28.08.2009

В «Ак орде» уже выбрали нужных «козлов отпущения»


Автор: Михаил СТЕКЛОВ

Арест бывшего председателя правления «Альянс Банка», получивший в журналистских кругах уже название «дело Ертаева», стал очередной вехой в поисках «стрелочников» внутри банковской системы Казахстана.
More...
- Досым Асылбекович, в среду финполиция официально заявила о заведении уголовного дела на экс-председателя правления «Альянса» Жомарта Ертаева, который обвиняется в хищении 1,1 миллиарда долларов в банке. Как Вы оцениваете это событие?

- Судя по тому накалу страстей, который мы наблюдали в последнее время, особенно после того, как появилось письмо Маргулана Сейсембаева (председатель совета директоров «Альянс Банка» — ред.) в Интернете и заявление премьер-министра Карима Масимова о том, что в двух системообразующих банках из четырех руководители оказались мошенниками (кстати, здесь премьер, почему-то выступил в роли прокурора и судьи, забыв о презумпции невиновности), произошедшее с бывшими топ-менеджерами «Альянс Банка» не вызвало большого удивления.

Тренд был задан с февраля

- В принципе, да, ареста Ертаева ждали. Но это же не значит, что есть связь между его делом и, допустим, делом «БТА Банка»?

- Ситуацию с Жомартом Ертаевым нужно рассматривать не по отдельности, а как некий тренд, который мы наблюдаем с февраля этого года. Он состоит в том, что определенные структуры, в том числе и государственные, активно ищут «стрелочников» внутри банковской системы Казахстана, которая первая приняла на себя удар кризиса. И после инцидента с «БТА Банком» ситуация вокруг «Альянса» уже никого не удивила, так как возникает вопрос о тех, кто в конечном счете будет нести ответственность при реализации самого худшего сценария. Естественно, менеджеры, делегированные в эти банки со стороны государства, постоянно демонстрируя оптимизм, не забывают готовить убедительные доводы и список виновных в случае провала всех планов по спасению.

- Но откуда уверенность, что государство ищет в правильном направлении? Со стороны все это напоминает больше охоту на ведьм...

- Это самый интересный момент. Власти всеми силами пытаются убедить общественное мнение в том, что виновниками проблем в экономической сфере были не те чиновники, которые определяли правила игры в финансовой сфере и громче всех кричали о том, что у нас создана самая лучшая на постсоветском пространстве банковская система, а сами банкиры. Теперь эти чиновники с неменьшим упорством, с неменьшим мазохистским удовольствием говорят о том, что банками заправляли мошенники и ОГП. Их даже нашли в «Казатомпроме». Конечно, дело Джакишева нельзя ставить на одну плоскость с делами Аблязова или Ертаева, но в целом это звенья одной цепи, которая наносит удар по инвестиционной привлекательности Казахстана, так как продемонстрировала абсолютную неспособность государства контролировать ситуацию. Другой вопрос: делалось это по незнанию или все-таки умышленно?

- А верите ли Вы в то, что АФН, Нацбанк и правительство были не в курсе того, что происходит в казахстанских банках?

- Довольно странно слышать, что никто из чиновников не знал о происходящем в системообразующих банках страны, учитывая то, что казахстанский бизнес имеет довольно тесную связь с властью. Более того, слыша заявления государственных регуляторов, я ставлю себя на место зарубежных кредиторов и иностранных инвесторов, которых удивило бы, что вдруг непонятным образом в тех банках, которые были витриной и образцами для подражания, оказались организованные преступные группировки. Еще больше бы насторожило, что, оказывается, государство в лице этих самых государственных регуляторов абсолютно ничего не знало о происходящем в банковском секторе. Возникает вопрос: а способны ли регуляторы вообще контролировать ситуацию в вверенной им сфере? А не будет ли после кризиса создана аналогичная система, когда при критической ситуации все начнут валить ответственность друг на друга?

- Но ведь в деле «Альянс Банка» упоминаются оффшоры?

- Оффшоры в Казахстане всегда были черными дырами. И ими очень часто могли злоупотреблять многие представители казахстанского бизнеса и власти. Это распространенная практика на постсоветском пространстве.

Только часть правды

- Досым Асылбекович, в своем открытом письме в начале августа Маргулан Сейсембаев утверждал, что решения по казначейским обязательствам США на сумму 1,1 миллиарда долларов принимал исключительно менеджмент. Вы в это верите?

- Когда речь идет о миллиарде с хвостиком, было бы странно, если бы об этом не знал акционер в лице Маргулана Сейсембаева или соответствующие государственные структуры. Тем более, если все эти деньги выводились из Казахстана. Это не 100 тенге, за которые продали «Альянс Банк» государству. Думаю, что здесь мы слышим половину правды. Другая часть правды, которая могла бы быть нам также интересна, скорее всего, не будет раскрыта, потому что она, вероятно, касается тех лиц в элите, которые прямо или косвенно могли участвовать в этом деле.

- А почему это произошло?

- Во-первых, это непрозрачность казахстанского бизнеса, и особенно всего того, что касается его взаимоотношений с властью. Во-вторых, слабо проработанная законодательная база. Точно такая же ситуация произошла и со строительными компаниями, когда вдруг все спохватились и обнаружили мошенников, которые взяли деньги у дольщиков. А кто им выдавал лицензии, земли и кредиты. Кто затягивал принятие закона о долевом участии, который защищал бы интересы дольщиков? Честные правила игры должно устанавливать государство, так как у него есть для этого все ресурсы: юридические, информационные, административные и силовые. Если этого не происходит, значит, в честных правилах игры никто не был заинтересован.

Тогда как можно назвать то, что сегодня происходит?

- То, что мы сегодня наблюдаем, это имитация бурной деятельности. Ну посадят Ертаева, ну Аблязова заклеймят позором, но ведь порочная система взаимодействия бизнеса и власти не меняется.

Бизнес не понял простую истину


- Как Вы думаете, после того как завели уголовное дело на Ертаева, вернется ли в страну Маргулан Сейсембаев?

- Здесь есть один интересный момент. Если он вернется, это будет в какой-то степени доказательством того, что была, возможно, заключена какая-то неформальная сделка и результатом этой сделки были выбраны агнцы на заклание. Хочется отметить, что у Сейсембаева еще есть возможность думать, приезжать в Казахстан или нет. У Жомарта Ертаева такой возможности уже нет.

- Вы правы, у многих уже нет такого выбора. И, замечу, предприниматели нервничают, а банкиры вообще в последнее время перестали давать комментарии прессе...

- Да, сейчас в казахстанской бизнес-среде мы наблюдаем неуверенность, нервозность и страх. При этом банковское сообщество Казахстана очень четко разделилось на две группы: на изгоев, часть из которых находится за пределами Казахстана, а часть — в местах не столь отдаленных, и тех, кто очень активно поддерживает государство, не понимая, что завтра могут прийти за ними.

Не в этом ли кроется поражение?

- Мы увидели, что наш бизнес не понял простую истину: ему нужно не просто быть политическим слугой, денежным кошельком, дойной коровой, а теперь и козлом отпущения для власти, а полноценным участников в строительстве гражданского общества, где во главу угла ставятся принципы прозрачности и общественного контроля. Кулуарные механизмы решения проблем уже дают сбои. Это понимают многие теневые игроки. Но других альтернатив они так и не создали.

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №32 (167) от 28 августа 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий