18.08.2009

Логика в отставке


Автор: Сергей ДУВАНОВ

Случилось несчастье: убили племянника полковника полиции на пенсии Алихана Бектасова. Убили бандиты. Хладнокровно, расчетливо. Можно понять горе родственников и, в частности, его дяди, которого я знал не понаслышке. И пусть мы не были друзьями, скорее наоборот – я искренне выражаю соболезнование своему давнему идеологическому оппоненту, каковым он и остается, даже находясь в отставке.
More...
Прочитал его материал с двойственным чувством: с одной стороны, как и все, возмущен тем, как наше продажное правосудие чуть было не позволило уйти от наказания преступнику, с другой — удивлен позицией Алихана Бектасова, попытавшегося повесить всех собак на демократов и, соответственно, оправдать нынешний политический авторитаризм. Но обо всем по порядку.

А если б «крыша» не протекла?

Эту историю Алихан Бектасов рассказал радио «Азаттык». Все началось с возмущения родственников убитого, когда уже пойманные преступники чуть не на их глазах начали, что называется, «разводить». Видимо, интуиция полковника, подкрепленная опытом работы в органах, подсказала ему, что преступники — люди непростые и постараются уйти от ответственности. Кому и сколько они дали, не знает никто, но то, что после того как их вычислили, их долго не задерживали, дает основания для худших подозрений. Преступникам, под предлогом того, что они еще только «в разработке», откровенно давали возможность подготовиться к побегу. Один из них срочно продал квартиру, переоформил недвижимость и свои фирмы на родственников, занялся продажей машины. Оставалось скрыться самому. Что и произошло бы, не возьмись за дело родственники погибшего.

Узнав, что один из преступников собирается уехать в Кыргызстан, они, взяв двух сотрудников РОВД, устроили засаду на Курдае. Благодаря этим родственникам (а надо полагать, это люди тоже не простые, если запросто могут «брать» сотрудников РОВД) и удалось задержать преступника. Иначе все было бы шито-крыто: человека убили, а отвечать некому.

Уже после задержания отношение полиции к ним, скажем так, не изменилось. Один из убийц сумел бежать из СИЗО. Полковник, знающий, что такое СИЗО и, главное, что такое его работники, справедливо подозревает, что «сбежал» он не бесплатно. Соответственно, оставшийся в руках правосудия быстро меняет показания и начинает все валить на своего подельника. Это все он, я, мол, не при делах. А это для суда совершенно другой расклад.

Не будем пересказывать все подробности этого местами детективного дела. Полковник приводит и другие примеры, свидетельствующие, что убийцы имели покровителей в прокуратуре и МВД. Было ясно, что «крыша» пыталась спасти своих подопечных, что она, видимо, делала уже не раз. Но в этом случае не смогла переиграть влиятельных родственников убитого. Главный вывод из рассказанного Бектасовым: не окажись у его племянника влиятельных и принципиальных родственников, преступники гуляли бы на свободе.

Бывших полицейских не бывает

Печальная, но достаточно привычная история, каких в нашем отечестве случается немало. Правда, в большинстве случаев, когда преступление совершают «крутые» и просто люди с большими деньгами, справедливость остается за бортом и преступники, используя связи, знакомства и деньги, уходят от ответственности. Это правило. То, что рассказал нам отставной полковник, не тянет на нечто выходящее за рамки казахстанской следственно-судейской практики. Мне искренне жаль убитого молодого человека. Что делать, в жизни хватает подонков. Слава богу, что в этой ситуации правосудие хоть как-то наказало преступника. Но разговор не о нем, полковник затронул другую больную тему — коррупцию в правоохранительных органах. Более того, он решил порассуждать о причинах этого явления.

Вот в этой части я не могу согласиться с Алиханом Бектасовым. То есть до того момента пока Бектасов пишет о преступниках и продажных сотрудниках правоохранительных органов, я на его стороне, но как только полковник начинает рассуждать о причинах, наши пути-дорожки расходятся диаметрально.

Признавая, что коррупция в правоохранительных органах достигла невероятных размеров, полковник в качестве одной из основных причин этого называет... демократию. Да, да! Оказывается, главная причина моральной деградации в органах — это наша казахстанская демократия, которую полковник так и называет — «дикая демократия».

Говорят, что бывших ГБ-шников не бывает. Читая Бектасова, понимаешь, что бывших ментов тоже не бывает. Видимо, служба в полиции накладывает свой отпечаток на человека, и он остается полицейским по мировоззрению и на пенсии. Можно сказать, если ты полицейский — это надолго. А если ты еще при этом долгие годы боролся против этой самой демократии в лице оппозиционеров, то она для тебя так и останется вражеской навсегда.

«Да, — заявляет Бектасов, — вирус дикой демократии, похоже, поразил не только наше государство, но и систему правоохранительных органов. О какой тут чести мундира можно говорить?» То, что наше государство больно демократией (вот же напасть какая!), — это для полковника было очевидным всегда, а вот то, что эта зараза поразила и МВД, он понял после несчастья, коснувшегося его самого. Чего тут больше — лукавства, кокетства или осторожности (а то он об этом не знал)?

Маразм по двум основаниям

Но где г-н Бектасов увидел демократию в Казахстане? Оппозиция, правозащитники, общественные организации сокрушаются по поводу ее отсутствия; международные организации, ОБСЕ выражают озабоченность медленностью ее введения, а у отставного полковника она не только есть, но еще, оказывается, и жить нам мешает! По Бектасову, именно из-за демократии у нас вся эта тотальная коррупция, из-за нее вороватые полицейские берут взятки, а преступники спокойно убивают и не несут справедливого наказания. Во как!

Ну не маразм ли это? Причем по двум основаниям — во-первых, потому, что действительно нет у нас демократии. И если полковник не верит оппозиции, то даже такой авторитет (для него), как Назарбаев, тоже считает, что мы еще только строим демократическое государство. А во-вторых, даже дети знают: там, где есть демократия, коррупция в правоохранительных органах минимальная, честь мундира на высоте, а «развести» нельзя даже за большие деньги. То есть все наоборот.

Эта откровенная неадекватность оценки действительности бывшим полицейским находит свое объяснение, когда читаешь дальше. Оказывается, первый показатель демократии для него — это то, что... Казахстан ввел мораторий на смертную казнь. Дескать, приняли это в угоду большой политике, чтобы Западу понравиться, а теперь страдаем. Мол, из-за этого бандиты совсем распоясались, раньше хоть «вышки» боялись.

Не знает, видимо, полковник, что в странах со смертной казнью убивают ничуть ни меньше. Это во-первых, а во-вторых — какое отношение демократия имеет к смертной казни? Послушать полковника — так в США, где отпетых преступников традиционно сажают на электрический стул, демократии нет, а в Казахстане, где этот самый мораторий, она расцвела пышным цветом. Увы! Не этим меряют демократию, есть другие показатели. А это как раз то, чего требовала и требует оппозиция, против которой так усердно боролся г-н Бектасов по долгу службы: свобода слова, право на митинги и собрания, честные выборы, справедливый суд.

Помню я, как нелюба была эта пресловутая «свобода слова» для полковника в былые времена, а вот ведь приспичило — и сам обратился к независимой прессе. Потому что накипело, а высказаться можно только там, где дают это сделать (даже невзирая на прежние «антизаслуги»). Не в «Казправду» же обращаться!

Железобетон атавизма


Казалось бы, отличный урок, после которого должно начаться просветление, что без этой самой свободы слова, без права публично высказаться (в том числе, и на митингах), без критики, без сильной оппозиции не может быть порядка в стране, не появится честное правосудие, не прекратится жизнь «по понятиям», а значит, так и будут «разводить» в судах, так и будут прокуроры «крышевать» преступников, а следователи торговать честью. Неужели непонятно, что именно демократия с ее ответственностью перед законом всех и вся БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ(!!!) способна остановить этот вал разнузданной продажности, бесчестия и безответственности?!

Я понимаю, когда полковник называет ОБСЕ и ЮСАИД институтами гражданского общества (которые вообще-то являются сугубо межгосударственными и правительственными организациями). Это от недостатка образования. Бывает. Но когда он демократию объявляет причиной коррупции в Казахстане — это совсем другое. Тут либо особенность полицейской логики, либо совковая традиция наших государственников — все плохое валить на демократию и происки империалистов.

В любом случае, смешно и грустно одновременно. Смешно — потому что смешно. А грустно — потому что людей с такой кашей в голове не переделаешь. Они настолько зомбированы, что даже очевидные ситуации в их жизни, доказывающие неприемлемость недемократического пути развития, они умудряются повернуть в пользу необходимости закручивания гаек. У них демократия отождествляется с хаосом, а порядок можно поддерживать только «железной рукой». Это аксиома. Отсюда — если в Казахстане нет порядка, значит, здесь демократия. Потому что если бы был порядок (как при Советском Союзе), то не было бы демократии. Железобетонная логика.

Железобетонная полицейская логика (ЖПЛ). И не старайтесь их переубедить, что наш бардак (о котором хорошо написал полковник) — это как раз следствие отсутствия демократии. Совершенно бессмысленное дело. ЖПЛ — она не сама по себе, это часть общественной психологии, сформированной в совке и в качестве атавизма продолжающей существовать у многих людей из прошлой эпохи. Это наше прошлое, которое, к сожалению, не отправишь в отставку. С этим приходится жить.

0 коммент.:

Отправить комментарий