27.08.2009

Так управлять – таланта не надо?


Автор: КазТАГ
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

Финансовый аналитик, пожелавший в своих интересах остаться не названным, проработавший в «Альянс Банке» с начала его основания, рассказал в интервью агентству КазТАГ о нынешнем состоянии банка и методах управления менеджмента, введенного после того, как банк перешел под контроль АО ФНБ "Самрук-Казына". «Республика» решила опубликовать это показательное, на наш взгляд, интервью.
More...
- Агентство КазТАГ подробно освещало официальные сообщения правительства и Самрук-Казына о необходимости стабилизации банковской системы путем вхождения в системообразующие банки, а что на самом деле сейчас происходит в банке и как новый менеджмент начал управлять одним из системообразующих банков страны?

- После смены менеджмента банка и прихода председателем правления Максата Кабашева первым делом новое руководство заблокировало выплаты всех депозитов. В казначейство банка был посажен господин Варенко, сотрудник компании Визор. Он являлся своеобразным «смотрящим» за тем, чтобы ни тиынки никуда не выплачивалось, хотя никакой должности в банке он не занимал и никакой ответственности за эти действия, по-моему, не нес.

Кому платить, а кому нет — решалось где-то в БТА, потому что он физически находился в БТА или в Астане. Первые две недели вообще не было никаких выплат вкладчикам. В результате произошла обратная реакция — объем требований клиентов банка по снятию депозитов начал катастрофически нарастать, как снежный ком. В целом выплаты депозиторам не производились практически весь февраль. В результате отток депозитов за первые два месяца составил около 100 млрд. тенге.

- Что последовало после блокировки депозитов? Это было единственное действие нового руководства Альянс банка?

- Нет. Параллельно были заблокированы все кредитные карточки банка — около полумиллиона штук. Очень много людей, а кто-то в это время находился за границей, практически остались без денег. Насколько я знаю, старый менеджмент не раз обращался по этому поводу к новому руководству банка, в том числе и к Кабашеву. Старожилы предупреждали, что так делать нельзя. Ведь это грубейшим образом ущемляет интересы клиентов банка.

Как обычно поступают в таких ситуациях? Клиентов, как минимум, об этом следовало предупредить заранее либо не блокировать карточки. Необходимо было сократить лимиты на карточках в два раза, но чтобы какие-то деньги у людей оставались. Новые руководители соглашались, но поступали по-своему.

Так началась паника, о которой потом узнали СМИ и об этом раструбили на весь мир...

- А вы слышали о том, что со стороны «Самрук-Казына» выражалось недовольство действиями нового менеджмента банка?

- Ничего такого не было. Это и позволило совершать дальнейшие ошибки менеджментом Альянса, присланным из «Самрук-Казыны». Почти весь топ-менеджмент банка — это бывшие руководители так называемых институтов развития, которые, по моему мнению, ничего в жизни не сумели выстроить. Просто они — отставные чиновники, которых пристроили в банк.

Вот возьмем, например, вопрос массовых увольнений в банке. 13 марта 2009 года принимается решение правления банка о сокращении персонала и всему 6,5 тысячному коллективу Альянса рассылаются уведомления об их увольнении. Об этом сразу же узнали СМИ и, конечно, сотрудники банка были в шоке. И клиенты об этом были также наслышаны. Поток людей, которые стали забирать свои деньги, резко увеличился.

Потом, вроде пошел слух о том, что увольнять будут не всех. Но банковские работники были в недоумении: зачем понадобилось рассылать уведомления всем, вместо того, чтобы предупредить конкретно тех, кого собираются сокращать. И тут руководство объявило сотрудникам, что оно пока не определилось с персоналиями, так как по закону работников следует предупреждать за месяц до фактического увольнения, то они (руководство банка — КазТАГ) решило разослать уведомления всем.

А ведь нужно было сделать так, чтобы успокоить персонал подразделений, которых не коснется сокращения. Есть же много таких, которые со всей очевидностью останутся. К сожалению, разумного результата не последовало... Нужно ли говорить о том, что после получения таких документов большинство сотрудников банка просто перестали работать, ожидая неизбежного увольнения. За три месяца было сокращено свыше 2 000 сотрудников банка, т.е. примерно 30% персонала. Думаю, что вряд ли найдутся ещё банки, которые могут функционировать при сокращении трети персонала.

- Наверное, новое руководство банка это объясняло тем, что это связано с административными издержками, экономией заработной платы, сокращением других расходов банка? Ведь такие же процессы происходили в это время в национальных компаниях и других организациях?

- Экономить надо на всем и это правильно, но и раньше акционеры не держали ненужный штат работников, которым необходимо платить зарплату, содержать их рабочие места. В персонале, тем более такой банковской структуры, всегда есть реальная необходимость, и никто бы ни за что не держал бы балласт. А в госкомпаниях все знают, какие раздутые штаты были, ведь деньги сотрудникам платит бюджет...

-Мы не раз слышали, что руководство «Самрук-Казына» и Альянса говорили, о том что процессы по выправлению работы банка проходят хорошо. Так ли это на самом деле?

- На самом деле все не так. Лучше расскажу про еще одну, на мой взгляд, другую ошибку. Очередным шагом по разрушению банка стало полное изменение его организационной структуры. Причем, вопреки здравому смыслу, научно обоснованному подходу, который планомерно и целенаправленно проводился до этого, структура банка стала перестраиваться под отдельных, вновь назначаемых управленцев.

Как будто специально все было запутано, все перестали понимать — кто кому подчиняется? Кто и за что несет ответственность? Кто, перед кем, как и когда отчитывается? Десятки замов! Остатки дееспособного коллектива были полностью дезорганизованы и деморализованы, поскольку никто из нового руководства не взял на себя труд не то, чтобы посвятить в планы, но хотя бы морально поддержать персонал в столь непростой переходной период.

Одновременно было ликвидировано 56 отделений банка. При этом до конца года новый менеджмент планирует уволить еще 1600 человек, доведя общее сокращение персонала до 60% и упразднить до 40% отделений Альянса. Сами подумайте, как после этого банк сможет работать, а если сможет, то как?

- По законам рыночной экономики государство как менеджер должно отслеживать соблюдение правил и законов. По вашим словам, банк начал превращаться в типичную госструктуру, в которой раздаются должности?

- После назначения менеджмента в лице представителей «Самрук-Казына» холдингу «Сеймар Альянс» было рекомендовано освободить помещение на восьмом этаже банка. Сразу же после переезда холдинга, весь восьмой этаж банка был занят сотрудниками прокуратуры и финансовой полиции. Оставшиеся сотрудники банка, которые еще могли и хотели работать, были загружены одним только предоставлением бесчисленных документов и информации для более чем 100 уголовных дел, возбужденных в отношении клиентов банка.

Новый менеджмент, вместо восстановления нормальной работы с клиентами с помощью кредитных офицеров, первым делом начал тиражировать многочисленные заявления в правоохранительные органы. Было предпринято сильнейшее давление на большинство клиентов банка. Фактически произошло замещение департамента по работе с клиентами банка на департамент по борьбе с клиентами от имени и по поручению правоохранительных органов.

По моему мнению, в такой банк, каким он превратился за несколько месяцев, ни один здравомыслящий клиент, грубо говоря, не сунется, а старый постарается как можно скорей «сделать ноги».

13 апреля банк официально объявил дефолт по внешним обязательствам. Это, естественно, дало новый толчок к дальнейшему оттоку депозитов и прекращению обслуживания заемщиками своих кредитов. Дефолт банк и сам мог бы объявить. Для этого большого ума, денег и титанических усилий не требуется.

- Насколько известно нам, новое руководство Альянса сменило коллекторов банка?

- Шаг по смене коллекторских компаний стал контрольным выстрелом, добившим кредитный портфель банка. Компаний, специализирующиеся на сборе долгов клиентов банка, на рынке функционирует где-то 6—7. Из них только 4 компании — крупные, имеющие необходимую инфраструктуру, филиалы во всех областных центрах. Банк работал с ними. В производстве этих компаний находилось около 150 тысяч дел заемщиков, на общую сумму более 35 млрд. тенге.

Новый менеджмент банка сменил коллекторские компании и передал дела новым. Любая передача такого массива дел требует немалого времени. Все же понимают, что новым компаниям будет нужно ознакомиться с материалами, войти в курс дела, набрать сотрудников, обучить, наладить компьютерную информационную систему, отработать процессы внутри компании, открыть филиалы и многое другое. Чем, кроме личной заинтересованности, можно объяснить такую передачу отлаженного бизнеса совершенно новым, фактически созданным с нуля, фирмам? Ответ один — на сегодняшний день огромная работа по возврату кредитов фактически остановлена.

Теперь новый менеджмент объявляет, после всех предпринятых убийственных шагов, из 680 млрд тенге кредитного портфеля 630 млрд тенге не вернется.

Соответственно, на эту сумму созданы провизии и получен убыток, который привел к отрицательному капиталу в банке. Но если менеджмент считает, что сможет вернуть только 5—6% кредитного портфеля, то зачем они вообще нужны?!

Очевидно, что списать 94% кредитного портфеля, свалив вину на прежний менеджмент и акционеров, крайне удобно и выгодно. Причем оценку невозвратности они проводят сами, а аудиторы только подтверждают их выводы. Сами аудиторы оценить возвратность или невозвратность кредита не могут и брать на себя такую ответственность не станут. Это совершенно однозначно.

...Публикуя это интервью, информационное агентство КазТАГ готово предоставить возможность всем заинтересованным сторонам высказать свою точку зрения по поводу проблемных вопросов связанных с деятельностью банковских структур Казахстана.

0 коммент.:

Отправить комментарий