04.06.2009
Без обеда, но – за полцены
Автор: Ирина СЕРГЕЕВА
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ
На очередной «правительственный час» в Мажилисе депутаты собирались почти «в боевом настрое». Вопросов и претензий к министру транспорта и коммуникаций Абельгази Кусаинову у них накопилось немало, и народные избранники грозились «прямо в лоб» озадачить ими главу МТК. Однако, пообщавшись с народными избранниками почти два часа, министр покинул здание парламента вполне довольный.
More...
Одной из основных тем, обсуждавшихся на «правчасе», стало, естественно, состояние отечественной гражданской авиации. Эта отрасль уже давно оставляет желать лучшего, а обещанные уполномоченным органом позитивные изменения все никак не произойдут. Вот и в этот раз Абельгази Кусаинов ничего утешительного депутатам не поведал. Проблемы, по его словам, по-прежнему есть, и меньше их, судя по всему, не стало.
В «черном списке»
Среди наиболее остро стоящих вопросов — обновление авиационного парка. Вопрос весьма серьезный и уже имеющий нехорошие последствия. Министр напомнил, что в апреле 2009 года Европейская комиссия внесла в «черный список» сразу шесть казахстанских авиакомпаний (это «Ист Винг», «StarLine.kz», «АТМА», «Кокшетау», «Беркут Эйр», «Саят Эйр»). Из-за их «несоответствия современным техническим стандартам» этим авиакомпаниям теперь запрещено пользоваться воздушным пространством Евросоюза. Кроме того, с марта 2010 года почти пять десятков казахстанских самолетов не будут допущены к эксплуатации как не соответствующие требованиям ИКАО.
По данным Минтранскома, в настоящее время в Казахстане задействовано 23 современных самолета западного производства, на которых осуществляется до 85% авиаперевозок. Национальный авиаперевозчик — компания «Эйр Астана» — планирует продолжить обновление своего авиапарка и в следующем году собирается приобрести два региональных воздушных судна нового поколения.
Но, критично заметил Кусаинов, «на сегодня темпы обновления недостаточны». Для решения вопроса в прошлом году при министерстве создано АО «Казахстанская транспортная лизинговая компания». Требуемый объем инвестиций на приобретение 10—15 региональных воздушных судов составляет 42 млрд тенге, и сейчас прорабатывается вопрос о предоставлении государственной гарантии.
Менять надо, но нет денег
Естественно, услышанное не понравилось депутатам. Озадаченный такой ситуацией Александр Милютин даже потребовал, чтобы министр более детально рассказал о ситуации, а главное — о мерах, которые необходимо принимать.
- Это вопрос не только качества и удобства, в первую очередь — вопрос безопасности полетов, а также вопрос касается и стоимости билетов, — отметил он.
Оптимизма депутатам не прибавил и ответ министра, искренне признавшегося, что Казахстану срочно необходимо менять авиапарк, причем «замена требует не просто какой-то косметической части».
- Мы должны поменять эти 47 лайнеров на 12 современных, у которых в два раза выше скорость и в два раза больше вместимость, которые могут заменить этот парк, — сказал Кусаинов.
Но сами самолеты (естественно, новые) достаточно дорогие. Причем настолько, что даже наш национальный перевозчик все эти годы предпочитал брать самолеты в операционный лизинг, лишь с прошлого года (и наверняка не без давления со стороны казахстанского участника) начал приобретать самолеты в собственность. А что же тогда говорить о более мелких авиакомпаниях, довольствующихся лишь маленькими частями рынка пассажирских перевозок?
Бутербродом обойдемся
Глава Минтранскома поведал депутатам и другие грустные новости. Кризис добрался и до авиационной отрасли. В 2008 году, по его данным, 25 авиакомпаний мира обанкротились, а в целом убытки от деятельности авиакомпаний в мире составляют $4,7 млрд. В Казахстане ситуация не менее тревожная.
- Мы на сегодняшний день по итогам четырех месяцев имеем падение пассажироперевозок на 11%, а отдельные компании, которые, как «СКАТ», выполняют 25—30% рейсов, — падение на 43%, поэтому ситуация очень сложная, — посетовал Кусаинов и признался: — Говорят, что 2009 год будет еще хуже.
Правда, тут же всплыл вопрос о стоимости этих авиаперевозок. О том, что они слишком высоки в цене, говорится уже давно. В ответ министр заявил: снижать цены на билеты сегодня «проблематично».
- Если вчера заполняемость самолетов составляла 70%, то сегодня этот показатель упал. Если еще снизить стоимость билетов на эти самолеты, то они просто-напросто обанкротятся, и завтра не на чем будет летать, — сказал он.
Правда, заверил министр, меры по снижению тарифов для отдельных категорий населения принимаются. Так, Минтранском решил запретить продажу спиртного и исключить горячее питание на маршрутах продолжительностью не более полутора часов. «Элементарно, какой-то бутерброд, как это делается во всех авиакомпаниях», — объяснил Абельгази Кусаинов. За счет такой экономии на горячем питании инвалиды и участники Великой Отечественной войны «круглый год будут летать бесплатно», а сопровождающие их лица — за 50% от тарифа.
...В течение «правчаса» депутаты неоднократно возвращались к «авиационной теме», в том числе — и к различным инцидентам, связанным с сервисом и тарифами. Правда, чаще всего эти замечания звучали как реплики, не требующие ответа. Да и сами народные избранники на ответах не настаивали.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий