28.08.2009
Чем Алиев обидел Мусаева?
Автор: Татьяна ТРУБАЧЕВА
В Казахстане просто разгул демократии! Государственные преступники, осужденные аж на 35 лет тюрьмы и обвиненные в государственной измене, запросто вступают в переписку с самой независимой в мире Генпрокуратурой Казахстана и получают «добро» на свою просьбу по пересмотру дела. Так, во всяком случае, это выглядит в изложении бывшего председателя КНБ Альнура Мусаева.
More...
Кстати, еще недавно лучшего друга экс-зятя президента Казахстана.
Во вторник на электронный ящик московской редакции «Республики» упало прелюбопытное письмо. Адресовано оно было Министерству юстиции Австрийской Республики, а подписано первым заместителем Генерального прокурора РК Иоганном Меркелем. Если верить его переводу (а точнее, тому тексту, что переводили), то казахстанское «око государево» приостанавливает на три месяца свой запрос на экстрадицию государственного преступника Альнура Мусаева.
Нет лишнего билетика?
Но в честь какого праздника такой подарок преподнесли изменнику родины, задались мы тогда вопросом. Ведь для этого нет никаких оснований — нет решения суда о пересмотре дела, нет снятия с него уголовного наказания, нет никаких официальных объяснений заработавшему аттракциону щедрости. На наши звонки прокуроры никак не реагировали.
Но, видимо, в конце концов этим вопросом задались не только мы, потому что после трехдневного молчания прокуроры вчера все-таки разродились официальными объяснениями в пресс-релизе.
«В связи с поступающими запросами средств массовой информации сообщаем, что в Генеральную прокуратуру РК поступила надзорная жалоба заочно осужденного гражданина Казахстана А. Мусаева с просьбой о пересмотре приговора Алмалинского районного суда города Алматы от 15 января 2008 года по вновь открывшимся обстоятельствам, — проинформировала любопытных пресс-служба Генеральной прокуратуры. — В связи с этим в соответствии со статьей 466 УПК РК исполняющим обязанности генерального прокурора соответствующее уголовное дело истребовано для изучения в порядке надзора с приостановлением исполнения приговора сроком до трех месяцев».
О том, что это за вновь открывшиеся обстоятельства, Генпрокуратура в силу своей природной скромности, как обычно, умолчала. Зато интернет-пользователи не стесняясь обсуждают причины метаморфоз в отношениях Астаны и «венского сидельца № 2» на форумах, а дровишек в огонь пересудов подкидывают и сами экс-друзья — Рахат Алиев и Альнур Мусаев.
Кто пробудил совесть Мусаева?
Итак, в понедельник стало известно, что Альнур Мусаев «переобулся»: был на стороне экс-зятя президента, а теперь явно стал играть в ворота «Ак орды». На страницах австрийской газеты Kronen бывший шеф КНБ заявил, что «все прежние покушения на меня и похищения в Вене связаны вовсе не с казахстанскими спецслужбами, а с самим экс-послом в Австрии Рахатом Алиевым».
Эти покушения г-н Мусаев связывает с тем, что «ему известно, кто именно совершил преступление против бывших топ-менеджеров «Нурбанка».
- Оно было выполнено по заказу Алиева, — напрямую завил Альнур Мусаев и открестился от преступления, за которое был осужден в Казахстане: — Я не имею отношения к похищению менеджеров «Нурбанка».
Свое прозрение г-н Мусаев объясняет тем, что закончилось его собственное расследование, которое доказало причастность Рахата Алиева к нашумевшему похищению банкиров. Ну а «совесть» и «моральный долг» заставили рассказать его о вновь открывшихся обстоятельствах казахстанской юстиции, и теперь он ждет не дождется объективного разбирательства в родном суде.
Гадание на австрийской гуще
Впрочем, злые языки говорят, что вовсе не совесть, а индульгенция Генпрокуратуры в виде отзыва запроса на экстрадицию разбудила «совесть» Мусаева, поэтому он быстро отказался от свидетельских показаний в пользу Алиева. И главный вопрос, который теперь всех волнует: насколько этот финт ушами изменит расклад сил в австрийской столице? Укрепит ли это позиции Астаны в деле Алиева?
Чтобы ответить, нужно учесть сначала, в какой политический момент появилось мусаевское интервью. В Вене 26 августа должны были открыться парламентские слушания по чрезвычайно скандальному делу о «депутатском шпионаже». Когда выяснилось, что Астане — возможно — удалось подкупить бывших и нынешних членов Законодательного собрания и что австрийские депутаты — возможно — работали на интересы другого государства, это произвело в местной политике эффект разорвавшейся бомбы.
Одно дело, когда шпионажем занимаются полицейские, даже высокопоставленные, — неприятно, но можно пережить. И совсем другое, если коррупция проникла в законодательную ветвь власти. Это несет угрозу уже самому государственному устройству.
Как ни странно, этот скандал подтолкнул в сторону Астаны часть влиятельных политических сил Австрии — те партии, представители которых должны были попасть в оборот на предстоящих слушаниях.
Если умножить это на деньги, текущие широкой рекой из Казахстана в небогатую, в общем-то, австрийскую политику (где все евро пересчитаны), то может получиться экзотический альянс из ультраправых, социалистов и «Нур Отана».
И для этого альянса перебежчик Мусаев — конечно, подарок. Теперь можно говорить: смотрите, даже ближайший соратник Алиева от него убежал и обвиняет его во всех преступлениях.
Ошибки резидента
Однако как это может отразиться на положении самого Рахата Алиева? Здесь ситуация, пожалуй, обратная. Поскольку он имеет дело с судебной ветвью власти, на которую ни политики, ни журналисты, ни лоббисты повлиять никак не могут. Соответственно, надо смотреть на ситуацию глазами венского судьи. Убедительны ли окажутся для него новые мусаевские обвинения?
Думаем, у судьи скорее возникнут вопросы именно к неверному генералу. Дело в том, что — то ли в спешке, то ли по небрежности — Астана с Мусаевым допустила две грубейшие ошибки. Первое — это отзыв запроса об экстрадиции. Как это объяснить венскому судье? Со стороны появление отзыва может выглядеть как доказательство договора между опальным генералом и акординскими заказчиками алиевского процесса, как шаг Астаны навстречу Мусаеву в торговле между ними. Без него генерал не решился бы поменять сторону.
Причем отзыв может стать палкой о двух концах для самого Мусаева: раз у Казахстана нет к нему претензий, значит, Австрия может со спокойной душой отправить его на родину. А оказавшись в родных пенатах, он легко может повторить судьбу охранников Алиева, которые тоже обо всем договорились, а потом оказались в тюрьме.
Вторая ошибка, еще более грубая — это отказ Альнура Мусаева от своих свидетельских показаний. Юридическое образование должно было бы подсказать бывшему председателю КНБ, что дача ложных показаний — уголовная статья. А своим последним заявлением он признал, что его прежние показания были ложными.
Теперь генералу придется либо доказать, что он давал показания под давлением, мол, его пытали в венских застенках (звучит не очень убедительно), либо отправиться под суд. Потому что любые другие объяснения причин такого отказа — боялся выдачи, был введен в заблуждение, прозрел — будут выглядеть перед австрийским судьей по крайней мере смехотворными. Как будет проскакивать перебежчик между Сциллой и Харибдой, покажет время.
Прокурор и Алиев «поют» в унисон
«Кинутый» Рахат Алиев появление перебежчика именно в этот момент тоже связывает с тем, что «в австрийском парламенте начинает работу межпарламентская комиссия, которая будет рассматривать вопросы влияния казахских спецслужб, включая подкупы бывших и нынешних членов парламента и манипулирование общественным мнением через подкупы средств массовой информации».
По словам бывшего родственника Назарбаева, там «будут обсуждаться вопросы криминальной деятельности сотрудников казахского КНБ на территории Австрии. Один из таких агентов задержан и около года содержится в следственном изоляторе в Вене».
- Конечно же, все эти события представляют в довольно нелицеприятном виде как руководителя КНБ Шабдарбаева, так и его шефа, президента Казахстана. Отсюда, вероятно, и происходит контрпопытка Астаны дискредитировать меня с использованием Мусаева, — делает выводы опальный экс-зять.
Самого Альнура Мусаева г-н Алиев ни в чем не винит и даже «чисто по-человечески» понимает.
- То, что Альнур Мусаев поддался спецслужбам, на это есть свои причины. Не следует забывать, что у него есть родители в Казахстане. У него родственники, семья, дети в Казахстане, — сблагодучшничал Рахат Мухтарович.
Экс-зять президента уверен, конечная цель его экс-друга — остаться в Европе, потому что он «не доверяет Назарбаеву, потому что ему ясно, что с ним могут поступить так, как это произошло с убийством генерала Мажренова в следственном изоляторе КНБ в июле 2008 года».
По сведениям «венского сидельца», сейчас Альнур Мусаев договаривается о пересмотре всех приговоров по его делу с тем, чтобы его оправдали. И вчерашнее заявление Генпрокуратуры о возбуждении надзорного производства по делу «ОПГ Алиева» говорит о том, что Рахат Мухтарович не так далек от истины.
Ну а если дела в нашем королевстве будут развиваться именно так, как предсказывает бывший претендент на трон, то нас ждет небывалый процесс, где с изменника родины Альнура Мусаева снимут все обвинения, а потом, глядишь, вернут в привычное кресло - в кресло председателя Комитета национальной безопасности. А чем черт не шутит!
Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №32 (167) от 28 августа 2009 года
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий