02.11.2009

Когда рожа крива, тогда и зеркала боятся


Автор: Татьяна ТРУБАЧЕВА

Скандальная история с голливудским фильмом, за который государственная ТРК «Казахстан» выложила цифру с шестью нулями в долларовом эквиваленте, остается в заголовках новостей.
More...
А недавно появилась информация, что якобы телерадиокорпорация разрывает контракт с продюсером и режиссером ленты и тот должен вернуть миллион «зеленых» в бюджет.

«Киноказус» привел даже к полемике на страницах прессы советника президента Ермухамета Ертысбаева с председателем Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаевым, хотя известно, что главный журналист страны очень редко вступает в публичную полемику. Советник даже позволил себе неджентльменский выпад, заявив газете «Время», что ему «противно бороться с агрессивным невежеством Матаева», хотя тот, комментируя «акт творчества» ТРК, всего лишь недоумевал, почему фильм решили снять в Голливуде и почему о нарушениях со стороны «договорщиков» сообщает не Счетный комитет или Минкультуры, а газета «Время».

Мы решили использовать полемику как повод и обратились к Сейтказы Матаеву с вопросами, но не только и не столько про «наезд» советника, сколько про ситуацию с независимыми СМИ в стране в целом.

Когда рожа кривая, тогда и зеркала боятся

- Сейтказы Бейсенгазыевич, выпады г-на Ертысбаева оказались для Вас неожиданными?

- Честно говоря, в полемику с Ертысбаевым не хочу вступать — слишком много чести. Но раз вы пришли с такими вопросами, то скажу: у меня к нему личных претензий никогда не было и, думаю, в будущем тоже не будет.

Однако он, будучи министром и советником президента, постоянно обижает моих братьев-журналистов. А я в меру своих возможностей коллег защищаю, причем не только членов Союза журналистов, потому что считаю — это моя первейшая обязанность.

- Уже стало традицией обвинять во всех грехах средства массовой информации.

- Я всегда считал и считаю, что СМИ — это хороший посредник между государством и обществом, своеобразный мост. Но чиновники и вообще власть превратно понимают роль прессы, они уверены: если что-то случилось, об этом не следует говорить. Хотя рано или поздно все становится известно. Вспомните события в Шымкенте, где детей заразили ВИЧ-инфекцией. Кто первым об этом сказал? СМИ. Поднялась волна негодования, дошло до того, что министра освободили от занимаемой должности.

Понятно, что такого чиновники не хотят. Но мое мнение, что общество через прессу должно контролировать власть.

- Чиновники часто обвиняют СМИ в раздувании скандалов. Вы с этим согласны?

- Так в нашей стране нет другого института, кроме прессы, где обсуждались бы назревшие проблемы! Потому что другие органы, в том числе контролирующие, правоохранительные, законодательные, действуют заодно с властью. Без свободной прессы у нас никогда не будет гражданского общества, демократии. И это не просто высокие слова! Это действительно так, все страны через это прошли.

В нашей стране должно быть инакомыслие, нужно прислушиваться к чужому мнению, а не действовать топорно: лишать лицензий, закрывать типографии, требовать неподъемных компенсаций... Сколько раз мы поднимали вопросы о судебных исках! Если чиновник подал многомиллиардный иск, пусть платит пятипроцентную пошлину. Но ведь этой инициативе ходу не дают, потому что тогда мало кому захочется судиться со СМИ.

Совет вам да партнерство

- Да, журналисты сейчас по многим фронтам проигрывают чиновникам. Вот «Республику» отказываются печатать типографии, хотя в западных странах такое в принципе невозможно. Что же в Казахстане нужно сделать, чтобы ситуация с независимыми от власти СМИ поменялась?

- Мы молодая страна, поэтому я считаю, что все это — болезнь роста. Придет, наверное, время, когда все изменится. Скажу на своем примере: на заре независимости Казахстана я выступал против того, чтобы газеты были частными. Потом пришло понимание, что СМИ могут быть частными. Но я все же против того, чтобы газета, телевизионный канал или радиостанция были продолжением бизнеса учредителя или собственника.

В начале 90-х годов у нас была суперситуация: пресса писала все, что считала нужным, эйфория была от такой свободы слова. Однако власти поняли, что дали слишком много прав, и стали эти права забирать. Ведь у нас за последние пять лет изменения законодательства в сфере СМИ не улучшили положения со свободой слова — наоборот, нас пытаются загнать в рамки, расставить красные флажки.

- Вы предлагаете ждать, когда болезнь пройдет сама собой?

- Нет, мы не можем молчать и не молчим. Мы всегда открыто говорим обо всех проблемах. Мы выступаем с законодательными инициативами, выдвигаем через парламент, через правительство свои предложения. Но они там тонут.

К тому же у нас слишком мало организаций, которые занимаются поддержкой СМИ, продвижением их интересов. Реально, по моему мнению, их две: международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», который возглавляет Тамара Калеева, и Союз журналистов. Есть, конечно, и другие общественные организации. Например, недавно создали Совет медиаменеджеров Казахстана.

- Не боитесь, что совет станет конкурентом Союза журналистов?

- Нет! Я их начинания приветствую, готов двигаться вместе с ними, даже финансовую поддержку оказать. Тем более что они поднимают важные вопросы. Уже на первом заседании обсуждали четыре крупные проблемы.

Первая — ввести в ближайшее время нулевую ставку НДС для СМИ вне зависимости от формы собственности. Сейчас на 50% сократился рынок рекламы. А ведь 74% СМИ работают в конкурентной среде и не получают бюджетного финансирования. Но мы денег от государства не просим, мы хотим нулевую ставку НДС, чтобы перераспределять свои доходы внутри компании: поднять за счет этого зарплаты, сохранить рабочие места.

Второе — упорядочить систему авторских и смежных прав, потому что от пробелов в этом законодательстве страдают многие, в основном электронные СМИ.

Третья злободневная проблема связана с работой киосков. У нас есть два доминанта на рынке — «Дауыс» и «Казпресс», они диктуют свои условия. Доходит до того, что газеты и журналы порой не могут получить от них деньги за проданные экземпляры. Поэтому мы обратились к акиму Алматы с просьбой решить вопрос с муниципальной сетью киосков.

И четвертое — проблема газеты «Республика». Сейчас совет готовит обращение в адрес секретаря Совета безопасности г-на Тажина, чтобы в экстренном порядке решить вопрос о печатании газеты «Республика». Ведь в будущем то же самое может случиться и с другими изданиями, поэтому все собственники, учредители, главные редакторы газет поддерживают это обращение.

- А Вам не показалось, что это будет что-то вроде совета инвесторов при президенте, когда лоббируются интересы отдельных холдингов?

- Ну, это нормальное явление — лоббирование. Если наш Совет медиаменеджеров будет таким заниматься, я с удовольствием это поддержу. Для меня конечная цель — улучшить климат для СМИ в Казахстане. Какими методами это будет достигаться — через Союз журналистов, через Международный фонд защиты свободы слова, через Совет медиаменеджеров, для меня разницы нет.

У нас единственный рычаг воздействия — это влияние на общественную мысль в стране. В этом плане совет — очень хороший ресурс, и его нужно использовать. В принципе, за каждой газетой, каналом или радиостанциями стоит кто-то влиятельный, и к нему можно обращаться за помощью.

Мал «золотник», но нужен

- Давайте вернемся к Ертысбаеву. В Варшаве он заявлял, что в Казахстане со свободой слова все в порядке. Что Вы об этом думаете?

- Свобода слова в Казахстане присутствует для тех, кто ежедневно безо всяких проблем выходит в эфир. Свободы слова нет для тех, кто по тем или иным надуманным причинам не может донести до аудитории информацию, хотя эти издания легитимны и официально зарегистрированы властью.

- Таких, говорят, менее одного процента. Может, поэтому наших проблем не замечают?

- Для меня это не имеет значения. Пусть это будет 0,1 процента, но когда есть такие факты, нужно об этом говорить. Вот вы — зарегистрированная газета, а вынуждены печататься на ризографе. То финпол пришел в типографию, которая вас согласилась печатать, то пожарные туда заявились. Может, скоро санэпидемстанция появится, найдет у вас в редакции свиной грипп и закроет...

- Ищут надуманные предлоги, чтобы препятствовать вашему выходу. Хотя у газеты есть обязательства перед подписчиками, перед читателями.

Вот я каждую пятницу жду вашу газету, а получаю «свободу слова на скрепке». Из-за того что вы выходите в таком формате, мне пришлось купить очки, то есть я понес материальные потери (смеется). А я хочу получать нормальную «Республику», а очки убрать в дальний ящик. Надеюсь, что власти все-таки поймут, что идут по неверному пути.

- Так что же надо сделать, чтобы свободно говорить могли все СМИ Казахстана?

- Соблюдать закон! У нас есть общие правила игры для всех на информационном пространстве. И не должно быть двойных стандартов. Тогда все будет в порядке.

Источник: Газета "Голос Республики" №42 (123) от 30 октября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий