22.09.2009
Трое финполовцев – на руке с ноутбуком
Автор: Татьяна ТРУБАЧЕВА
Что искали два десятка финполовцев в алматинской типографии «Комета» в прошлую пятницу? Ответ на этот вопрос был дан сегодня на пресс-конференции в Национальном пресс-клубе. Журналистам не только рассказали в красках о ноу-хау правоохранительных органов, но и даже показали видео, заснятое прямо на месте событий.
More...
Жаль, говорили потом в кулуарах наши коллеги, что пришли на эту пресс-конференцию в основном представители прессы, а не типографий. Последние могли бы взять мастер-класс у своих коллег-печатников из «Кометы» — как нужно отбиваться (в прямом и переносном смысле) от излишне активных и плюющих на закон и конституцию финансовых полицейских. У сотрудников «Кометы» этого опыта теперь — вагон и маленькая тележка.
«Рассосались как мыши!»
- В прошлую пятницу в три часа дня мы отпечатали газету «Моя республика» (вместо арестованного в ночь с четверга на пятницу тиража газеты «Республика» — авт.) в алматинской типографии «Время-принт», — начала рассказ о спецоперации финполовцев Юлия КОЗЛОВА, директор типографии «Комета» и по совместительству начальник отдела распространения редакции «Республики». — Вывезли полностью тираж на точки реализации и вдруг через минут двадцать на сотовый звонит мой заместитель по типографии: «У нас тут какой-то кошмар!» Я сразу же поехала туда. Оказалось, к нам ворвались люди с заднего входа. Забежали как мыши, их было человек двадцать, рассосались все по типографии, вели себя отвратительно, что хотели, то и творили!
От самих финполицейских не удалось узнать, чего именно им было нужно в «Комете»: они держали тайну эту за семью печатями. Но по беспрерывным переговорам по сотовым телефонам г-же Козловой удалось понять: ищут отпечатанную «Республику». Зря, между прочим, искали — нелегально никто из «республиканцев» работать не собирается.
Когда финансовые полицейские поняли, что зря искали черную кошку в темной комнате, к ним на помощь пришла налоговая инспекция.
- Уже после семи вечера в тот же день к нам заявились трое налоговиков с предписанием о возобновлении комплексной проверки, которая была в 2007 году, — с возмущением продолжила рассказ директор типографии. — Они просили снять остатки. Да какие остатки после рабочего дня? Те, кто к нам пришел, устроили бардак. Они не выпускали работников типографии из здания, хотя уже закончился рабочий день, говорили, что будут брать показания. Обставили все так, будто здесь наркотики фасуют. Потом начался вообще беспредел: устроили потасовку, дело дошло до рукоприкладства, обещали вызвать МЧС, чтобы резать двери, которые мы отказались открывать. Это было ужасно!
В ужас происходившего поверили все и сразу, как только юрист Сергей Уткин, непосредственный участник событий в типографии, показал присутствующим видео, которое заснял собственным сотовым телефоном в ту злополучную пятницу. На картинке четко видно, как люди в штатском выталкивают за дверь представителей СМИ, как г-н Уткин одной рукой держит сумку с компьютером (как пояснили спикеры, это ноутбук бухгалтера типографии) и как на этой руке повисают трое финполовцев. Один из них выламывает большой палец руки Уткина — и «приз» достается нападавшим.
- Вот какие методы работы используют сотрудники финполиции, — прокомментировал юрист.
От этих методов действительно волосы на голове дыбом встают, ведь все это происходит в государстве, которое всерьез называется себя правовым и которое собирается председательствовать в такой организации, как ОБСЕ. Интересно, как отнесутся к этим кадрам представители дипмиссий в Варшаве на открывающемся уже на следующей неделе Ежегодном совещании по человеческому измерению БДИЧ/ОБСЕ.
Беспредел живет и процветает
По идее, сотрудники правоохранительных органов Казахстана должны соблюдать законы так, чтобы ни один Уткин «носа не подточил». Однако на деле именно в работе силовиков столько сучков и задоринок, что независимые юристы могут перечислять их бесконечно.
- Финпол, когда нет никакого уголовного дела, работает на основании Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», — так прокомментировал «законность» действий полицейских в «Комете» Сергей Уткин. — Я включаю свой компьютер, открываю закон и показываю им статью: «Вот, статья 5 вашего закона, по ней вы обязаны предъявить документ, на основании которого вы здесь действуете, и в чем мы подозреваемся? Почему вы сюда вообще зашли?» Они должны показать, что в отношении нас есть такое-то зарегистрированное заявление, сказать: «Мы подозреваем, что тут совершается такое-то преступление».
Однако, со слов спикеров, пришедшие «никаких бумаг не предъявляли, даже не дали проверить, кто они на самом деле, может, хулиганы», на все вопросы — отмалчивались. И только под вечер незваные гости явили на свет божий официальный бланк Департамента финансовой полиции г. Алматы. На бланке черными буквами было написано: «В связи со служебной необходимостью прошу предоставить сведения по взаимоотношениям с печатными изданиями, о проведенных налоговых проверках и сдачи налоговой отчетности за период 2008—2009 годов».
- Какая-то абра-кадабра, — «восхитился» г-н Уткин. — Вот ради того, чтобы вручить эту бумажку, они всей толпой ворвались в типографию и выламывали руки? Юридическим языком эти действия называются проникновением в жилые и другие помещения. Это специальное оперативно-розыскное мероприятие, для этого нужна санкция прокурора. Естественно, у них ее не было!
Ликбез от Сергея Уткина на этом не закончился. Он процитировал непрошеным гостям Закон «О частном предпринимательстве». В нем есть статья, которая позволяет правоохранительным органам получать информацию от субъекта частного предпринимательства «на основании санкции прокурора, постановления следственных органов о возбуждении уголовного дела или по постановлению суда».
- Я им говорю: «Дайте мне одно из трех». Они ухмыляются, мол, закройте свой закон, — рассказал юрист. — Хотя этот закон приняли как раз для того, чтобы защитить предпринимателей от беспредела финансовой полиции. Помните, как в рахатовские времена с автоматами, в масках вламывались в любую фирму, быстро изымали всю документацию, в ящиках все увозили и обязательно находили там что-нибудь незаконное? Можно ли это делать правоохранительным органам? Запрещено. А у нас все те же методы продолжают существовать. Но мы будем обжаловать действия финпола либо в суде, либо в прокуратуре.
Нашу песню не задушишь, не убьешь!
Еще один спикер Сергей ЗЕЛЕПУХИН, редактор отдела финансов «Республики», остановился на ситуации вокруг газеты «Моя республика».
- Нас удивил тот факт, что к распространителям подходят некие люди, многие из которых представляются сотрудниками прокуратуры, и говорят, что эта газета выходит незаконно, — сообщил г-н Зелепухин. — Но ведь это не прежняя «Республика». Это — другая газета. Мы воспользовались предложением другого собственника — ТОО «АДП ЛТД» (на него исковые требования «БТА Банка» не распространяются) и выпускаем газету этого собственника. Мы не нарушаем никакого закона. «Моя республика» зарегистрирована как ежемесячное издание. Сейчас мы газету отправляем на переучет, чтобы сделать ее еженедельной.
Сергей Зелепухин подчеркнул, что коллектив «Республики» не намерен сдаваться, сейчас работа в редакции кипит, как обычно.
Сейтказы МАТАЕВ, председатель Союза журналистов Казахстана, который модерировал пресс-конференцию, поддержал «республиканцев» и сказал, что после хода конем с выпуском «Моей республики» понял, что выбрал правильную профессию.
- Вы молодцы, просто супер! Я не ожидал, что вы так сделаете, — уже после пресс-конференции стал подбадривать коллег г-н Матаев. — На моей памяти, а я в профессии уже 30 лет, такого еще не было! Вы выполнили свои обязательства перед читателями и подписчиками. А для тех, кто «наверху», это была настоящая пощечина.
ОТ РЕДАКЦИИ: Честно говоря, никого оскорблять мы не намеревались — у нас совсем другие цели и задачи. Но если нас бьют по правой щеке, левую мы подставлять никому не собираемся.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий