28.07.2009

Не частный случай, а система


Автор: Татьяна ТРУБАЧЕВА
Фото: Виталий МУРАШКИН

«Системной проблемой» назвал ситуацию с Данияром Канафиным, которого сотрудники Комитета национальной безопасности пытаются лишить адвокатской лицензии за критику отечественного законодательства, известный казахстанский юрист Салимжан Мусин.
More...
Он считает, что за адвокатов в данном случае должно вступиться все гражданское общество, потому что бесправный защитник не в состоянии защищать права «его величества Гражданина Казахстана».

Встречу с журналистами в Национальном пресс-клубе южной столицы адвокаты провели по итогам заседания президиума Алматинской городской коллегии адвокатов, на котором были рассмотрены письма руководителя следственной группы Петровского (ведущего дело экс-главы «Казатомпрома» Мухтара Джакишева) и начальника департамента юстиции города Алматы Таимбетова. В этих письмах выражалось недовольство тем, что г-н Канафин критикует отечественное законодательство, требующее иметь специальный допуск к госсекретам и, как следствие, требование лишить его лицензии.

Мы уже писали о том, что коллегия адвокатов очень жестко раскритиковала и само требование авторов писем, и их аргументы (читайте по ссылке: http://www.respublika-kaz.info/news/politics/4539/ и http://www.respublika-kaz.biz/news/tribune/2278/).

Юристы не оставили камня на камне от сомнительных доводов департамента юстиции и КНБ. Ссылаясь на одну из своих «библий» — Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), они заявили о том, что раз положения Закона о госсекретах, на который «комитетчики» постоянно ссылаются, оправдывая существование процедуры выдачи допусков к секретным делам, и инструкция, которую никто из адвокатов в глаза не видел, но на основании которой чекисты выдают (а зачастую не выдают) допуск, не включены в УПК, значит сама процедура выдачи допуска неправомерна.

Данияр Канафин правильно делал, что критиковал наше законодательство в этой части, поддержали юристы коллегу. И лицензию отбирать у него не стали, а вот от руководства КНБ потребовали привлечь г-на Петровского к дисциплинарной ответственности за «преследование адвоката за осуществление им профессиональной деятельности и пример попытки грубого попрания принципа независимости адвокатской профессии».

Только вместе мы — сила

Как выяснилось на сегодняшней пресс-конференции, случай с Данияром Канафиным — это, к сожалению, уже не прецедент.

- Буквально год назад я подвергся аналогичному воздействию со стороны сотрудников органов финансовой полиции, — рассказал журналистам Салимжан Мусин. — Они тоже ставили вопрос о том, чтобы отозвать мою лицензию и прекратить мою деятельность как адвоката по совершенно надуманным основаниям. Более того, в качестве доказательств они предоставили фальсифицированные документы — журнал регистрации посетителей финпола, по записям в котором видно, что якобы я не являлся в течение трех дней на следственные действия. В то же время по протоколам допросов видно, что в эти дни я был на допросах, выполнял свои обязанности. У авторов этого пасквиля хватило ума остановиться на этом.

Г-н Мусин сказал, что к нему часто обращаются молодые адвокаты с жалобами на то, что с ними очень грубо себя ведут следователи и оперативные работники. По его мнению, все это говорит о том, что «проблема носит системный характер».

- Мы по этому поводу уже несколько раз собирали пресс-конференции, — напомнил защитник, — где говорили о том, что права адвокатов по сравнению с правами сотрудников органов уголовного преследования мизерны и настолько зарегулированы, что практически нет никакой возможности пользоваться ими. В этом весь корень зла.

Адвокат обратил внимание еще на один момент. Происходящее «затрагивает интересы не только адвокатов как узокопоративного сообщества, ведь адвокаты не существуют изолированно, наши интересы связаны с гражданами, которые вовлечены в орбиту уголовного судопроизводства, и не всегда эти граждане являются подсудимыми».

- Ведь что происходит? — задался вопросом г-н Мусин и дал на него свой ответ: — Г-ну Петровскому не понравилось, что господин Канафин высказал свое отношение к этому закону. И следователь пытается лишить его права слова. То есть речь идет уже о свободе слова. И вот тот конкретный случай, когда гражданское общество должно быть с нами солидарно, потому что речь идет не о частных интересах.

С Салимжаном Мусиным был солидарен его коллега Александр Розенцвайг.

- Адвокаты существуют только для одного: отстаивать интересы тех, кто обратился к ним за помощью. Не будет соответствующих прав у адвокатов — не будет соответствующей защиты у граждан. Мы медленно, но верно возвращаемся к 1937 году, — сделал невеселый вывод Розенцвайг.

Расстрельные списки уже составлены?

Но как адвокаты собираются сломать систему? Защитники заверили, что действовать они будут исключительно в правовом поле, хотя оно весьма и весьма ограничено.

- Если мы обнаруживаем факты незаконного преследования адвокатов, то подаем жалобы, — объяснил г-н Мусин, — объясняем молодым адвокатам, что не надо бояться. Наши коллеги элементарно боятся, потому что у всех есть семьи. И в отличие от наших оппонентов мы ограничены в способах достижения своих целей. У нас, допустим, нет возможности допрашивать людей, проводить наружное наблюдение, прослушивать телефоны и так далее. Поэтому нас остается только апеллировать к международным организациям и казахстанской общественности.

Журналисты поинтересовались у спикеров, была ли уже какая-то реакция со стороны КНБ на постановление коллегии адвокатов и не боятся ли защитники, что за вынесенное постановление-пощечину на них будут давить, чтобы они впредь не смели свое мнение иметь и тем более его публично высказыфвать.

- На сегодняшний день со стороны КНБ никакой реакции на постановление не было, — ответил председатель президиума Алматинской городской коллегии адвокатов Кенжегали Карчегенов и заметил: — Мы от преследований не застрахованы, но мы надеемся на лучшее.

Если же верить адвокату Гульнар Байгазиной, то ей и ее коллегам действительно остается уповать лишь на чудо, так как «узун-кулак говорит о существовании списков так называемых неблагонадежных адвокатов, тех, кто неудобен для органов, ведущих уголовное процессы».

Точка еще не поставлена

Что касается конкретно Данияра Канафина, то его коллеги надеются на здравый смысл КНБ.

- Я думаю, что письма товарища Петровского — это еще не позиция всего Комитета национальной безопасности. А письмо начальника департамента — не мнение Министерства юстиции, и еще не поздно их отозвать, — выразил общую надежду Александр Розенцвайг.

Однако зря господа адвокаты надеются. Судя по комментарию руководителя пресс-службы КНБ Кенжеболата БЕКНАЗАРОВА, в этом органе своего коллегу «сдавать» не собираются. Вот что нам сказал по телефону г-н Бекназаров.

- Кенжеболат, будете ли вы привлекать Петровского к дисциплинарной ответственности по требованию коллегии адвокатов?

- В отличие от коллегии мы так не считаем.

- То есть высчитаете, что требования Петровского аннулировать лицензию Канафина законные?

- Значит, на то были основания.

- А ваше руководство какую позицию занимает в данном случае? Оно тоже считает, что Канафин не имел право высказывать свое мнение по поводу законодательства Казахстана?

- Наше руководство никому не запрещает высказывать свое мнение.

- Но Петровский именно на это нажимает...

- Я не знаю, как там это интерпретируют.

- Петровский прямым текстом написал, что Канафин портит имидж Казахстана, так как критикует наше законодательство.

- Я сам лично текст не читал, но разговаривал с господином Петровским.

- И что он говорит?

- Там все на законных основаниях. Может быть, по-другому идет интерпретация со стороны адвокатов.

- А в дальнейшем вы будете требовать, чтобы Канафина лишили лицензии?

- Без комментариев.

- И все-таки, у кого это можно узнать?

- Вот такой у нас ответ — без комментариев.

- Но если вы считаете, что требования Петровского законные, то какие будут дальнейшие ваши шаги?

- Это прерогатива Министерства юстиции — лишение адвокатской лицензии.

- То есть решение адвокаты ничего не значит, и последнее слово за Минюстом?

- Да.

...На самом ли деле Минюст имеет право «последней ночи» в вопросе — отзывать у адвоката лицензию или не отзывать, мы еще будем выяснять. Следите за нашими публикациями.

0 коммент.:

Отправить комментарий