19.06.2009

«Ак орда» не будет «всех спасать кругом»


Автор: Тулеген АСКАРОВ

После того как в предыдущем номере наша газета напомнила Нацбанку о том, что пора бы наконец ознакомить общественность с итогами его деятельности за прошлый год, это журналистское пожелание было сразу же и исполнено. В прошлую пятницу, 12 июня, на сайте центрального банка, как по мановению волшебной палочки, появился текст его годового отчета, одобренного главой государства еще в апреле.

More...
Как гласит житейская мудрость в таких случаях, лучше поздно, чем никогда, но все же Нацбанку впредь стоило бы публиковать свой отчет пораньше, самое позднее в мае, а не в середине года. Кстати, порывшись в редакционных архивах, мы обнаружили, к примеру, что в 2002 году, во время первого правления Григория Марченко в Нацбанке, к освещению основных положений годового отчета за 2001 год наша газета приступила аж в начале мая!

Нацбанк — в «плюсе»

По традиции содержание отчета центрального банка мы презентуем читателям с конца — с тех его заключительных разделов, которые посвящены результатам деятельности как самого Нацбанка за минувший год, так и итогам доверительного управления деньгами Национального фонда.

В принципе, для кризисных времен год оказался для Нацбанка неплохим, поскольку его чистая прибыль составила 30 млрд 197,0 млн тенге — на 19% меньше по сравнению с результатом за 2007 год в 37 млрд 245,6 млн тенге. А консолидированная чистая прибыль центрального банка с учетом показателя его дочерних организаций в 3 млрд 855,5 млн тенге достигла 34 млрд 52,5 млн тенге.

Кстати, судя по отчету, сейчас в империю Нацбанка входят четыре РГП — «Казахстанский центр межбанковских расчетов», «Банковское сервисное бюро», «Казахстанский монетный двор» и «Банкнотная фабрика», а также четыре АО — «Казахстанский фонд гарантирования депозитов», «Резервный центр «Q-Bro», «ГНПФ» и «Национальный аналитический центр».

При этом последнее АО находится в ведении канцелярии премьер-министра, хотя формально оно создано и при правительстве, и при Нацбанке одновременно. А свой пакет акций в ГНПФ, как сообщала наша газета, правительство передало Нацбанку. Последний же в прошлом году продал 100% акций Фонда гарантирования страховых выплат компаниям-страховщикам.

В общей сложности в этом сложном хозяйстве трудились в прошлом году 4039 работников, тогда как в 2007-м их было на 5,3% меньше (3825 человек по списочной численности на конец года). При этом в центральном аппарате Нацбанка сотрудников было 711, в его филиалах — 1832, в РГП — 973, а в АО — 523 человека. Текучесть кадров по всей системе снизилась с 16,7% в 2007 году до 12,4% в прошлом году, а в самом Нацбанке, включая его центральный аппарат и филиалы, — с 15,6 до 7,3%.

Возможно, что столь значительное снижение текучести связано с достойной оплатой труда сотрудников, однако в отличие от прошлых лет на этот раз в Нацбанке предпочли не раскрывать сведения о среднемесячной зарплате своих работников (кстати, такой же политики следует и АФН в своем отчете за 2008 год). Напомним читателям, что в 2007 году среднемесячная зарплата сотрудника Нацбанка по его центральному аппарату и филиалам была на уровне в 155619 тенге и выросла по сравнению с 2006 годом на 28,7%. Поэтому можно предположить, что если такая динамика сохранилась, то в прошлом году в среднем один работник Нацбанка получал около 200 тысяч тенге. По всей видимости, так оно и есть, ибо из отчета следует, что административные затраты и затраты на персонал за прошлый год выросли на 15,7%, до 8 млрд 289,2 млн тенге.

Вернемся к финансовым показателям деятельности Нацбанка за прошлый год. По монетарной деятельности в результате операций на внешнем и внутреннем рынках был получен нетто-доход в 43 млрд 339,9 млн тенге — на 11% ниже, чем в 2007 году. При этом по операциям на внешнем рынке нетто-доходы уменьшились на 22,8%, до 67 млрд 183,1 млн тенге, главным образом под влиянием значительно — на 23,5% — сократившихся нетто-доходов по валютному портфелю.

По немонетарной деятельности доходы Нацбанка выросли на 33,2%, до 834,8 млн тенге, затраты — на 14,9%, до 13 млрд 977,7 млн тенге, в том числе затраты, связанные с финансированием АФН -

2 млрд 811,7 млн тенге. Как указывается в отчете Нацбанка, расходы на содержание АФН в прошлом году выросли главным образом в результате увеличения штатной численности регулятора во исполнение указа главы государства от 23 апреля 2008 года за №575.

Заглянув на всякий случай в отчет АФН, мы обнаружили, что по воле президента в трудные кризисные времена лимит этой штатной численности был увеличен на 72 единицы, до 490 сотрудников, из которых 400 пришлось на административных госслужащих. Увы, как теперь выясняется, дополнительный отряд чиновников так и не смог уберечь от дефолта «БТА Банк», «Альянс Банк» и «Астану-Финанс», не говоря уже о дефолтах меньшего масштаба на рынке облигаций.

Капитальные расходы Нацбанка в прошлом году значительно выросли — в 2,8 раза, до 88 млрд 732,8 млн, что было вызвано увеличением расходов на пополнение уставного капитала подконтрольных ему организаций.

Равняться лучше на Азербайджан

Перейдем теперь к результатам доверительного управления Нацбанком деньгами Национального фонда. Судя по данным банка-кастодиана BNY Mellon Asset Servicing B.V., потери этой виртуальной структуры за прошлый год оказались не столь уж и велики на фоне большинства других суверенных фондов за исключением Государственного нефтяного фонда Азербайджана, оказавшегося в «плюсе».

Инвестиционный убыток Нацфонда по итогам года сложился на уровне в минус $656,3 млн, а после корректировки с учетом затрат на совершение сделок — минус $660,7 млн. А доходность по активам Нацфонда сложилась в прошлом году отрицательной — на уровне минус 2,28% годовых (по итогам 2007 года было плюс 9,92%), тогда как с начала его деятельности — 44,43%.

Для сравнения: взятый в Казахстане за образец Глобальный пенсионный фонд Норвегии показал по итогам года отрицательную доходность в минус 23,3%, а его инвестиционный убыток составил минус 633 млрд крон (71,5 млрд евро, или около $90 млрд)!

В целом же общая рыночная стоимость валютного портфеля Нацфонда на конец прошлого года составляла $27,4 млрд, в том числе стабилизационного портфеля — $10,5 млрд (38,21%), сберегательного — $16,9 млрд (61,79%). По стабилизационному портфелю доходность оказалась на уровне 2,40%, тогда как по эталонному портфелю (Merrill Lynch 6 month US Treasury Bill Index) — 3,58%, а сверхдоходность оказалась отрицательной в минус 1,18%. Проще говоря, управляли этим портфелем Нацфонда хуже, чем эталонным.

По второй части фонда ситуация оказалась иной — в то время как эталонный портфель показал отрицательную доходность в минус 5,37%, по сберегательному портфелю Нацфонда результат хоть и оказался тоже отрицательным — в минус 4,58%, но все же выше, а посему и сверхдоходность здесь была положительной — в 0,79%.

Впечатляет разброс показателей доходности по типам мандатов (то есть по субпортфелям) сберегательного портфеля Нацфонда: по мандату «Глобальные облигации» она сложилась положительной в 7,89%, «Глобальное тактическое распределение активов» — минус 11,74%, а «Глобальные акции» — и вовсе минус 40,36%!

Напомним читателям, что стабилизационным портфелем Нацбанк управляет самостоятельно, тогда как по мандатам сберегательного портфеля «Глобальные облигации» и «Глобальные акции» часть активов отдается внешним управляющим. А субпортфелем «Глобальное тактическое распределение активов» Нацбанк не управлял и делегировал эти полномочия двум международным компаниям.

Кстати, названия внешних управляющих по-прежнему держатся в секрете, хотя, к примеру, в годовом отчете за 2001 год эта информация раскрывалась — тогда субпортфелем акций занимались Morgan Stanley Investment Management, HSBC Asset Management и Credit Suisse Asset Management, а субпортфелем бумаг с фиксированным доходом — Deutsche Asset Management, State Street Global Advisors и BNP Paribas Asset Management/FFTW.

Отметим, что на днях Нацбанк разместил на своем сайте объявление о тендере по выбору внешних управляющих активами Национального фонда по мандатам «Глобальные активные акции» и «Глобальные пассивные акции».

Для первого мандата эталонным портфелем служит композитный индекс акций, в состав которого входят в различных пропорциях ключевые индикаторы ведущих бирж мира: S&P500 (SPX) — 45%, DJ EURO STOXX 50 (SX5E) — 30%, Nikkei 225 (NKY) — 10%, FTSE 100 (UKX) — 10% и S&P/ASX (AS51) — 5%. Внешним управляющим по этому мандату разрешается инвестировать активы Нацфонда, размещаемые по этому мандату, в простые и привилегированные акции тех компаний, которые включены в эталонный портфель, но 10% можно вкладывать и в акции компаний, не входящих в эталонный портфель. Приблизительный объем этого мандата определен в $200 млн.

Такой же объем предусмотрен и по второму мандату, однако здесь управляющие могут инвестировать лишь в те простые и привилегированные акции, которые включены в эталонный портфель.

Требования к потенциальным внешним управляющим таковы: минимум 10 лет опыта работы с финансовыми инструментами, в которые предполагается инвестировать активы, текущий размер активов под управлением не менее $50 млрд, причем по указанным Нацбанком типам мандатов под управлением — не менее $1 млрд.

Отвечают за проведение тендера не самые высокопоставленные чиновники Нацбанка — Ануар ИЗБАСАРОВ, и.о. начальника управления анализа и рисков, и два главных аналитика этого же управления — Тимур ЛИ и Жайнар САРЖАКОВ. Ну а журналистам остается лишь надеяться, что по итогам тендера Нацбанк все же сообщит, каким компаниям будет доверено управлять активами Нацфонда.

Из отчета также выясняется, что в кризисных условиях для сохранения денег Нацфонда было снято ограничение на объем допустимой наличности в его портфеле. А для накопления тенговых средств, необходимых для целевых и гарантированных трансфертов из Нацфонда, были изменены правила конвертации и реконвертации его активов.

Суть изменений состояла в том, что конвертацию тенговых поступлений на счет Нацфонда можно было откладывать на неопределенный срок, чтобы Нацбанк мог заодно учесть конъюнктуру внутреннего валютного рынка. Заодно такое новшество позволило обеспечить средства в тенге для капитализации ФНБ «Самрук-Казына», поскольку из общей суммы в 607,5 млрд тенге, потребовавшейся для этой цели, из валютного портфеля Нацфонда пришлось реконвертировать лишь $1,2 млрд.

Власть ищет деньги

Как выяснилось в ходе прошедшего в Костанае 21-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов (СИИ) при президенте Казахстана, основной темой которого стала проблема определения альтернативных источников финансирования для развития отечественной экономики, на данный момент у самого государства больших денег для этих целей не намечается.

Между тем, со слов президента, с 2010 года Казахстан приступает к реализации 10-летнего плана, разбитого на две пятилетки, по форсированному индустриально-инновационному развитию. Основная часть средств для реализации этого плана поступит, видимо, в виде вложений из-за рубежа, причем президент призвал членов СИИ подключить свои связи в международных финансовых кругах, чтобы привлечь в страну новых инвесторов. Выглядит этот призыв довольно странно — ну зачем компаниям, уже обжившимся в Казахстане, заводить сюда конкурентов?

Другим источником финансирования должна стать часть прибылей иностранных инвесторов, которую им предложили реинвестировать в нашу экономику. От частных банков былого роста внешних заимствований в «Ак орде» не ждут, а посему привлекать капитал в экономику придется государству и институтам с госучастием, что в свою очередь приведет к переносу основных рисков в госсектор.

Есть, правда, еще один способ получения внешнего финансирования — торговля квотами на парниковые выбросы, за счет которых планируется выручить $1 млрд. Надежды возлагаются и на исламские банки, как пояснил в день заседания агентству Reuters Григорий Марченко, в ближайшие 12 месяцев в нашей стране начнут работать 3 — 4 таких банка.

Кстати, г-н Марченко вошел в состав СИИ вместе с помощником президента Куандыком БИШИМБАЕВЫМ. Для чего нужен главный банкир в СИИ, объяснений не последовало, но похоже, что сейчас г-н Марченко весьма приближен к президенту в отличие от других представителей монетарных властей. К примеру, весьма заметным было его отсутствие на недавнем антикризисном совещании у главы государства, как и то, что президент предпочел принять его отдельно накануне этого мероприятия.

Что касается внутренних финансовых ресурсов, то в Костанае вновь угрожающе звучала тема их мобилизации для посткризисного развития страны. По оценкам главы государства, сейчас объем внутренних финансовых ресурсов, не задействованных в экономике, составляет от 5 до 12% от ВВП, то есть порядка $7 — 16 млрд тенге.

Напомним, что в начале года президент выражался на эту тему более определенно, оценивая объем средств на руках у населения примерно в $12 млрд, в то время как, по оценке экс-главы «БТА Банка» Мухтара Аблязова, в экономику можно привлечь до $50 млрд.

В любом случае, после февральской девальвации тенге доверие клиентов к банковскому сектору, Нацбанку и к государству в целом значительно снизилось. Поэтому в Костанае главе государства пришлось говорить о полном восстановлении доверия вкладчиков к финансовым институтам и стимулировании роста сбережений. Но как это теперь сделать, имея во главе Нацбанка

г-на Марченко, начавшего свое второе правление с девальвации тенге, два дефолтных системообразующих банка — БТА и «Альянс», а также дефолтную «Астану-Финанс» и массу компаний рангом поменьше, осталось непонятным.

Цифры пляшут

Отметим также, что спичрайтеры главы государства вновь удивили своими аналитическими выкладками, ибо на этот раз они вставили в речь президента данные об объеме выделенных средств на антикризисные мероприятия в $19 млрд, или 14% от ВВП страны. Между тем начальник президентской канцелярии Махмуд КАСЫМБЕКОВ в обзоре, опубликованном в «Казахстанской правде», оценивал антикризисный пакет примерно в 20% от ВВП, а в абсолютном выражении — в 2,2 трлн тенге, что составляет примерно $14,7 млрд по нынешнему курсу.

Сам глава государства на последнем съезде партии «Нур Отан» указывал на сумму в 2,7 трлн тенге, выделенную, с его слов, из Нацфонда на реализацию мероприятий только по второму стабилизационному плану, что составляет, с его слов, 14% ВВП. Однако если вспомнить о том, что из Нацфонда выделялось $10 млрд на антикризисные цели, то в таком случае по нынешнему обменному курсу речь может идти лишь о 1,5 трлн тенге.

Еще одной информационной накладкой стала ссылка главы государства в Костанае на недавнее решение агентства Standard & Poor's о повышении прогноза по суверенному рейтингу Казахстана до «стабильного», которое президент расценил как «важный позитивный признак того, что мы на правильном пути». Признаком чего в таком случае служит решение агентства Moody's, снизившего Казахстану рейтинг в национальной валюте с «Ваа1» до «Ваа2» с прогнозом «негативный», президент не пояснил, как и все официальные СМИ, наложившие табу на эту информацию.

Между тем авторитет Moody's для инвесторов и кредиторов Казахстана ничуть не ниже, чем Standard & Poor's. Кстати, последнее агентство как раз в дни пребывания президента в Костанае и Рудном понизило долгосрочные кредитные рейтинги контрагента «Казкоммерцбанку» (с «В+» до «В») и «Народному банку Казахстана» (с «ВВ-» до «В+») с прогнозом по ним «негативный».

«Казкоммерцбанку» был понижен еще и краткосрочный кредитный рейтинг с «В» до опасной отметки «С», тогда как «Народному» этот рейтинг был подтвержден на уровне «В». В своем комментарии хорошо известная у нас Екатерина Трофимова пояснила, что такое решение вызвано «ухудшением качества активов, капитализации, ресурсной базы и ликвидности этих банков».

К примеру, по оценкам аналитиков агентства, проблемные активы в течение оставшейся части года могут превысить 35% ссудного портфеля банков.

В качестве позитива г-жа Трофимова указала на текущую поддержку ликвидностью банков государством и их хорошую рыночную позицию: у «Казкома» — в секторе крупных корпоративных клиентов, а у «Народного» — в рознице.

Есть дела поважнее кризиса

Похоже, власти Казахстана уже поставили крест как на «Астане-Финанс», так и на «Альянс Банке» вместе с «БТА Банком», поскольку глава государства нацелил теперь правительство, АФН и Нацбанк не на борьбу с кризисом, а на светлое посткризисное будущее. К тому же президент до Костаная ясно заявил на недавнем антикризисном совещании, что «у нас нет задачи всех спасать кругом», и «на то и кризис, кто не может — тот будет банкротом».

Там же в порядке самокритики президент заявил, что «нам надо отойти от практики экстренного реагирования на кризисные явления в сторону системных продуманных мер», вместо того чтоб тушить «просто пожар». В итоге журналисты так и поняли, что государству можно было обойтись без вливания $10 млрд из Нацфонда в экономику и не входить в капитал системообразующих банков!

Как выяснилось из выступлений в Костанае, уже началась разработка концепции основных направлений развития финансового сектора Казахстана в посткризисных условиях. В принципе, оно и верно, поскольку не только в Казахстане, но и во многих развитых странах мира выясняется, что государство переборщило с поддержкой банковского сектора, из-за чего возник избыток ликвидности на рынках, начинающий «давить» на фондовый и товарные рынки в сторону быстрого повышения котировок.

К тому же тема господдержки становится не столь актуальной, ибо в США крупные банки начали возвращать властям средства, полученные ранее в качестве экстренной финансовой помощи. Кстати, среди таких банков оказался и Morgan Stanley, сумевший истребовать досрочно долг от «БТА Банка». Кроме того, вернули деньги правительству США и несколько десятков относительно небольших американских банков. А в Великобритании этим же путем двинулся банк Lloyds.

Неплохо выглядят сейчас на мировых рынках и ценные бумаги отечественных банков. Согласно данным экспертов агентства «Ирбис», котировки долевых бумаг отечественных компаний на Лондонской фондовой бирже продолжили свой рост и в мае. Глобальные депозитарные расписки «Казкоммерцбанка» прибавили за месяц 33,8%, «Народного банка Казахстана» — 27% (в апреле — соответственно 12,6 и 83,2%). Правда, говорить хотя бы о частичном возврате средств господдержки этим банками пока не приходится, а деньги налогоплательщиков, ушедшие в «БТА Банк» и «Альянс Банк», по всей видимости, вообще не вернутся.

Позитив от Fitch

Среди новостей от рейтинговых агентств выделим небольшую «ложку» позитива от Fitch Ratings. Аналитики этого агентства подтвердили kaspi bank долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте на уровне «В». Свое решение в Fitch основывают на сравнительно низкой доле строительного сектора и валютных займов в кредитном портфеле банка, высоком уровне его капитализации, низком уровне внешних обязательств и значительном приросте депозитов.

Теперь, судя по информации пресс-службы банка, в первой десятке банковского сектора более высоким рейтингом располагают только «АТФБанк» («ВВВ») и «Народный банк Казахстана» («В+»). Впрочем, по классификации Fitch градации рейтинга на уровне «В» трактуются как низкая надежность. К слову, «Евразийский банк», агрессивно рекламирующий себя как самый надежный банк Казахстана, по версии журнала Euromoney, располагает долгосрочным РДЭ в инвалюте от Fitch на уровне «В-», как, кстати, и «Казкоммерцбанк».

Кроме того, агентство сообщило, что дефолт «БТА Банка» пока не оказал негативного влияния на сделку по секьюритизации ипотечных жилищных кредитов (RMBS) его «дочки» — компании «БТА Ипотека». Однако аналитики агентства обеспокоены тем, что может потребоваться замена этой компании в качестве сервисера по сделке на «Народный банк Казахстана», из-за чего могут возникнуть операционные сбои. Проблема заключается в том, что банк пока не располагает в полном объеме данными по заемщикам, не подготовлены пока уведомительные письма и не открыт альтернативный счет поступлений на имя эмитента. В итоге будет весьма затруднительно за один день перенаправить платежи заемщиков, что повышает риск смешения этих поступлений.

К тому же «Народному» потребуется либо использовать программное обеспечение «БТА Ипотеки», либо внести изменения в свою IT-систему, чтобы администрировать кредиты, выданные ипотечной компанией. И хотя уже сегодня банк имеет право доступа в помещения «БТА Ипотеки» и к ее системам, «Народному» пока еще сложно обеспечить бесперебойный поток информации по сделке — необходимо получить физические файлы по кредитам, провести их анализ, а все это требует дополнительного персонала, расходов и времени. Аналитики агентства отмечают также, что ипотечные сертификаты не хранятся в офисе компании, а находятся в «Банке ЦентрКредит».

...В заключение обзора приводим любопытную информацию от «Народного банка Казахстана», поразившего масштабом торгов на заложенное в нем имущество. В предстоящий вторник, 23 июня, покупателям будут предложены земельные участки в Алматинской области общей площадью 245,3 гектара и суммарной стартовой ценой более 1,3 млрд тенге. Кому и на какие суммы банк выдал кредиты под столь впечатляющий залог, не сообщается.

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №22 (157) от 19 июня 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий