскую валюту к доллару при резком падении этих цен. В таком случае возникает естественный вопрос: а зачем вообще нужно в таких условиях говорить о независимости Нацбанка от исполнительной власти и миллиардеров из списка Forbes?
Еще один вопрос: как можно снижать уровень долларизации в стране, где глава центрального банка регулярно советует населению хранить сбережения по схеме «50% — в тенге, 50% — в свободно конвертируемых валютах»?

Источник: Газета "Голос Республики" №06 (182) от 18 февраля 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий