04.06.2009
Семью взяточника – под защиту?
Автор: Ирина СЕРГЕЕВА
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ
Народные избранники вдруг обеспокоились защитой семей госслужащих, привлекаемых к ответственности за коррупционные преступления. Обычно рьяно клеймящие коррупцию во всех уровнях власти депутаты вдруг засомневались, а не переборщили ли с ответственностью. Поводом для таких сомнений стал законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией и теневой экономикой».
More...
Принципиальные новшества этого документа таковы: штрафные санкции многократно увеличиваются в зависимости от размера взятки. Если в действующем законодательстве максимальный размер штрафа исчисляется 2000 МРП, то теперь «вилка» расширена от 4 до 6 тысяч МРП.
Кроме того, как пояснил заместитель председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей Лукин, предлагается также приравнять лиц, исполняющих управленческие функции в организациях, где доля государства составляет не менее 35% в основном капитале и которые переданы национальным управляющим холдингам, нацхолдингам, а также в их «дочках», к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций. То есть они тоже становятся «субъектами коррупционных правонарушений».
Еще предлагается ввести уголовную ответственность за получение взятки в пользу третьих лиц, проще говоря — для посредников, передающих пакеты с «борзыми щенками». Также вводится норма, согласно которой «прекращение уголовного дела по не реабилитирующим основаниям за совершение коррупционных преступлений является основанием для прекращения государственной службы». Вводится и обязательная конфискация имущества по всем коррупционным преступлениям.
Именно последнее положение законопроекта и стало основной темой дискуссии, развернувшейся в зале заседаний Мажилиса. Депутаты вдруг забеспокоились — что же будет с семьями коррупционеров.
- Согласно законопроекту, за любую взятку — за 5 тысяч, за 10 тысяч — идет конфискация имущества, — отметил Тито Сыздыков. — Многие директора школ, акимы сел подпадают под это дело. Некоторые по незнанию, некоторые по нужде, некоторые по привычке. Бог его знает. Это очень сложно сегодня определить. Но посмотрите: например, директор школы, живет на селе, у него 9 детей. Взял 20 тысяч, его за коррупционное преступление забрали и конфискуют полностью за коррупционное преступление его жилой дом. А куда пойдут эти 9 детей? Останутся без крыши над головой?
- Законодательством предусмотрено, что во главе угла в Конституции нашей страны всегда является человек, — напомнил в свою очередь Андрей Лукин. — И переживать, что если коррупционеру предъявили наказание в виде конфискации имущества, его семья останется без крова, без крыши над головой, без куска хлеба — это не совсем корректно. Это в законодательстве все предусмотрено.
Норма о конфискации, по мнению замглавы финполиции, пойдет только на пользу и благо борьбы с коррупцией. Мол, именно такая суровая кара и боязнь оставить своих же детей без крыши над головой и заставят задуматься о том, стоит ли брать взятку или дешевле все-таки работать честно, не нарушая законы.
- Вы говорите: нет, дети не останутся без ничего. Но ведь конфискация есть конфискация. С чем останется семья этого директора? — не поверил Марал Итегулов.
- В том случае, если есть жилой дом, в котором зарегистрированы и имеют определенные права собственности другие члены семьи, в однозначном порядке дом конфисковаться не будет, — заверил Лукин. — Предметы первой необходимости — вещи там и так далее — остаются. Никто раздевать семью не будет.
Однако сомнения все-таки продолжали грызть народных избранников. Депутаты увидели в законопроекте и нормы, способствующие развитию коррупции, и даже поводы для опасений инициатора документа — самой финполиции.
- Не боитесь, что завтра ваш лейтенант будет беспредел творить? — поинтересовался Кабибулла Жакупов. — Столько со всех сторон возможностей! А потом он будет что хочет творить. Сейчас ГАИ мы ужесточили — и что они творят?! Тот же беспредел!
- В этом отношении сотрудники органов финансовой полиции являются такими же госслужащими, на которых распространяется действие всего законодательства Республики Казахстан, — объяснил зам. руководителя финпола. — В этом отношении мы также усиливаем внутри себя свою службу внутренней безопасности, где элементарные вопросы нарушения этики офицером финполиции либо нарушение им дисциплины, поверьте мне, карается очень строго и сурово. В этом отношении у нас опасений нет.
Нашли депутаты и нестыковки. Так, несмотря на то, что законопроект направлен и на борьбу с теневой экономикой, он никак не затрагивает работу в офшорных зонах, через которые легко и просто отмывают деньги. О чем не преминул напомнить Владимир Нехорошев.
- Сегодня закон нашей экономики, к сожалению, так работает, что вывозят намного больше, чем экспортируют, — посетовал мажилисмен. — И чем больше прорыв в экономике, тем больше из нее вытекает денег в офшоры. Мы знаем, что правительство США планирует вообще перекрыть доступ к офшорным зонам за границей. Барак Обама заявил о намерении пресечь законодательно переводы бизнеса и денег в офшорные зоны к 2011 году. Мы слышали, что «Двадцатка» рассматривала вопрос этих офшорных дыр. Вот нельзя продолжать и нам щедро кормить эти офшорные зоны! Мы, наверное, когда-то все-таки должны прийти, чтобы дать по рукам, а заодно и чиновникам, которые содействуют в этом. А чтобы не было повадно, надо государству хлопнуть себя по карману.
В ответ Андрей Лукин пояснил, что законодательство уже сейчас позволяет активно привлекать коррупционеров к ответственности. Депутаты ему поверили и, не задавая лишних вопросов о скрытой подоплеке законопроекта, одобрили его в первом чтении.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий