04.02.2011

Зачем «Ак орде» нужны досрочные выборы?

Внутриполитический процесс в Казахстане набрал такую скорость, что голова кружится, теряется ориентация в пространстве, и все чаще – позывы к тошноте. 
 
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
 
Еще недавно Астана уверенной рукой вела нас к референдуму и казалось, что ничто не способно спасти страну от президентства елбасы на новые десять лет. И вдруг все поменялось буквально в один день.
Днем в понедельник Конституционный Совет, видимо, следуя плохому примеру парламента, неожиданно взбунтовался и признал поправки в Основной закон, позволяющие Назарбаеву назначить плебисцит, неконституционными. А вечером уже сам президент, обдумав сложившуюся ситуацию, решил не идти на конфликт с Конституционным Советом и объявил о своей решимости провести досрочные президентские выборы.
Но поскольку действующая Конституция не давала ему такой возможности, были срочно инициированы изменения в Конституцию и соответствующие дополнения в конституционные законы «О выборах в РК» и «О президенте в РК». Причем решение такого важного вопроса, как проведение досрочных выборов президента, заняло у депутатов Мажилиса всего лишь пятнадцать минут. А само принятие поправок депутаты тотчас окрестили «историческим фактом» и «новым этапом демократического развития государства». Теперь согласно изменениям, внеочередные президентские выборы назначаются решением президента и проводятся в двухмесячный срок после их назначения, и в том же порядке что и очередные. Сроки проведения избирательных мероприятий определяются Центральной избирательной комиссией.
Можно поспорить, было ли данное развитие событий результатом заранее подготовленного сценария или импровизацией. Нам кажется, что верна вторая версия — Назарбаев хотел безальтернативного референдума, а когда стало понятно, что политическая прибыль от его проведения будет меньше, чем репутационные потери, решился на запасный вариант.
Но очевидно и неоспоримо его стремление тем или иным способом продлить свои полномочия, не дожидаясь 2012 года, когда истечет конституционный срок его пребывания на посту главы государства. Спрашивается, почему? Ведь если верить Астане, то кризис уже закончился, страна на подъеме, впереди вполне радужные перспективы, гарантированные мудрым президентом, дееспособным правительством, растущими золотовалютными резервами, программами и прочими примочками. Что такое ждет Казахстан впереди, что видит или предвидит Назарбаев, о чем мы все не подозреваем?
Почему Назарбаеву нужно переизбраться именно сейчас, в апреле-мае этого года, а не в декабре следующего? Ответ на этот вопрос дает возможность понять, что за внутриполитическую «кашу» готовят казахстанцам в кабинетах «Ак орды». Начнем с того, что в Казахстане только одна соответствующая электоральная кампания прошла в предусмотренные Конституцией сроки, все остальные — референдум 1995 года, выборы 1999-го и 2005 года — состоялись досрочно.

Так что сдвиг на год это, можно сказать, стандартный прием Назарбаева как политика. Но вот причины, которые побуждали его действовать на опережение, самые разные. Например, досрочные президентские выборы в 1999 году стали реакцией на начало экономического кризиса. Причем по указанию президента Нацбанк поддерживал курс нацвалюты до тех пор, пока не прошли выборы, и только потом отпустил тенге в свободное падение. Обошлось это недешево, но овчинка, видимо, стоила выделки.
Досрочные выборы 2005 года были назначены, чтобы опередить оппозицию, которая благодаря приходу в ее ряды Алтынбека Сарсенбаева, Заманбека Нуркадилова и Жармахана Туякбая заметно окрепла и консолидировалась.
Но нам нет смысла искать истину путем сравнения предстоящей и прошлых электоральных кампаний только потому, что проходили они по сценарию, утвержденному одним и тем же человеком. Потому что ключевым является не личность и роль главного внутриполитического «режиссера», а объективная реальность, которая неподвластна елбасы. Думается, ответ кроется в структуре и состоянии казахстанской экономики.

Политику погоняет экономика
Дело в том, что Республика Казахстан вписана в мировой рынок, является его неотъемлемой, хотя и второстепенной частью, намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд даже профессионалам. Если о зависимости казахстанской экономики, госбюджета и динамики экономического развития от мировой конъюнктуры цен и спроса на углеводороды и цветные металлы говорят часто, то о том, что мы еще более зависим от импорта, в том числе товаров народного потребления, как-то забывают.
А это, между прочим, объективная реальность. Вспомним безуспешные попытки журналистов найти на прилавках отечественные товары легкой промышленности — их просто нет. Мы одеваемся в зарубежное, в основном китайского и российского производства.
Получше обстоит дело с продуктами питания — зависимость страны от импорта по ним заметно слабее, но она есть. Как структурная, когда мы завозим товары повышенного качества для потребителей с высоким уровнем дохода, так и абсолютная, когда данный товар вообще не производится или производится в недостаточном объеме.
В нормальных, я имею в виду развитых и рыночно построенных экономиках, как правило, предложение товаров превышает спрос. Это означает не только избыток товаров на потребительском рынке, но и существование резервных мощностей по их производству в реальном секторе, а также наличие ресурсов в финансовой и распределительной системах, позволяющих немедленно отреагировать на появление дефицита чего-либо.
В результате, когда начинает штормить на мировых рынках, бизнес немедленно реагирует на изменение ситуации. Например, путем увеличения производства и предложения товаров и услуг. В результате рост розничных цен и тарифов, как правило, минимальный, если только речь не идет об экзотических монотоварах.
Кстати, именно по этой причине во всех развитых странах дотируют собственное сельскохозяйственное производство, а иногда и другие отрасли — как бы дорого это ни стоило госбюджету. Потому что они на своем опыте убедились — зависимость от конъюнктуры мирового рынка, а значит, чужих обходится еще дороже.
В Казахстане, как, впрочем, и в России, ситуация совершенно иная. У нас бизнес находится в загнанном состоянии, и все попытки заставить его развиваться путем государственного подталкивания, натаскивания и стимулирования малоуспешны. Много лет и президент, и правительство, и Нацбанк пытаются так или иначе помочь предпринимателям, а результата нет.
Можно по пальцам пересчитать названия товаров народного потребления, по которым Казахстан себя обеспечивает полностью. По всем остальным позициям нам для полного удовлетворения спроса приходится импортировать. А если цены на мировом рынке растут, то вместе с товарами мы импортируем и инфляцию.
Игра на опережение
Неразрешимая проблема Назарбаева и его правительств заключается в том, что экономикой нельзя управлять административ­но-силовы­ми методами. Еще классики политэкономии отмечали, что рыночный уровень цен на товары определяется ценами той последней партии товаров, которая закрывает платежеспособный спрос на него.
На практике это означает, что даже если в стране есть собственное производство данного вида товаров, рыночные цены на него при прочих равных условиях будут постоянно стремиться к ценам на импортную продукцию аналогичного назначения и качества. И с этим ничего не поделаешь — таковы непреодолимые законы рыночной экономики, а все попытки административным контролем и окриком заставить рынки, магазины и торговые сети не повышать цены сверх разрешенного властью порога — это попытки решетом вычерпать воду.
В условиях админи­ст­ра­тивно-плано­вой экономики подобная практика приводила к исчезновению товаров с прилавков, в условиях рыночно построенной торговой сети неизбежно вызывает ухудшение среднего качества товаров. Но ведь прошлый год для сельского хозяйства по всему миру, в том числе и у нас, оказался не самым лучшим. Результатом стал непрекращающийся рост розничных цен, который на сегодняшний момент в Казахстане намного выше значения, признаваемого официальной статистикой.
И судя по всему, дальше будет только хуже. За рубежом уже заговорили о новом мировом продовольственном кризисе, когда с учетом растущего спроса и изменения структуры потребления в Китае, Индии и других развивающихся государствах дефицит продовольствия станет постоянным. В итоге население Казахстана попадает в ножницы: с импортом товаров народного потребления мы импортируем повышенную инфляцию, с экспортом углеводородов мы также импортируем инфляцию.
Почему? Да потому: сырье и товары нужно доставить от производителя к производителю, а потом и до потребителя, а это при наших пространствах чего-то стоит. А поскольку рост мировых цен всегда вызывает, пусть и с каким-то лагом и отклонением в амплитуде, рост цен на горюче-смазочные материалы, то при существующей структуре экономики Казахстана это также подталкивает потребительские цены вверх.
Особенно этот процесс усилился после создания Таможенного союза, когда Казахстан де-факто стал частью российского экономического пространства и начал импортировать инфляцию и оттуда.
В этих условиях можно уверенно предсказать, что затормозить начавшийся в прошлом году скачок инфляции президент, правительство и Нацбанк не смогут, как бы ни пытались. Как и предугадать, насколько долгим и значительным он будет. Это значит, что впереди рост недовольства граждан ценами и падением реального уровня жизни.
Президентские выборы 2012 года станут прекрасным поводом это недовольство выплеснуть. Именно поэтому Назарбаев и его камарилья лезут из себя вон, чтобы провести хоть референдум, хоть досрочные выборы, но переизбраться сейчас, когда внутриполитическая температура хотя и зашкаливает за норму, но еще не критична.
Нельзя быть лидером в бизнесе и рабом в политике
Надо отдать должное первому президенту: его стремление продлить свои полномочия сейчас и сегодня — мудрое решение. Но мудрость эта ограниченная и нацелена на достижение частных задач — обеспечение частных интересов правящей клики. Хотя бы потому, что обеспечить более высокую устойчивость Казахстана и его экономики к внешним воздействиям и конъюнктуре мирового рынка можно только за счет развития собственного производства и создания эффективной рыночной экономики.
В принципе, Назарбаев, его правительство и Нацбанк этим озабочены и предпринимают множество усилий. Но, как знают наши постоянные читатели, безрезультатно. Заверим, результата не будет и в дальнейшем. Как бы Астана ни пыталась, сколько бы государственных денег ни тратила и какие бы ФИИРические программы ни принимала.
Принципиальный недостаток нынешнего политического режима, который нужно квалифицировать как авторитарный, заключается в том, что ему не нужны те предприниматели и та бизнес-среда, которые нужны стране и народу для процветания и устойчивого развития.
Ведь чтобы быть конкурентоспособными везде, в каждой точке экономики, в каждой линии экономических связей, нужно иметь множество энергичных, самодостаточных, самодеятельных, свободных людей. Но проблема заключается в том, что каждый человек, как индивид, есть цельное, неделимое существо и невозможно его заставить быть лидером в бизнесе и прозябать рабом в политике.
В результате задачи сохранения Назарбаева у власти и консервации нынешнего политического режима и государственного устройства, что вообще-то не одно и то же, требуют, чтобы бизнесмены всех уровней были пресмыкающимися. Но таковые в принципе не могут создать нормальную рыночную экономику, в которой действуют рыночные механизмы реагирования на негативные воздействия извне.
Думается, именно в этом, а не в плохой работе правительства, Нацбанка и отдельных министерств причина того, что казахстанская экономика если и развивается, то только в отдельных отраслях, а в целом качественно ухудшилась даже по сравнению с десятью годами ранее.
И, похоже, именно поэтому первая и вторая волна отечественных предпринимателей, появившихся благодаря кооперативному движению в последние годы СССР и рыночным преобразованиям первых лет независимости, сошла на нет. Одни из них были вытеснены в политическую оппозицию к Назарбаеву, другие согнулись в бараний рог и приняли правила игры, а третьи просто эмигрировали туда, где лучше.
Да, Назарбаев пытается закрыть дефицит бизнеса и бизнес-актив­нос­ти в экономике путем создания множества государственных и квазигосударственных институтов развития, всячески завлекает инвесторов, пошел на создание единого таможенного пространства, но все это — лишь тщетные старания. Те же госменеджеры, при всем уважении к их зарубежным дипломам и знанию иностранных языков, не являются предпринимателями. Они временщики, и дай бог, чтобы украденное затем инвестировали в экономику Казахстана.
То есть при сохранении политической системы, построенной Назарбаевым, и тем более его самого у власти можно быть уверенным, что экономическое развитие страны по-прежнему будет носить рваный, фрагментарный, ублюдочный характер. И проблема даже не столько в том, что государственные деньги пилятся на всех этапах, причем больше всего — наверху, в ближайшем окружении елбасы, а в том, что когда дело даже доходит до запуска проекта, все равно он, как правило, неконкурентоспособен. Потому что бизнес — это конкуренция всегда, везде, в любой точке — от идеи до момента продажи товара или услуги.
Возвращаясь к теме, резюмируем сказаное выше: мудрость Назарбаева, выразившаяся в том, что он хочет продлить свои полномочия раньше, чем достигнет пика народное недовольство его политикой, обходится очень дорого и всем нам, и особенно будущим поколениям.
Источник: Газета "Голос Республики" №04 (180) от 04 февраля 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий