Негласный запрет на ношение хиджаба в учебных заведениях Казахстана уже привел к голодовке. А пассивное отношение чиновников к этой проблеме все пуще накаляет обстановку в стране.
Эпицентр споров по этому вопросу пришелся на Астану, где вот уже несколько недель не утихают словесные баталии между инициативной группой граждан, выступающих с требованием официально разрешить школьницам и студенткам, исповедующим ислам, ношение данного религиозного атрибута в учебных заведениях страны, и представителями Министерства образования. Но если до этого времени верующие отстаивали свои права в основном через обращения в СМИ, то сейчас они перешли к более активным действиям.
Зэки впрягутся за хиджаб
В конце февраля члены инициативной группы подали заявление в акимат Астаны с просьбой разрешить проведение митинга возле здания МОН РК и получили официальное разрешение на проведение акции, но только в специально отведенном для этих нужд месте.
Как рассказал «Взгляду» правозащитник Вадим Курамшин, уже не только в школах запрещают носить платок, но и в детских садах отказываются принимать детей, матери которых ходят в хиджабе.
- В среду, 9 марта, мусульманка Наталья Войтенкова пришла в детский сад №14 города Астаны, но ее детей отказались принимать, потому что она была в хиджабе. В связи с этим 11 марта ее братья по вере Уалид Нечаева и Амиржан Бейсембай объявили голодовку, потребовав прекращения репрессий. Эту акцию также готовы поддержать исповедующие ислам заключенные отдельных колоний республики, — сообщил правозащитник.
Однако заведующая детским садом №14 Ольга Жалмагамбетова пояснила нам, что причина отказа заключалась отнюдь не в религиозных убеждениях Натальи Войтенковой, а в том, что у женщины не было соответствующих документов для приема ее ребенка в детсад.
- Я посоветовала ей обратиться в комиссию, которая выдает направления, я же не сама решаю, кого принимать, а кого нет. Что же касается хиджаба, я просто спросила у нее, не состоит ли она в секте, потому что не все же мусульмане носят такие наряды, — пояснила Ольга Жалмагамбетова.
Где запятую-то ставить?
Ношение хиджаба в казахстанских школах и вузах законодательно никак не регулируется, запрет или разрешение на ношение платка в учебных заведениях не упоминается и в проекте закона об образовании, который сейчас рассматривается депутатами парламента.
- Сегодня нет никакого законодательного запрета: ни приказа, ни инструктивного письма, ничего, что запрещало бы ношение хиджаба или разрешало его в организациях образования, — рассказал вице-министр образования и науки Махметгали Сарыбеков в интервью агентству Интерфакс-Казахстан.
А позже в разговоре с инициативной группой по защите права школьниц на ношение хиджаба чиновник заверил, что никакого документа, который бы запрещал носить платок, в недрах его министерства нет и не будет.
Но тут стоит отметить, что в начале декабря 2010 года Министерство образования намеревалось запретить религиозную одежду, а также совершение намаза во время учебы в школах и вузах. И даже были подготовлены соответствующие поправки в законодательство.
- Может получиться так, что если мы разрешим хиджаб, то представители других религий также предъявят претензии, ведь Казахстан — многоконфессиональная страна и в классах учатся представители разных национальностей. Если все 30 человек в классе будут сидеть в своей религиозной одежде, то ни к чему хорошему это не приведет, — пояснял необходимость данных поправок все тот же Махметгали Сарыбеков.
Одним из доводов, который люди приводят в защиту платка, является заявление министра юстиции РК Рашида Тусупбекова, которое он сделал еще в сентябре 2009 года: «Учитывая положения статей 22 и 39 Конституции РК и Закона "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений касательно одежды, в том числе хиджаба, для учащихся образовательных организаций республики».
Однако в своем интернет-блоге министр образования Бахытжан Жумагулов, отвечая на вопросы граждан по этой ситуации, ссылается на Закон «Об образовании», где говорится что основным принципом государственной политики в области образования является светский характер.
- Казахстан — многоконфессиональное государство с разнообразными ритуалами, атрибутикой и формой одежды. Свобода на ношение религиозной одежды в организациях образования вызывает крайне противоречивое отношение. На основании изложенного установление единой формы одежды в светских учебных заведениях и ограничение на ношение атрибутики той или иной религии не является ущемлением прав обучающихся на проявление религиозных убеждений, так как данное требование распространяется на всех обучающихся без исключения, вне зависимости от вероисповедания, — пояснил министр образования в своем ответе.
Что не запрещено, то разрешено
- Законодательно ношение хиджаба в учебных заведениях не запрещено, а гражданину разрешено все, что не запрещают законы, а вот чиновники должны делать только то, что разрешено законами, — прокомментировала данную коллизию председатель Алматинского Хельсинкского комитета Нинель Фокина. — У нас существует обязательное всеобщее образование, установленное законом и Конституцией, и поэтому не допускать к занятиям детей в какой-то не такой одежде противозаконно.
По мнению правозащитника, если чиновники запрещают ношение хиджаба, исходя из того, что Казахстан — светское государство, то это показывает двуличность решения религиозных вопросов.
- У нас в стране из бюджета финансируются так называемые антисектантские организации, и государство требует от религиозных образовательных заведений лицензию, не предусмотренную законодательством. Это и есть прямое вмешательство государства в дела религиозных объединений, чего не должно быть в светском государстве, — говорит Нинель Фокина. — Сейчас этот запрет, скорее всего, исходит не от руководства школ и Министерства образования, а от наших силовых структур, которые через акимов внушают населению, что хиджаб — это первый шаг к появлению так называемого религиозного экстремизма. Директора всего лишь выполняют негласные и неписаные установки.
По словам Нинель Константиновны, сейчас платок — это всего лишь своеобразная модная тенденция среди молодых людей, которую чиновники восприняли в штыки.
- Хиджаб — фронда молодежи, а подавлять ее насильственно бессмысленно. Думаю, если наше правительство разрешит носить этот платок школьницам и студенткам, то со временем мода на него пройдет, — заявляет госпожа Фокина.
Школа — не бал-маскарад
Председатель общественного объединения по защите прав учителей «Ар-Намыс» Галия Амиртаева считает, что школа должна быть свободна от религии во всех отношениях.
- Если разрешить хиджаб мусульманам, то представители других религиозных конфессий тоже начнут носить что-то свое, представляете, что это будет за школа? — задается вопросом она. — Дети приходят сюда получать знания, это нейтральная территория, там не должно быть никакой религии.
По мнению главы «Ар-Намыса», родители навязывают свою веру детям, чем лишают их права выбора:
- Я считаю, что каждый человек должен сам выбирать, во что ему верить, за детей же сейчас религию выбирают родители, которые и навязывают им ношение этих платков.
А вот лидер Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков, напротив, видит и положительные стороны в том, что представители других конфессий тоже будут носить в учебных заведениях свои религиозные атрибуты.
- Ничего страшного не случится, если наше общество будет выглядеть таким пестрым, мы должны с детства в детях воспитывать терпимое и уважительное отношение к другим людям. Тем самым Казахстан может подать пример всему миру. Мы не должны оглядываться на какие-то стереотипы, распространенные в международной практике, и даже в порядке эксперимента можно пойти на такое разрешение. Думаю, это будет проявлением здравого смысла, а запрет приведет к тому, что в ряды оппозиции будут вливаться не только дольщики или ипотечники, но и религиозное население, — пояснил свою позицию общественный деятель.
Своим ли путем идет Казахстан?
По мнению политолога Расула Жумалы, в Казахстане есть собственные традиции исповедования ислама и по ним ношение хиджаба не является обязательным:
- С одной стороны, запретами ничего хорошего не добьешься, столь однозначно запрещать хиджаб нельзя, хотя я сам, если честно, противник того, чтобы девушки, особенно в учебных учреждениях, носили платок, коль скоро у нас светское государство.
Казашки на протяжении веков не носили хиджаб и паранджу, в этом и есть наше историческое достояние, оно не означает, что мы отдалены от ислама, это просто у нас такие традиции исповедования этой религии. А рост приверженцев хиджаба, скорее, нечто привнесенное, последствие того, что мы отправляем молодых людей учиться в Саудовскую Аравию или другие исламские страны. По возвращении на родину они приносят оттуда несколько другие, а иногда и совсем иные порядки, нежели у нас. Из-за этого мы попадаем в противоречие, потому что когда эти ребята приезжают, они говорят, что наш ислам неправильный.
Во-первых, это упущение власти, так как в свое время она пустила этот вопрос на самотек. Во-вторых, это слабость нашего традиционного духовенства, я имею в виду Духовное управление мусульман, потому что ДУМК сейчас не в состоянии что-либо противопоставить этим привнесенным традициям. И в-третьих, это слабость образовательных структур, где не директивным путем нужно вести дела, а просвещать и объяснять посредством цивилизованного диалога, что такие традиции не соответствуют нашей ментальности, нашей культуре и нашему пониманию ислама, что это копирование саудовских образцов мусульманства, не имеющих никакого отношения к истории казахских женщин. И здесь многое зависит от официальных органов и духовенства. Наверное, еще один из выходов для нас — это открытие религиозных школ, потому что у нас все-таки по Конституции не допускается дискриминация, а запрет хиджаба — это не что иное, как ограничение свободы вероисповедания.
Кcтати
Выступая 11 марта в Туркестане, Нурсултан Назарбаев сказал, что является противником того, чтобы женщины Казахстана носили мусульманскую одежду, особенно учащаяся молодежь.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №10 (192) от 16 марта 2011 года
Зэки впрягутся за хиджаб
В конце февраля члены инициативной группы подали заявление в акимат Астаны с просьбой разрешить проведение митинга возле здания МОН РК и получили официальное разрешение на проведение акции, но только в специально отведенном для этих нужд месте.
Как рассказал «Взгляду» правозащитник Вадим Курамшин, уже не только в школах запрещают носить платок, но и в детских садах отказываются принимать детей, матери которых ходят в хиджабе.
- В среду, 9 марта, мусульманка Наталья Войтенкова пришла в детский сад №14 города Астаны, но ее детей отказались принимать, потому что она была в хиджабе. В связи с этим 11 марта ее братья по вере Уалид Нечаева и Амиржан Бейсембай объявили голодовку, потребовав прекращения репрессий. Эту акцию также готовы поддержать исповедующие ислам заключенные отдельных колоний республики, — сообщил правозащитник.
Однако заведующая детским садом №14 Ольга Жалмагамбетова пояснила нам, что причина отказа заключалась отнюдь не в религиозных убеждениях Натальи Войтенковой, а в том, что у женщины не было соответствующих документов для приема ее ребенка в детсад.
- Я посоветовала ей обратиться в комиссию, которая выдает направления, я же не сама решаю, кого принимать, а кого нет. Что же касается хиджаба, я просто спросила у нее, не состоит ли она в секте, потому что не все же мусульмане носят такие наряды, — пояснила Ольга Жалмагамбетова.
Где запятую-то ставить?
Ношение хиджаба в казахстанских школах и вузах законодательно никак не регулируется, запрет или разрешение на ношение платка в учебных заведениях не упоминается и в проекте закона об образовании, который сейчас рассматривается депутатами парламента.
- Сегодня нет никакого законодательного запрета: ни приказа, ни инструктивного письма, ничего, что запрещало бы ношение хиджаба или разрешало его в организациях образования, — рассказал вице-министр образования и науки Махметгали Сарыбеков в интервью агентству Интерфакс-Казахстан.
А позже в разговоре с инициативной группой по защите права школьниц на ношение хиджаба чиновник заверил, что никакого документа, который бы запрещал носить платок, в недрах его министерства нет и не будет.
Но тут стоит отметить, что в начале декабря 2010 года Министерство образования намеревалось запретить религиозную одежду, а также совершение намаза во время учебы в школах и вузах. И даже были подготовлены соответствующие поправки в законодательство.
- Может получиться так, что если мы разрешим хиджаб, то представители других религий также предъявят претензии, ведь Казахстан — многоконфессиональная страна и в классах учатся представители разных национальностей. Если все 30 человек в классе будут сидеть в своей религиозной одежде, то ни к чему хорошему это не приведет, — пояснял необходимость данных поправок все тот же Махметгали Сарыбеков.
Одним из доводов, который люди приводят в защиту платка, является заявление министра юстиции РК Рашида Тусупбекова, которое он сделал еще в сентябре 2009 года: «Учитывая положения статей 22 и 39 Конституции РК и Закона "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений касательно одежды, в том числе хиджаба, для учащихся образовательных организаций республики».
Однако в своем интернет-блоге министр образования Бахытжан Жумагулов, отвечая на вопросы граждан по этой ситуации, ссылается на Закон «Об образовании», где говорится что основным принципом государственной политики в области образования является светский характер.
- Казахстан — многоконфессиональное государство с разнообразными ритуалами, атрибутикой и формой одежды. Свобода на ношение религиозной одежды в организациях образования вызывает крайне противоречивое отношение. На основании изложенного установление единой формы одежды в светских учебных заведениях и ограничение на ношение атрибутики той или иной религии не является ущемлением прав обучающихся на проявление религиозных убеждений, так как данное требование распространяется на всех обучающихся без исключения, вне зависимости от вероисповедания, — пояснил министр образования в своем ответе.
Что не запрещено, то разрешено
- Законодательно ношение хиджаба в учебных заведениях не запрещено, а гражданину разрешено все, что не запрещают законы, а вот чиновники должны делать только то, что разрешено законами, — прокомментировала данную коллизию председатель Алматинского Хельсинкского комитета Нинель Фокина. — У нас существует обязательное всеобщее образование, установленное законом и Конституцией, и поэтому не допускать к занятиям детей в какой-то не такой одежде противозаконно.
По мнению правозащитника, если чиновники запрещают ношение хиджаба, исходя из того, что Казахстан — светское государство, то это показывает двуличность решения религиозных вопросов.
- У нас в стране из бюджета финансируются так называемые антисектантские организации, и государство требует от религиозных образовательных заведений лицензию, не предусмотренную законодательством. Это и есть прямое вмешательство государства в дела религиозных объединений, чего не должно быть в светском государстве, — говорит Нинель Фокина. — Сейчас этот запрет, скорее всего, исходит не от руководства школ и Министерства образования, а от наших силовых структур, которые через акимов внушают населению, что хиджаб — это первый шаг к появлению так называемого религиозного экстремизма. Директора всего лишь выполняют негласные и неписаные установки.
По словам Нинель Константиновны, сейчас платок — это всего лишь своеобразная модная тенденция среди молодых людей, которую чиновники восприняли в штыки.
- Хиджаб — фронда молодежи, а подавлять ее насильственно бессмысленно. Думаю, если наше правительство разрешит носить этот платок школьницам и студенткам, то со временем мода на него пройдет, — заявляет госпожа Фокина.
Школа — не бал-маскарад
Председатель общественного объединения по защите прав учителей «Ар-Намыс» Галия Амиртаева считает, что школа должна быть свободна от религии во всех отношениях.
- Если разрешить хиджаб мусульманам, то представители других религиозных конфессий тоже начнут носить что-то свое, представляете, что это будет за школа? — задается вопросом она. — Дети приходят сюда получать знания, это нейтральная территория, там не должно быть никакой религии.
По мнению главы «Ар-Намыса», родители навязывают свою веру детям, чем лишают их права выбора:
- Я считаю, что каждый человек должен сам выбирать, во что ему верить, за детей же сейчас религию выбирают родители, которые и навязывают им ношение этих платков.
А вот лидер Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков, напротив, видит и положительные стороны в том, что представители других конфессий тоже будут носить в учебных заведениях свои религиозные атрибуты.
- Ничего страшного не случится, если наше общество будет выглядеть таким пестрым, мы должны с детства в детях воспитывать терпимое и уважительное отношение к другим людям. Тем самым Казахстан может подать пример всему миру. Мы не должны оглядываться на какие-то стереотипы, распространенные в международной практике, и даже в порядке эксперимента можно пойти на такое разрешение. Думаю, это будет проявлением здравого смысла, а запрет приведет к тому, что в ряды оппозиции будут вливаться не только дольщики или ипотечники, но и религиозное население, — пояснил свою позицию общественный деятель.
Своим ли путем идет Казахстан?
По мнению политолога Расула Жумалы, в Казахстане есть собственные традиции исповедования ислама и по ним ношение хиджаба не является обязательным:
- С одной стороны, запретами ничего хорошего не добьешься, столь однозначно запрещать хиджаб нельзя, хотя я сам, если честно, противник того, чтобы девушки, особенно в учебных учреждениях, носили платок, коль скоро у нас светское государство.
Казашки на протяжении веков не носили хиджаб и паранджу, в этом и есть наше историческое достояние, оно не означает, что мы отдалены от ислама, это просто у нас такие традиции исповедования этой религии. А рост приверженцев хиджаба, скорее, нечто привнесенное, последствие того, что мы отправляем молодых людей учиться в Саудовскую Аравию или другие исламские страны. По возвращении на родину они приносят оттуда несколько другие, а иногда и совсем иные порядки, нежели у нас. Из-за этого мы попадаем в противоречие, потому что когда эти ребята приезжают, они говорят, что наш ислам неправильный.
Во-первых, это упущение власти, так как в свое время она пустила этот вопрос на самотек. Во-вторых, это слабость нашего традиционного духовенства, я имею в виду Духовное управление мусульман, потому что ДУМК сейчас не в состоянии что-либо противопоставить этим привнесенным традициям. И в-третьих, это слабость образовательных структур, где не директивным путем нужно вести дела, а просвещать и объяснять посредством цивилизованного диалога, что такие традиции не соответствуют нашей ментальности, нашей культуре и нашему пониманию ислама, что это копирование саудовских образцов мусульманства, не имеющих никакого отношения к истории казахских женщин. И здесь многое зависит от официальных органов и духовенства. Наверное, еще один из выходов для нас — это открытие религиозных школ, потому что у нас все-таки по Конституции не допускается дискриминация, а запрет хиджаба — это не что иное, как ограничение свободы вероисповедания.
Кcтати
Выступая 11 марта в Туркестане, Нурсултан Назарбаев сказал, что является противником того, чтобы женщины Казахстана носили мусульманскую одежду, особенно учащаяся молодежь.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №10 (192) от 16 марта 2011 года
0 коммент.:
Отправить комментарий