19.06.2009
«Инцест» не доведет до добра
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Интересные вещи продолжают происходить вокруг национализированных государством банков. В редакцию не перестают приходить письма с любопытной информацией. Вот и на этой неделе на нашу электронную почту упало письмо читателя, в котором он указал на «странную сделку» между фондом национального благосостояния «Самрук-Казына», БТА и «Альянс Банком».
More...
Итак, в редакцию пришло письмо от читателя, назвавшегося «аналитиком»:
«Уважаемые господа!
Вы много и подробно пишете на тему «БТА Банка» и негативных последствий, к которым привело установление государственного контроля над ним. Однако даже не представляете глубины проблем. Поинтересуйтесь в БТА, если, конечно, новое руководство вам ответит, о состоянии корсчета банка — в отдельные дни мая он падал до отметки $4 миллиона, хотя для финансового института с таким объемом активов полагается иметь хотя бы $500 миллионов. Ну а $200 — 300 миллионов — это минимум, ниже которого просто опасно опускаться.
А после того как БТА проел всю госпомощь, выделенную «Самрук-Казыной» в рамках правительственной программы, помогать БТА пришлось Нацбанку. Марченко долго сопротивлялся, но его сломали, и теперь он кредитует БТА под залог облигаций «Самрук-Казыны». В последний раз дал $750 миллионов, которые уже заканчиваются.
Но это вообще мошенничество — БТА и «Самрук-Казына» обменялись своими облигациями на несколько миллиардов долларов, которые вообще ничего не стоят! Позадавайте вопросы Нацбанку, «Самрук-Казыне», БТА — их молчание подтвердит мою информацию.
С уважением, аналитик».
По проторенной дорожке
Мы решили проверить информацию автора письма и обнаружили, что взаимный обмен облигациями между ФНБ «Самрук-Казына», «БТА Банком» и «Альянс Банком» состоялся в начале марта 2009 года. Этот близкородственный «инцест» между «материнской» и «дочерними» структурами действительно привел к улучшению финансового положения последних. На бумаге, конечно. По оценкам экспертов, которых мы попросили проверить данные, доля портфеля ценных бумаг в структуре активов «БТА Банка» составила 21,5%, а «Альянс Банка» — 29,0%.
Но в реальности бумажные проводки ничего не стоящих на рынке облигаций привели только к «раздутию» активов, хотя формально ценные бумаги ФНБ «Самрук-Казына» как квазигосударственной структуры имеют высокий уровень надежности и ликвидности. Но тот факт, что облигации, которыми обменялись ФНБ с «БТА Банком» и «Альянс Банком», не торговались и не выставлялись на фондовом рынке, свидетельствует: организаторы сделки не только договорились не выходить на открытый рынок с ними, но и отлично понимают, что они натворили.
Ведь их операции ничем не отличаются от тех, по вине которых разразился нынешний мировой финансовый и экономический кризис. После появления электронных денег и рождения идеи производных ценных бумаг функция выпуска денег в обращение оказалась присвоенной инвестиционными и просто банками, различными фондами и прочими финансовыми структурами. Схема была простой: выдавались кредиты, затем они объединялись в пулы, под которые создавались и выпускались производные ценные бумаги, которые на рынке снова обменивались на деньги, и так без конца.
В результате был надут гигантский, невиданный в мировой истории пузырь фиктивного капитала, который в силу законов рыночной экономики в первую очередь устремился в наиболее капиталоемкие отрасли: недвижимость, фондовый рынок, биржевые товары, в первую очередь сырьевые. Последствия чего мы сейчас расхлебываем всем миром.
Конечно, авторы идеи обмена облигаций ФНБ «Самрук-Казына» на облигации «БТА Банка» и «Альянс Банка» не дошли до конца, не вышли на открытый рынок. Но, похоже, не потому, что не хотели, — идея использования средств накопительной пенсионной системы для капитализации банков жива. Просто в силу оперативной необходимости ограничились обменом, позволившим на бумаге улучшить финансовое положение кандидатов в банкроты.
А в курсе ли президент?
Трудно сказать, на что рассчитывали в правительстве и финструктурах, проводя операцию по обмену ценными бумагами, которая сильно смахивает на мошенничество. На то, что зарубежные кредиторы, испугавшись многомиллиардных потерь, будут вынуждены без разбору и оглядки согласиться на их условия? Или что не разберутся в сути сделки между «дочерними» и «материнской» структурами и, поверив, что положение «БТА Банка» и «Альянс Банка» после господдержки не настолько критично, пойдут навстречу желаниям наших чиновников?
Ответа на этот вопрос нет, но в любом случае есть сомнения, что организаторы операции хорошо все просчитали. Ведь если переговоры с кредиторами не увенчаются успехом и два почти государственных банка встанут на консервацию, которая неизбежно закончится банкротством, то облигации «БТА Банка» и «Альянс Банка» превратятся в бумажные, ничего не стоящие фантики. Тогда как облигации ФНБ «Самрук-Казына» будут представлять реальную ценность и войдут в ликвидационную массу, то есть их используют на удовлетворение требований кредиторов. И когда-нибудь, лет через шесть, придется начать погашать облигации, а не только выплачивать по ним купонный доход.
Кстати, напомним, что президент недавно «запечатал» Национальный фонд и запретил дальнейшее использование государственных золотовалютных резервов на поддержку экономики. Но, похоже, премьер-министр смог обойти запрет Нурсултана НАЗАРБАЕВА и фактически санкционировал изъятие «Самрук-Казыной» $5 миллиардов из государственного кармана. Мы даже не уверены, что глава государства в курсе того, что сделал Карим МАСИМОВ — потому что действия последнего прямо противоречат указаниям Нурсултана Абишевича.
Расчет же председателя совета директоров ФНБ «Самрук-Казына» прозрачен — через 6 лет наверняка будет другой премьер-министр, возможно, появятся дополнительные доходы, к тому же $5 миллиардов на фоне $70 миллиардов общей стоимости активов фонда не слишком большая сумма. Кто знает, может, Масимов и прав, потому что ему и не такое сходило с рук.
Деньги из пустого цилиндра
В завершение мы приводим список облигаций, использованных для улучшения качества активов «БТА Банка» и «Альянс Банка» в марте 2009 года. Желающие могут даже разобраться, какие выпуски какой банк купил.
Мы же отметим только, что ФНБ «Самрук-Казына» и здесь не смог преодолеть своей привычки извлекать посреднический доход — он отдал свои облигации под 4% годовых, а получил взамен облигации под 9% годовых. Так что на этой бумажной операции Фонд национального благосостояния под руководством председателя совета директоров Карима Масимова, председателя правления Кайрата КЕЛИМБЕТОВА при заместителях Тимуре КУЛИБАЕВЕ и Армане ДУНАЕВЕ просто так будет зарабатывать на разнице между 4 и 9% годовых 37,5 миллиардов тенге в год. Согласитесь, $250 миллионов, вынутых из пустого цилиндра, — это доказательство высокого профессионализма наших экономических главнокомандующих.
Интересно, а знают ли зарубежные кредиторы, если, конечно, они согласятся на предложение ФНБ «Самрук-Казыны» и его «дочек» о реструктуризации внешних долгов, что помимо всего прочего им придется терпеть ежегодные платежи материнской структуре в размере четверти миллиарда долларов?
Мы, кстати, почему-то уверены, что они будут оплачиваться в первую очередь. Ведь таковы правила игры в Казахстане: даже когда частный бизнес отдает концы, государственные структуры, не важно — госхолдинги или налоговые службы, пытаются заработать на их последнем вздохе — выдохе, а также погребении.
Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №22 (157) от 19 июня 2009 года
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий