29.07.2009
Долги США держат Китай на поводке
Автор: Екатерина ПОСПЕЛОВА
У Китая есть все шансы выйти первым из кризиса, но о смене лидера нынешней мировой финансовой системы говорить рано. Рост влияния Поднебесной США будут гасить любыми способами. В том числе и потому, что смена лидера повлечет за собой обесценивание американских казначейских бумаг, а это не выгодно Америке, впрочем, как и Китаю.
More...
Сегодня мировая экономика переживет самый масштабный за последние десятилетия спад. Однако на фоне США и Европы экономика Китая кажется довольно успешной и дает все основания полагать, что Поднебесная выйдет первой из кризиса. В отличие от США и европейских стран, Китай демонстрирует промышленный рост. Прогнозы по росту ВВП из месяца в месяц улучшаются. Так, например, согласно новому прогнозу Merrill Lynch, ВВП Китая в третьем квартале 2009 года вырастет на 9,2% и на 11,3% — в четвертом. Растет и внутреннее потребление, правда, за счет стимулирования государством.
Многие эксперты поговаривают даже о смене мирового лидера в пользу Китая, о чем свидетельствует обсуждение вариантов изменения мировой финансовой архитектуры на международных саммитах и намерение Поднебесной сделать из юаня мировую резервную валюту.
США держат Китай на коротком поводке
По мере того как экономический рост Китая во время кризиса становился устойчивым, крупнейшие американские компании стали уделять больше внимания азиатскому рынку. Так, недавно глава Citigroup Викрам Пандит заявил, что Азия будет для банка основным источником дохода на фоне роста объема безнадежных потребительских кредитов в США. Только во втором квартале 2009 года на долю Азиатско-Тихоокеанского региона приходилось почти 40% общей выручки Citigroup. Поэтому американский банк в дальнейшем намерен наращивать свое присутствие в Азии.
Двустороннее сотрудничество набирает обороты и на межгосударственном уровне, о чем свидетельствует дебютный раунд американо-китайского саммита, который прошел на днях в Вашингтоне. Стороны договорились об усилении сотрудничества между странами в области финансов и экономики. В свою очередь Китай пообещал увеличить американский импорт и расширить доступ иностранных компаний в свой финансовый сектор.
У этих договоренностей есть логика. В США продолжает сжиматься потребительский спрос, а ведь именно он является основным фактором роста. В Китае же все с точностью до наоборот: правительство делает ставку на рост внутреннего спроса. Соответственно, США могут увеличить свое присутствие на китайском рынке, тем самым простимулировав рост своей экономки.
Другим фактором усиления и без того пристального внимания США к КНР является опасения Вашингтона по поводу укрепления роли Поднебесной в мировой экономике. «Проведенный раунд переговоров между странами оказался довольно формальным. Все, о чем шла речь, реализуется и сейчас. Ничего нового не было предложено. Это дает основания полагать, что стороны формально показали всем, что между ними нет разногласий, и что они идут в одной связке в борьбе с кризисом. Но по-другому и быть не может: слишком высока зависимость между странами», — прокомментировала «Республике» итоги саммита заместитель руководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая.
Что мешает Китаю стать первым
Именно взаимозависимость между странами не позволит КНР взять пальму первенства в мировой финансовой системе. Азиатская страна является крупнейшим — на $800 млрд — держателем долговых бумаг США, и перспектива их обесценивания, естественно, не на руку Китаю.
«Если Китай станет мировым финансовым центром, то он много потеряет на обесценивании американских казначейских бумаг. Да и остальному миру это не выгодно. Смена лидера обернется еще большим экономическим коллапсом, чем нынешний кризис. Кроме того, мировое лидерство несет не только права, но и обязанности. Как Барак Обама недавно сказал в ответ на вопрос о том, что будет, если Китай станет новым лидером: "А пусть попробует..." То есть Пекин вряд ли сможет нести такой же груз ответственности, как США», — сказал «Республике» главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
США будут сдерживать усиление Китая. «Задавить Китай не удастся, но США будут пытаться договориться с ним. Вероятное поле для переговоров — увеличение представительства Китая и других развивающихся стран в международных финансовых организациях — МВФ, ВБ. Тем более что это должно происходить в обмен на увеличение финансирования этих организаций. Более болезненная для Вашингтона проблема — предложение Китая по созданию альтернативной доллару резервной валюты на базе специальных прав заимствования. И совсем неприятное последствие для США — превращение юаня в полноценную региональную, а затем и мировую резервную валюту», — пояснила Ольга Беленькая.
Кроме того, эксперты не уверены, что экономический рост Китая сохранит потенциал в будущем. «Пока сильный рост обеспечивается внутренним потреблением, которое стимулируется государством, и это компенсирует спад экспорта. На какое-то время хватит этих ресурсов, но они не безграничны, уже сейчас китайские предприятия вынуждены сокращать рабочих, многие закрываются. Если рецессия в США и Европе затянется, то рост Китая может замедлиться, поскольку экономика остается в высокой степени экспортно ориентированной», — добавила Ольга Беленькая.
Помимо внешних рынков Китай еще зависим от сырьевого импорта. «Экономический рост Китая всегда будет ограничиваться ресурсным голоданием и большой численностью населения. Чтобы поддерживать нормальную занятость при таких демографических показателях, КНР необходимо демонстрировать постоянный положительный экономический рост — на уровне 3—5%», — пояснил Александр Осин.
Рецепт для будущего лидера
Выходит, одного желания стать мировым лидером или развернуть однополярную мировую финансовую архитектуру в сторону многополярности — недостаточно. «Мировая архитектура зависит от уровня потребления. Лидером потребления были и остаются США. Поэтому централизация регионов должна вестись снизу, а не сверху. То есть необходимо увеличить внутреннее потребление в развивающихся странах. По мере роста самодостаточности региональных центров будет изменяться и мировая архитектура. Правда, одних усилий Китая здесь будет мало», — отметил Александр Осин.
Таким образом, смена лидера — это долгий исторический процесс, который не решается достижением договоренностей между мировыми лидерами и принятием конкретных политических мер. Например, превращением юаня в резервную валюту путем расширения базовой валютной корзины.
Да, сегодня антикризисная стратегия правительства КНР переиграла стратегию США или Европы. Но удастся ли обеспечить экономический рост на должном уровне «в мирное время» и без крупных заимствований на внешних рынках — это большой вопрос. Ясно одно: сейчас никому не выгодна смена лидера — ни Китаю, ни мировому сообществу в целом. Слишком сильна их зависимость друг от друга.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий