17.06.2009

Кирпич новой финархитектуры


Автор: Александр ГАБРОВСКИЙ

Объединение Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) перестало быть просто аббревиатурой и фактически получило статус нового игрока на мировом финансовом пространстве. Вчера на первом саммите в Екатеринбурге участники альянса изложили консолидированную позицию по созданию новой мировой финансовой архитектуры.
More...
Встреча глав четырех государств — российского президента Дмитрия МЕДВЕДЕВА, председателя КНР Ху ЦЗИНЬТАО, индийского премьера Манмохана СИНГХА и бразильского президента Луиса Лулы да СИЛВЫ — длилась около часа и закончилась подписанием двух документов: совместного общеэкономического заявления и документа, посвященного глобальной продовольственной безопасности.

Точки соприкосновения

В первом документе — заявлении ясно определены точки соприкосновения четырех стран: реформа международной финансовой архитектуры и развитие торговли.

Ранее, как известно, призывы о более справедливом устройстве мировой финансовой системы звучали на разных уровнях из Бразилии, Москвы, Дели и Пекина. Теперь, по словам российского президента, этим займутся финансовые чиновники четырех стран: «Мы будем обсуждать параметры новой финансовой архитектуры, для чего дадим поручения нашим министрам финансов, нашим председателям центральных банков, других заинтересованных структур, чтобы они встретились и подготовили свои предложения, которые мы впоследствии, естественно, самым внимательным образом изучим».

Озвученный список точек соприкосновения пока не слишком велик, однако вопросы поднимаются глобальные. Например, государства БРИК отстаивают необходимость более справедливого распределения акционерных квот в капитале Международного валютного фонда (МВФ).

Кстати, этой проблемой главы минфинов и руководителиц четырех стран занимаются достаточно давно. Пока ЕС, который должен пострадать от такого перераспределения, поскольку предоставил фонду меньший объем средств, чем его партнеры по этой организации, удается отстаивать свои позиции. Но, скорее всего, это лишь вопрос времени, причем не самого отдаленного.

В рамках МВФ по всем важнейшим вопросам страны БРИК выступают единым фронтом, и факт такой консолидации повлиял на неформальную расстановку сил в фонде, уверены эксперты.

Поделим по справедливости?

В ходе подготовки к первому саммиту предполагалось, что лидеры БРИК совместно объявят о размерах своего участия в пополнении ресурсов МВФ. Однако формат, очевидно, был слегка пересмотрен, потому что первой о готовности разместить в облигации фонда $10 млрд заявила Россия. Вскоре $50 млрд пообещал Китай, $10 млрд — Бразилия. Дели пока хранит молчание.

До сих пор остается открытым вопрос об увеличении доли расчетов в национальных валютах при взаимной торговле. Причина в том, что эта проблема, в решении которой заинтересованы все страны БРИК, пока носит не экономический, а скорее все-таки политический характер.

Представители экспертного сообщества в альянсе указывают на нестабильность доллара и связанные с этим риски. Однако сопоставимые риски окружают и валюты стран БРИК, которые не могут похвастать ни стабильностью, ни низким уровнем инфляции. Кроме того, дополнительный спрос на рубль, который неизбежно создался бы при переводе торговых операций в нацвалюты, приведет к давлению в сторону его укрепления — это не лучший повод для повышения конкурентоспособности экономики.

Тем не менее, постепенное движение в этом направлении необходимо, уверены в аппарате российского президента. «Если мы сможем это сделать, то валюты наших стран (БРИК) имеют все шансы стать резервными, — говорит начальник экспертного управления президента Аркадий ДВОРКОВИЧ. — Никто не хочет рушить доллар, таких целей ни у кого нет, в том числе у нас. Нужно подходить к этим вопросам максимально аккуратно».

По его словам, Москва рассчитывает, что развитие мировой экономики позволит продвигаться и укрепляться другим национальным валютам. «Мировая экономика будет расти. Да, сегодня кризис, но после него начнется рост. Этот растущий пирог должен делиться более справедливо», — считает Дворкович.

По итогам дискуссии на саммите участники условились дать соответствующие поручения о доработке ключевых вопросов взаимодействия профильным ведомствам. «Главным координатором работы по линии БРИК выступят министерства иностранных дел, — сообщил Дмитрий Медведев. — Будут, естественно, принимать участие в этой работе и другие заинтересованные государственные структуры. Это могут быть и министерства сельского хозяйства, министерства, которые отвечают за развитие торгово-экономических отношений».

По словам президента, свою долю внесут региональные власти и бизнес-сообщества. «Очень важным является сотрудничество на уровне бизнес-форумов, на уровне контактов между представителями бизнес-элит наших стран, — пояснил глава российского государства. — Я думаю, что чем более широким будет спектр таких рабочих контактов, тем более успешным будет сотрудничество в формате БРИК».

Конец однополярности

Время, когда мир был однополярным, закончилось, заявил по поводу решений БРИКа председатель нижней палаты российского парламента Борис ГРЫЗЛОВ. «Для всех очевидна взаимосвязь между безответственным и бесконтрольным поведением западных, в первую очередь американских, финансовых структур и глобальным экономическим кризисом», — рассудил он.

В той или иной степени с ним соглашается большинство экспертов. На первой волне кризиса аналитики, прогнозируя развитие мировой финансовой системы, все чаще указывали на страны БРИК как на остров возможного спокойствия и трамплин для будущего развития. «Но этим странам, в которых проживает более половины земного шара, необходима четкая координация усилий», — уверен заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН.

Уже 8—10 июля в Италии состоится саммит G8, на котором Россия, как один из участников, может транслировать интересы БРИК, став связующим звеном между альянсом и «восьмеркой». Таким образом, эта аббревиатура (в английском языке созвучна со словом «кирпич»), впервые употребленная в 2001 году аналитиками Goldman Sachs, из расхожего выражения имеет шансы стать реальной силой уже в ближайшем будущем.

Впрочем, аналитики давно подсчитали, что к 2050 году экономики БРИК суммарно превысят общий размер наиболее богатых экономик мира, то есть «большой семерки». Вопрос в том, как отреагируют на эту угрозу те самые богатые экономики. Примеров того, как старый свет не соглашался с возвышением нового, в истории множество.

0 коммент.:

Отправить комментарий