28.08.2009

Кто задумал «операцию ОБСЕ»?


Автор: Анатолий ИВАНОВ

До начала 2010 года, когда Казахстан возглавит ОБСЕ, остается чуть больше четырех месяцев. Но чем ближе заветный январь, тем больше возникает подозрений, что будущее председательство станет отправной точкой для реализации неких планов, которые приведут к самым непредвиденным для мирового сообщества результатам.
More...
Не только внутри нашей страны, но и за рубежом все чаще и чаще политики и политологи, внимательно отслеживающие общественно-политическую ситуацию в Казахстане, недоумевают по поводу нынешней позиции официальной Астаны. Складывается впечатление, что наши власти нарываются на крупный международный скандал, причем делают это планомерно и целенаправленно.

Язвы Казахстана

Давайте посмотрим на события, произошедшие в стране уже после принятого в Мадриде решения. Перечислим те из них, которые вызывают наибольшее беспокойство у международного сообщества.

Это решение, разрешающее Нурсултану Назарбаеву без каких-либо ограничений баллотироваться на пост президента республики. Это и принятие весьма сомнительного характера поправок к законам «О СМИ», «О партиях» и «О выборах».

Это странные игры вокруг «БТА Банка» и «Казатомпрома» вкупе с беспрецедентной волной арестов и засекреченных судебных процессов под соусом борьбы с коррупцией. Это и недавнее обвинение в отношении правозащитника Евгения Жовтиса.

Наконец, это все нарастающее давление на независимые средства массовой информации с многомиллионными исками и привлечением к «ответственности» наиболее непослушных журналистов, а также принятие закона о регулировании деятельности интернет-ресурсов, который вызвал немало нареканий со стороны известных во всем мире правозащитных организаций.

Впрочем, было бы наивно полагать, что официальная Астана ничего не знает о тревожных сигналах, идущих из Европы и США. Тем не менее с упорством, заслуживающим лучшего применения, наши власти продолжают провоцировать скандал. Чего стоит хотя бы новая интерпретация доклада Марата Тажина на 15-м совещании министров иностранных дел государств — участников ОБСЕ в Мадриде? Теперь оказывается, что Тажин от имени Казахстана никаких обещаний не давал, хотя стенограмму его выступления в Интернете можно найти без особого труда.

Почему вдруг власти Казахстана решились пойти на целую серию провокационных шагов, да еще непосредственно в канун своего председательства в ОБСЕ? По этому поводу существует несколько версий. Рассмотрим две.

«Путянский» конь

Согласно первой версии, Казахстан, заняв пост председателя организации, станет своеобразным троянским конем внешней политики Российской Федерации. Неспроста же в 2007 году Россия в лице ее руководителей внешнеполитического ведомства недвусмысленно дала понять, что Москва не поддержит никакую другую кандидатуру.

К тому же известно, что и Владимир Путин неоднократно высказывался резко против деятельности отдельных институтов ОБСЕ, которые, с его точки зрения, необоснованно вмешиваются во внутренние дела независимых стран. То есть в этом вопросе Казахстан и Россия — абсолютные союзники.

Отчасти, возможно, этим и объясняются нынешние фактически провокационные действия Астаны, поскольку она чувствует серьезную поддержку со стороны Москвы. Это свое рода послание, вызов западным демократическим странам. Дескать, что вы можете сделать против тех, от кого экономически зависите?! Хотите спокойно жить, смиритесь с создаваемым новым миропорядком и не вмешивайтесь в наши внутренние дела.

Соответственно, став председателем ОБСЕ, Астана может оказать Москве неоценимую помощь, например, инициировав реформирование ряда институтов ОБСЕ, в частности Бюро по демократическим институтам и правам человека. Косвенно на то, что такое вполне возможно, указывают и слова советника президента по политическим вопросам. В своем интервью газете «Литер» Ермухамет Ертысбаев прямо говорит: «ОБСЕ переживает определенный кризис, и председательство Казахстана имеет для нее исключительное значение».

Стоит также заметить, что Россия во время председательства Казахстана в ОБСЕ выигрывает при любом раскладе. Если западные страны начнут очередную кампанию с требованиями к Москве улучшить ситуацию с правами человека, Россия сможет вполне резонно кивнуть в сторону действующего председателя, где, по оценкам международных наблюдателей, положение с правами человека еще хуже.

ОБСЕ — оружие истеблишмента?

В соответствии же со второй версией, игнорирование Казахстаном взятых на себя обязательств в Мадриде параллельно с нагнетанием атмосферы страха внутри страны является хорошо продуманным планом ближайшего окружения Назарбаева, которое устало от его бесконечного правления.

Если это правда, то нынешнему президенту долго в своем кресле усидеть не удастся, а его уход будет воспринят отнюдь не трагично. Достаточно отметить, что «благодаря» активным действиям силовых структур количество оппонентов Нурсултана Абишевича растет чуть ли не с геометрической прогрессией.

Свою роль может сыграть и известная аполитичность казахстанского общества, которому по большому счету нет никакого дела до того, что творится на властном олимпе. Как говорится, главное, чтобы не было войны. При этом о какой-либо будущей международной поддержке нынешним властителям Казахстана не может быть и речи. Там всегда могут напомнить и про мадридские обязательства, и про гонения на СМИ.

Впрочем, для того чтобы окончательно реализовать свой план, недоброжелателям требуется некий весомый повод. Им теоретически может стать беспрецедентный по своей сути отказ Казахстану в председательстве в ОБСЕ в 2010 году как «естественная» реакция влиятельных государств-участников на провокационные действия Астаны, к которому может теоретически добавиться и появление некого материала, серьезно компрометирующего действующего президента в глазах мирового сообщества.

Достаточно сказать, что не просто так в кулуарах некоторых институтов ОБСЕ появилась информация о том, что якобы отдельные политики из Великобритании, Нидерландов, Польши, США и Чехии начали консультации с Вильнюсом на предмет возможного его председательства в ОБСЕ на год раньше.

Если подобная информация имеет под собою хоть какие-нибудь основания, то Астане стоит крепко задуматься. По сути это означает, что Казахстан может оказаться в роли нашкодившего котенка, которого ткнули носом в наделанную лужу. И в этом свете нет никаких гарантий, что Россия заступится. Москва — не Альберто Контадор или Лэнс Армстронг, у нее есть свои экономические и политические интересы, в которых может не оказаться места для защиты первых лиц Казахстана, порой не всегда занимающих дружественную позицию по отношению к Российской Федерации.

Другое дело, дойдет ли все до подобного вселенского скандала со всеми вытекающими отсюда последствиями? Поживем — увидим. Но, судя по всему, Казахстан ждет по-настоящему «горячая» осень.

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №32 (167) от 28 августа 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий