30.10.2009
США показали России красную тряпку
Автор: Василий ИВАНОВ
Конференция «Председательство Казахстана в ОБСЕ: вызовы и возможности», прошедшая в Астане в среду, ознаменовалась дискуссией между послом России Михаилом Бочарниковым и представителями НПО США.
More...
Дипломат счел выступления последних проявлением неуважения к Казахстану, казахстанская же сторона многовекторно промолчала.
Формальным поводом для эмоционального выступления российского дипломата стали советы старшего научного сотрудника Фонда Карнеги Марты Олкотт, которая на правах «старой подруги Казахстана» озвучила список тем, рекомендуемых и не рекомендуемых к рассмотрению во время председательства.
В число первых вошли ситуация в Афганистане и так называемые замороженные межгосударственные конфликты. В число вторых — обеспечение энергобезопасности в Европе и российское предложение о разработке и подписании нового договора о безопасности на континенте.
Пожелания Марты Олкотт
- Все хотят, чтобы Казахстан решал их «любимые вопросы», отражающие предпочтения отдельных государств, казахстанское председательство может утонуть в этих проблемах, если вы будете пытаться слишком близко принимать их к сердцу, — пояснила она свою избирательность.
А дальше г-жа Олкотт подчеркнула, что, с ее точки зрения, энергобезопасность Европы и российская «новая архитектура безопасности» — одного поля ягоды с точки зрения того, сможет ли Казахстан за год председательства сделать что-либо реальное в решении этих проблем.
- Вопросы по энергетической безопасности стран Европы — это очень больной вопрос, но не думаю, что это первичная проблема для ОБСЕ, к тому же обсуждать ее в отсутствие общей европейской политики по энергетике — тупиковая ситуация, — заметила г-жа Олкотт.
Что касается российского желания получить новую архитектуру безопасности в Европе, то, по ее словам, это все равно не может решиться за один год председательства Казахстана в ОБСЕ.
Зато в дискуссиях по Афганистану, по ее мнению, Казахстан может добиться «одинаковой ответственности со стороны больших государств, ответственности для всех международных игроков, вовлеченных в эту ситуацию». Также Астана, по ее мнению, имеет все шансы использовать свои хорошие отношения с Москвой и Тбилиси для урегулирования российско-грузинского замороженного конфликта.
В общем, Солженицын с извечным своим вопросом «Как нам обустроить Россию?» обзавидовался бы четкой и ясной схеме председательствования, начертанной Фондом Карнеги.
Не все свет, что в окошке
Михаил Бочарников увидел в выступлении Олкотт попытку настроить председательство Казахстана на американский лад вместо ожидаемого лада пророссийского.
- Здесь прозвучали интересные рецепты: нельзя, чтобы Казахстан позволил себе ассоциироваться с позицией России, — прокомментировал он слова американского эксперта. — Логически из этого вытекает: надо, чтобы Казахстан ассоциировался с позицией США, которая здесь была изложена четко, твердо, жестко и прямо.
Почувствовав, что ответный тост уходит в сторону вопроса: а чего это вы, янки, нами, русскими, тут в Астане командуете? — посол решил напомнить о правилах поведения в чужом монастыре и куда следует засовывать свой устав при входе в него.
- Мне кажется, что Казахстан — уважаемое, суверенное государство, которое в состоянии делать свой выбор, принимать собственные решения, — воззвал к хозяевам мероприятия Бочарников. — Меня удивил поучительный тон в рассуждениях о том, что ему нужно делать. По-моему, Казахстан заслуживает большего уважения.
Представители заслуживающего большего уважения государства в президиуме конференции напряженно отмалчивались, ожидая, во что кривая дискуссии выльется — в скандал или в обычное сотрясение воздуха. Градус встречи союзников на Ишиме снизил сам посол, заявивший, что Россия в продвижении своей идеи о новой архитектуре европейской безопасности может обойтись и без обсуждения ее в формате ОБСЕ.
- ОБСЕ не является единственной площадкой, на которой можно эти идеи обсуждать, я хотел бы успокоить госпожу Олкотт, мы считаем, что есть и другие площадки, где тема договора о европейской безопасности может обсуждаться, потому что она имеет самостоятельное звучание, — заявил Бочарников.
И не удержался, чтоб тут же не напомнить, что не все в порядке с обеспечением безопасности на самом европейском пространстве.
- Именно поэтому мы и предложили заключить новый юридически обязывающий документ, где были бы четко зафиксированы права и обязанности государств по соблюдению мира, суверенитета, границ, решению споров мирными способом. То есть те базовые вещи, о которых нам стоит помнить всегда, — заметил посол.
Далее дипломат заверил, что Россия обид не помнит. И, несмотря на то что «некоторые выступавшие коллеги с порога сказали, что надо отмести российское предложение о европейской безопасности и заниматься лучше делами Афганистана, который не входит в сферу ОБСЕ географически», она готова провести в 2010 году обсуждение своей идеи с ОБСЕ, НАТО, Евросоюзом, ОДКБ и СНГ.
Сделав этот жест доброй воли, посол не удержался напоследок от шпильки по замороженным конфликтам: Бочарников считает, что ОБСЕ, прежде чем говорить о ситуации в Грузии, следует расхлебать косовский конфликт.
- Никто не отвергает роль ОБСЕ в урегулировании замороженных конфликтов, просто хочу напомнить, что ОБСЕ — организация континентальная и призвана заниматься конфликтами не только на просторах СНГ, но и в других местах Европы. Косовский конфликт, я считаю, должен продолжать оставаться в поле зрения ОБСЕ, им надо заниматься, а не отставлять на заднюю горелку, как сейчас модно говорить, — намекнул россиянин на кулинарные способности американской администрации заваривать кашу на чужих территориях, а потом гордо удаляться с кухни, предлагая расхлебывать свою стряпню обитателям квартиры.
«Старая подруга» ответила за всех
Бедная Марта Олкотт такого дипломатического пыла явно не ожидала и поспешила заверить, что ее комментарии не отражают «позиции американской администрации».
Предположив, что «когда с языка на язык переходишь, могут быть какие-то недопонятости» (вариант высказывания американки в исполнении казахстанских переводчиков). Она продолжила настаивать на том, что до конца 2010 года новую архитектуру безопасности не выстроишь. Как, впрочем, и всех проблем с Афганистаном не решишь.
Тут стоит заметить, что Олкотт, скорее всего, попала под огонь русской дипломатической артиллерии за всех выступавших на конференции представителей США и Европы. Поскольку выступления некоторых из них били по российским позициям похлеще совета Фонда Карнеги не принимать предложения северного соседа близко к сердцу.
Так, директор проекта «Новая европейская демократия» Центра стратегических международных исследований Януш Бугайский, рассуждая о возможных темах саммита глав государств ОБСЕ во время председательствования Казахстана, заявил, что «для того чтобы быть эффективным, этот саммит не должен обсуждать слишком большие пакты по какой-то непонятной архитектуре безопасности, которая может создать путаницу».
- Вместо того чтобы думать об архитектуре, давайте думать об основах безопасности. Другими словами, Казахстан должен иметь практические позиции и устанавливать цели, которые можно достичь, — предложил он.
А эксперт Джеймстаунского фонда Владимир Сокор заявил, что целью рассмотрения замороженного конфликта в Грузии должна стать «реабилитация международных законов в отношении территориальной целостности этой страны и рассмотрение отъезда грузин из некоторых точек Южной Осетии с точки зрения прав национальных меньшинств». Применение той же точки зрения по отношению к осетинам, которые являлись национальным меньшинством в Грузии на момент обстрела Цхинвала в августе 2008-го, им оговорено не было.
Тот же эксперт рекомендовал Казахстану устанавливать уровень ожиданий по разрешению замороженных конфликтов «пониже, чтобы принести как можно больше результатов в их решении». Это замечание было принято казахстанской стороной с оживлением. Почему — вполне понятно: у нас бюджет каждый год верстается по тому же принципу, исходя из заниженных цен на нефть. В результате правительство в конце года имеет возможность рапортовать о перевыполнении доходной части. Так что этот механизм пониженного уровня ожиданий и извлечения из него дополнительных дивидендов нам очень хорошо знаком. А теперь нас благословили на него и в ОБСЕ.
Последней каплей, переполнившей чашу посольского терпения, стало, видимо, выступление директора Европейского информационного центра при Казахстанском национальном университете имени аль-Фараби Куралай Байзаковой, которая тоже «согласна, что сейчас не настал тот момент, чтобы пересматривать, перекраивать архитектуру европейской безопасности».
- Предложения, высказанные в прошлом году российским президентом о новом Договоре о европейской безопасности, наверное, излишне перегрузят или, скажем так, бюрократизируют вопросы председательства, — подкорректировала она стрельбу иноземной артиллерии.
На фоне этой корректировки довольно двусмысленно подвел итог дискуссии бывший посол США в ОБСЕ Стефан Миникес: «Председательство Казахстана в ОБСЕ через год закончится, а Россия и Китай в соседях останутся».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий