04.09.2009

Есть ли шанс у БТА восстать из пепла?


Автор: Мухамеджан АДИЛОВ

Судя по заявлениям нового руководства «БТА Банка», его мажоритарного акционера ФНБ «Самрук-Казына», иностранных консультантов, ими выбран жесткий вариант реструктуризации внешней задолженности. Кредиторов фактически поставили перед выбором без выбора: порядка цента с доллара вложенных средств после длительной процедуры банкротства или на порядок больше и быстрее, если они согласятся на предложенную схему реструктуризации.
More...

В связи с этим возникает вопрос, а что дальше? Сможет ли «БТА Банк», после того как его «оздоровят» путем обрезания, выжить как субъект рынка и каковы его перспективы хотя бы в ближайшем будущем?

Допустим, план реструктуризации, предложенный иностранным кредиторам, ими принят. Казахстанское правительство вместе с Нацбанком находят пару миллиардов долларов господдержки, которые необходимы БТА для выкупа обязательств и «сохранения плавучести» в течение ближайших нескольких месяцев. Банк списывает активы, напомним, их проблемность определяется теми, кто сегодня там рулит, инвесторы фиксируют убытки. После чего на рынке появляется обновленный, усиленный госприсутствием и госруководством финансовый институт. Прикинем его шансы если не возродиться в качестве лидера банковского сектора страны, то хотя бы сохраниться в статусе системообразующего банка.

Либо — чудо, либо... провал

Начнем с оценки потерь кредиторов. На настоящий момент общая сумма обязательств БТА составляет $12,2 миллиарда (см. таблицу 1).


По нашей грубой прикидке, весьма оптимистической, средний дисконт составит 63% (см. таблицу 2).


Общая сумма убытков инвесторов в этом случае превысит $7,5 миллиарда, однако списание задолженности позволит сократить внешние обязательства БТА с 12 с хвостиком миллиардов до 3,5, из которых миллиард, вероятно, будет конвертирован в акции.

Не будем сыпать соль на раны тех кредиторов, которые решат, что лучше журавль в небе, чем синица в руках, и возьмут акции БТА — ведь не факт, что рынок согласится с той ценой, по которой они будут переданы им в рамках реструктуризации. Лучше прикинем, как будет выглядеть банковский сектор Казахстана после того, как его «оздоровят» и перестроят на новых принципах (см. таблицу 3).


По нашей оценке, после реструктуризации внешних обязательств «БТА Банка» и «Альянс Банка» финансовая система Казахстана значительно сожмется. Отношение ее суммарных активов к ВВП снизится почти со 100% до примерно 70 — 75%. Это означает ужесточение конкуренции за клиентов и денежные потоки, поэтому, чтобы выжить, БТА придется напрячь все силы.

Реструктуризация торгового финансирования уничтожит роль БТА в качестве контрагента внешнеторговых операций. Государство после завершения реструктуризации вряд ли будет в значительных объемах помогать БТА, более того, правительство, скорее всего, начнет настаивать на постепенном выводе из банка денежных средств национальных и государственных компаний, заведенных туда в рамках неофициальной части программы господдержки и оказавшихся «замороженными» до окончания реструктуризации.

Откуда же БТА сможет привлечь деньги? С международных финансовых рынков? Вряд ли в ближайшие 2 — 3 года. Возможно, нынешнее руководство «БТА Банка» и ФНБ «Самрук-Казына» рассчитывают на новых акционеров из числа зарубежных кредиторов, которые могут дать БТА взаймы.

Но даже если это случится, что весьма маловероятно, то стоимость заимствования будет определяться рынком. Так, недавно госкомпании «КазМунайГаз» с весьма приличными кредитными рейтингами удалось разместить еврооблигации на сумму $1,25 миллиарда только под 12% годовых. Вряд ли БТА удастся занять ниже этой планки, учитывая динамику страховок за вероятность дефолтов казахстанских банков.

Внутри страны? При наличии сильных конкурентов в лице «Казкоммерцбанка», «Народного банка», АТФБ и других и готовности десятка мелких банков держать ставки привлечения депозитов выше рынка шансы БТА «поднять» большую сумму минимальны.

К тому же внутренний рынок весьма узок. Доказательством тому планы Министерства финансов разместить среднесрочные долговые ценные госбумаги (МАОКАМ) лишь на 15 миллиардов тенге, что равно $100 миллионам. Прибавим к этому имиджевые проблемы, разрешить которые в обозримом будущем не удастся.

Нынешняя динамика скорее свидетельствует в пользу того, что отток клиентов и депозитов будет превышать их приток (см. таблицу 4).


Более того, резкая смена управленческой команды, массовые уголовные преследования сотрудников БТА, неразбериха привели к сокращению ежемесячных объемов привлечения средств в разы (см. таблицу 5), и чтобы переломить эту тенденцию, новые топ-менеджеры должны сотворить чудо.


Куда направить средства?

Теперь зададимся другим вопросом. Куда «БТА Банк» может направить средства, которых стало намного меньше? Каков его бизнес-план?

Начнем с того, что в условиях финансово-экономического кризиса вести банковский бизнес непросто, но в любом случае нельзя перестраховываться, доводя до абсурда — когда размер резервов (11,1 млрд на 01.08.2009 г.) вдвое превышает сам чистый кредитный портфель (6,1 млрд на ту же дату). Это «заморозка» денег и убийство бизнеса и капитала банка.

К тому же под госуправлением БТА резко сократил объемы кредитования (несмотря на активное вовлечение в программы госпомощи экономики) и существенно поднял стоимость денег для получателей. Так, по корпоративному бизнесу объемы выдачи кредитов снизились в четыре раза и стали дороже для реального сектора в среднем на

3 — 4% годовых. По сектору малого и среднего бизнеса объемы упали в 2,5 — 3 раза, удорожание составило 2 — 3% годовых. По розничному сектору объемы сначала упали в два раза, затем вернулись на прежний, «догосударственный», уровень, снизилась и стоимость кредитов, что, видимо, объясняется участием банка в госпрограммах.

Про бизнес-план нового руководства БТА так до сих пор ничего конкретного не известно, видимо, он еще на стадии разработки. В текущей ситуации госбанку остается лишь пытаться зарабатывать крохи на валютно-обменных операциях, денежных переводах и платежах, где надежность бренда не так важна, хранить деньги и серьезно экономить на расходах (персонал, технологии, филиальная сетка и прочее).

Правда, и это направление у новой команды не совсем удачно получается (см. таблицу 6).


Для подобных банковских операций высококвалифицированный персонал не потребуется, что отразится на общем уровне профессионализма, поскольку знающие себе цену кадры будут уходить в другие банки.

Любопытно также отметить серьезное падение объемов и активов в дочерних страховых компаниях (значительно хуже рынка), что говорит о провале и полной несогласованности работы БТА как банковской группы.

Активы всех четырех страховых компаний после того, как правительство оказало банку «госпомощь», серьезно сократились. Причем больше всего у «БТА Страхование» — с $214 миллионов на 1 февраля 2009 года до $150 миллионов на 1 августа 2009 года. Еще значительнее «сжались» страховые премии: у «БТА Страхование» — с $53 миллионов до $7 миллионов, СК «Лондон — Алматы» — с $22 до 12 миллионов, «БТА Жизнь» — с $27 до 10 миллионов, «БТА Забота» — с $7 до 4 миллионов.

Между тем страховой бизнес в кризисные периоды достаточно интересен — этот факт доказан не только динамикой предыдущих периодов сектора в целом, но и последними данными. В тяжелые периоды возрастают проблемы населения со здоровьем (рост медицинского страхования), практически неизменны сборы по обязательному автострахованию, имущества, привлекательным становится страхование от возможных финансовых убытков и прочее.

Будущее БТА под вопросом

Учитывая, что в настоящий момент новое руководство «БТА Банка» судится с газетой «Рес­публика», уверяя, что именно ее публикации привели к оттоку депозитов и нанесли фининституту моральный вред, опустим тему, кто нынче руководит БТА и на что они способны. Подведем итог. Напоминаем, что нижеследующее есть исключительно наше мнение (точка зрения, оценочное суждение).

Так вот, мы предполагаем, что у огосударствленного БТА не слишком радостное будущее, потому что:

- твердой ресурсной основы для жизнеспособного бизнеса не существует;

- сам бренд БТА стал проблемным;

- действующий менеджмент не имеет опыта вывода фининститутов из кризиса, собран на скорую руку, не сколочен как команда и преследует разные цели;

- банк под управлением представителей государства малоконкурентен на открытом рынке;

- покупателей на БТА в текущем состоянии и с расшатывающейся филиальной сетью вряд ли удастся найти как самому государству, так и нанятым банком консультантам;

- цена «спасения» за счет государственных средств оказалась неоправданно высокой и может еще вырасти.

Если же господа Масимов, Марченко, Бахмутова, Келимбетов, Дунаев, Сайденов с нами не согласны, мы готовы предоставить свои страницы для того, чтобы они высказали свое мнение или опровергли нашу точку зрению.

Если, конечно, до этого «Республику» не закроют по иску «БТА Банка».



Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №33 (168) от 04 сентября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий