27.05.2009

Если не в «тень», то на баррикады?


Евгения ПЛАХИНА, Ксения БОНДАЛ

Тенезация казахстанской экономики достигла предела, а в случае еще одной девальвации компании будут вынуждены закрываться. В результате и так резко уменьшившийся в связи кризисом поток налоговых поступлений может совсем иссякнуть.
More...
Официально ситуация с теневой экономикой выглядит оптимистично. Но эксперты ставят под сомнение официальную статистику...

По данным госорганов, приведенных в программе «Основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы», ее уровень составляет 21,3% ВВП. Если верить этим цифрам, то Казахстан по масштабам теневого бизнеса сопоставим со Швецией (19,9%) и Финляндией (18,9%) и даже уступает таким развитым странам, как Италия (27,3%), Бельгия (22,5%) и Испания (23,1%). Если верить этим цифрам, то Казахстан по масштабам теневого бизнеса сопоставим со Швецией (19,9%) и Финляндией (18,9%) и даже уступает таким развитым странам, как Италия (27,3%), Бельгия (22,5%) и Испания (23,1%). Однако эксперты и представители малого и среднего бизнеса ставят под сомнение официальную статистику и предупреждают о рисках тенезации хозяйственной системы страны.

Дальше «прятаться» некуда
По мнению известного экономиста Каната Берентаева, в случае проведения повторной девальвации уровень теневой экономики увеличится.
– Ясно, что вторая девальвация никаких положительных результатов не принесет. А количество предприятий, ушедших в «тень», если девальвация произойдет, увеличится на 5 – 10%, – считает он.
По его оценкам, уровень экономики, находящейся вне закона, составляет примерно половину ВВП. Казахстан, отмечает он, уже достиг «теневой насыщенности», и в случае повторной девальвации предприятия будут закрываться.
– Сейчас уровень теневой экономики увеличился примерно до 50%, а дальше уже уходить некуда. Мы уже достигли предела теневой насыщенности. Дальнейшего его существенного роста не будет – предприятия будут не уходить в «тень», а просто закрываться.
При этом экономист добавил, что если вторая девальвация будет проведена в ближайшее время, то, как и первая, она не принесет положительных результатов.
– Первая девальвация не имела никаких объективных предпосылок и была произведена в угоду нашим нефтяникам, металлургам, а остальных поставила только в худшее положение. Если сейчас, на фоне того, что немного укрепляется тенге, рубль, евро, производить очередную девальвацию, то для этого нет объективных причин, – подчеркнул эксперт. – Министр экономики и бюджетного планирования на заседании по итогам первого квартала сам сказал, что девальвация никаких положительных результатов не принесла.
Не ниже 50%
Член совета Форума предпринимателей Казахстана Евгений Бессонов также не согласен с официальной статистикой и считает, что уровень тенезации казахстанского бизнеса намного выше.
– Трудно поверить, что в Казахстане уровень теневой экономики при низком уровне самой экономики, ее структурном дисбалансе, невысоком профессионализме чиновников всего в два и полтора раза больше, чем в Японии (11,1%) и Германии (14,9%), соответственно, и сравним со Швецией и Финляндией, а также ниже Италии, Бельгии и Испании, – заметил он.
По его мнению, экономика, находящаяся в «тени», превышает половину валового внутреннего продукта:
– Уровень теневой экономики сегодня от 40 до 70% в зависимости от отрасли и региона. Трансфертные цены при нефтяном экспорте – это значит оффшорная зона. Там, где товарное производство, – до 50% в «тени». Здесь уходят в «тень» за счет неуплаты налогов.
Будет только хуже
В свою очередь политолог Максим Казначеев не связывает проблему тенезации экономики с курсовой политикой Нацбанка, но также считает, что уровень теневого бизнеса в Казахстане намного превышает официальные данные.
– Я бы не стал связывать переход половины оставшейся экономики в «тень» с повторной девальвацией, – сказал в беседе с нашим корреспондентом г-н Казначеев. – Те, кто хотели вести бизнес по «серым» и «черным» схемам, делали это и до девальвации. У нас и так больше половины ВВП крутится в теневой зоне.
Однако повторная девальвация, по его мнению, может вызвать социальный взрыв:
– Первая девальвация показала, что ее прямым следствием становится рост стоимости товаров широкого потребления, поскольку они в основной массе импортированы из-за рубежа. Так что ее повторение вызовет огромное недовольство бюджетников, пенсионеров, представителей социально-незащищенных слоев населения, самозанятого населения, – резюмировал он.

0 коммент.:

Отправить комментарий