17.06.2009

Экологически чистый процесс


Автор: Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ
Фото: Камиль АЯНОВ

В суде Есильского района Астаны во вторник стартовал процесс по делу экс-министра охраны окружающей среды Нурлана Искакова, двух его бывших заместителей, а также представителей ТОО «Меркурий плюс». Их обвиняют в хищении бюджетных средств в сумме более миллиарда тенге.
More...
Процесс по «делу экологов» похож на предыдущие антикоррупционные судебные разбирательства. Те же маленькие душные залы судебных заседаний, невнятные обвинения и сильная, грамотная защита. И при этом на результат не влияет ни подготовленность адвокатов, ни беспомощность прокуроров.

Существенное отличие на этот раз было в том, что никто не пытался препятствовать работе журналистов. Сотрудники суда пропускали прессу в зал с несвойственными для них обычно улыбками, предлагали занимать места поудобнее, как в кинозале. В первый день суд ограничился оглашением обвинения.

Фемида отсутствует

Обвиняемых пресса дожидалась во дворе суда Есильского района, в месте весьма живописном: здание, где расположен суд, в прошлом было одним из цехов известного завода «Целинсельмаш», где производили косилки и сеялки. Когда завод перестал существовать, более-менее пригодные под офисы здания заняли различные организации. А буквально в нескольких метрах, в гулких помещениях бывших цехов, разместились бесчисленные СТО, стеклорезные, оконно-балконные и мебельные фирмы. Так что заседания суда здесь проходят под аккомпанемент стука, скрежета и завывания электроинструментов.

Под всю эту какофонию адвокат экс-министра Роза Куанышбаева давала первые комментарии по делу, в котором, по ее мнению, обвинение выглядит слабым и безосновательным. Все документы, подписанные Нурланом Искаковым, остаются в силе, никто ни одного приказа его пока не отменил.

- Эти документы изданы в соответствии с нормативной базой, которая существует у нас в стране. То, на что есть полномочия министра, — объясняла защитница. — Других документов в материалах дела, говорящих о том, что Искаков что-то подписал незаконно, нет. Обвинение, в принципе, построено на том, что кто-то из других обвиняемых сказал что-то, кто-то из свидетелей сказал что-то. Но это все сказано устно. И я полагаю, что в судебном заседании мы сможем это опровергнуть.

Тем временем, к зданию суда на «Газели» подвезли и быстро завели в здание обвиняемых. Окружившая машину толпа старалась подбодрить их возгласами.

Журналистов и телеоператоров пригласили в зал суда, даже документы на входе никто не требовал показать. Все сотрудники суда и стороны процесса с прессой были вежливы и предупредительны. Единственное замечание сделали адвокаты: когда телеоператоры плотной стеной загородили обзор в крохотном зале, их очень вежливо попросили подвинуться.

Перед стартом процесса выяснилось, что в Есильском суде отсутствует «Фемида». Речь шла о новой системе аудио- и видеозаписи процессов, какой обзавелось уже большинство судов Астаны. Но до Есильского, видимо, это благо цивилизации пока не дошло. Поэтому сторона защиты предложила вести запись процесса собственными силами — принести свою технику. Судья Ерлан Тасыров возражать не стал.

После чего помощник прокурора Еркегали Закиров начал зачитывать обвинительное заключение, которое растянулось на 43 минуты.

Список фигурантов

Напомним, первым «экологом под подозрением» по этому делу стал бывший вице-министр охраны окружающей среды Альжан Бралиев, в чьи должностные обязанности входило руководство конкурсной комиссией. Чиновника задержали 27 февраля этого года сотрудники финпола по подозрению в хищении через тендерные схемы более 512 миллионов тенге бюджетных средств. Позже ему предъявили официальное обвинение, где сумма растраты и хищения была уже на 10 миллионов больше.

В начале марта к находящемуся в СИЗО ДВД Астаны Альжану Бралиеву присоединился его коллега — бывший зам. главы МООС Зейнулла Сарсембаев, ему тоже инкриминировалось хищение бюджетных денег. Но через день после помещения в следственный изолятор он был переведен под домашний арест из-за проблем со здоровьем.

На фоне коррупционных скандалов в министерстве глава МООС Нурлан Искаков подал в отставку, но через несколько дней и он был задержан и водворен в СИЗО, где примерно в одно время с ним оказался и представитель ТОО «Меркурий плюс» Адильбек Жайылганов. Руководитель фирмы Виктор Лайс, по данным следствия, сейчас находится в Германии. Обвинение также предъявлено директору департамента финансового обеспечения и стандартов качества государственных услуг МООС Татьяне Савицкой, но она, как и глава «Меркурия», сейчас, по информации следователей, за пределами территории страны.

По версии следствия, «Меркурий», не без активного содействия министра и его заместителей, выиграл тендер на утилизацию вредных отходов — неких конденсаторов, содержащих ядовитые химические соединения.

Как говорится в обвинении, оглашенном на первом заседании помощником прокурора Есильского района Астаны Еркегали Закировым, после заключения МООС РК договора о государственных закупках с ТОО «Меркурий плюс» планировалось поэтапное создание и подписание министерством фиктивных актов о выполненных работах, на основании которых компания должна была получить бюджетные деньги.

- Полученные на расчетный счет денежные средства представитель ТОО «Меркурий плюс» Жайылганов, используя родственные связи с его владельцем Рамазановой, должен был обналичить и передать Искакову Нурлану для распределения между участниками преступной группы, — пояснил помощник прокурора.

По версии обвинения, автором и разработчиком преступного плана был глава министерства Нурлан Искаков, остальные фигуранты являлись исполнителями.

- Следствием установлено, что Искаков, действуя противоправно, вопреки интересам службы, совершил с группой лиц по предварительному сговору умышленные тяжкие преступления, — зачитал обвинитель. — В результате преступных действий Искакова, Бралиева, Сарсембаева, Савицкой, Жайылганова и других, неустановленных, лиц государству в лице Министерства охраны окружающей среды причинен крупный материальный ущерб в сумме 1 млрд 172 млн 657 тыс. тенге.

Этой цифрой завершилось оглашение обвинения.

Анонимный повод

Подсудимые свою вину не признали. А сторона защиты за несколько минут указала на абсурдность обвинений. Так, адвокат экс-министра Ерлан Бектасов отметил, что по многим пунктам бывшего главу МООС обвиняют в том, что он... был министром и выполнял свои должностные обязанности.

- Так, например, Искакову Н.А. вменяется общее руководство министерством, что предусмотрено законодательством страны во всех министерствах, при этом добавлены слова «членами преступной группы». А «члены преступной группы» — это его заместители, которых на должность утверждало Правительство Республики Казахстан. Я не хочу утрировать, однако если верить этой логике, то обвинение этим самым ставит под сомнение компетентность правительства, — отметил адвокат. — Обвинением вменяется в вину направление Искаковым Н.А. писем в компетентные государственные органы, что является прямой обязанностью первого руководителя министерства, согласно нормативным актам, что можно увидеть во всех министерствах.

Кроме того, защитник обратил снимание на то, что в тексте обвинения слишком много отсылок на «неустановленные следствием обстоятельства» и письма неизвестных лиц. И, судя по тексту обвинения, поводом для уголовного дела послужило анонимное письмо.

- Учитывая фактор голословного обвинения в хищении и злоупотреблении должностными полномочиями ответственными государственными лицами, считаем данное обвинение нарушением конституционного принципа презумпции невиновности, что требует внесения настоящего возражения на сущность изложенного обвинения, — заявил адвокат экс-министра.

Надуманностью и необоснованностью обвинений процесс по делу Искакова — Бралиева очень похож на дело Кулекеева, наделавшее много шума осенью прошлого года. Тогда защита точно так же с первых дней развалила обвинение, но суд в итоге проигнорировал множество очевидных аргументов.

Теперь ситуация повторяется, с той лишь разницей, что процесс превращен в подобие развлекательного шоу. Все друг другу улыбаются, ведут себя предельно тактично, и при этом судья как будто заранее уверен в результате, записанном в сценарии, «спущенном сверху».

0 коммент.:

Отправить комментарий