09.10.2009

«Соломка» от дефолта


Автор: Тулеген АСКАРОВ

Как выяснилось на днях, наше государство ради сохранения контролируемых им банков готово пойти на экстравагантные меры, явно противоречащие здравой рыночной логике.
More...
Иначе сложно объяснить, каким образом сразу несколько десятков выпусков облигаций дефолтных банков, имеющих отрицательный собственный капитал и огромные убытки, попали в особую «буферную» зону, созданную на Казахстанской фондовой бирже (KASE).

По идее, долговые ценные инструменты, по которым эмитенты отказались выплачивать текущее вознаграждение и основной долг, должны были просто подвергнуться делистингу. Тем более что планы реструктуризации «БТА Банка» и «Альянс Банка» уже оглашены публично (хотя и не в окончательной редакции, одобренной кредиторами) и всем известно о намерении эмитентов отказаться от выплаты значительной части их обязательств.

Проще говоря, своих денег инвесторам не видать, а значит, и облигации указанных банков превратились в «мусор» со стоимостью на уровне «шариков для пинг-понга», о чем вполне квалифицированно пояснил нашей газете представитель БТА в суде, отказавшийся принимать международные бонды банка во взаиморасчет с ответчиком.

В общем, все вроде бы ясно и просто. Однако, как выяснилось в прошлую пятницу, у чиновников, озабоченных сохранением своих кресел, на этот счет есть своя логика, оформленная к тому же в виде нормативных актов АФН.

Как телеге пятое колесо

Нужно отдать должное мудрости чиновников, своевременно подостлавших «соломку» под дефолтные банки в виде «буферной» категории официального списка KASE, появившейся на свет летом текущего года после того, как АФН приняло свое постановление за №136 от 7 июля. Этим нормативным актом был дополнен сектор «долговые ценные бумаги» официального списка, в котором и появилась новая категория.

Теперь сюда ценные бумаги эмитентов вполне легально переводятся в случаях дефолта по выплате вознаграждения по облигациям, а также в период осуществления реструктуризации эмитента по ЦБ, находящимся в официальном списке организатора торгов. Еще один случай — несоответствие долговых ЦБ эмитента требованиям, установленным АФН для эмитентов и их ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже. Максимальный срок нахождения ЦБ в этой категории — 9 месяцев.

Конечно, биржевикам и держателям облигаций такая сомнительная категория листинга нужна в той же мере, как и телеге — пятое колесо. Однако деваться им некуда, поскольку фактически властвует на бирже государство. Так, крупнейшим акционером KASE является контролируемое государством АО «Региональный финансовый центр Алматы», которому принадлежит 12-процентный пакет акций биржи.

Кроме того, различными пакетами акций владеют банки и компании, принадлежащие государству полностью или же частично: Банк развития Казахстана (1,3%), ГНПФ (1,3%), «Астана-Финанс» (2,4%), «Альян Банк» (1,3%), «БТА Банк» (1,3%), «Казкоммерцбанк» (1,3%), «Народный банк Казахстана» (1,3%), «Темiрбанк» (1,3%), а также их дочерние компании («БТА Секьюритис», Halyk Finance и другие).

В итоге прямо или косвенно государство контролирует порядка 30% акций KASE, что и позволяет ему проводить в биржевую жизнь явно нерыночные новации. На практике это вылилось в историческое решение биржи перевести в массовом порядке со 2 октября долговые обязательства дефолтных банков в «буферную» категорию.

В «буфер» отправились облигации «Альянс Банка» 19-ти выпусков на общую сумму более 60 млрд тенге, международные облигации двух выпусков голландской «дочки» банка — компании ALBFinance B.V. ($350 млн), долговые обязательства «БТА Банка» 27-ми выпусков (более 920 млрд тенге) и международные облигации 4-х выпусков ($1,6 млрд) его голландской «дочки» — компании TuranAlem Finance B.V.

Не миновала участь сия и облигации еще одного участника дефолтного «фронта» — столичную «Астану-Финанс». Ее бонды на общую сумму более 140 млрд тенге биржевики тоже перевели в «буфер», как и облигации «Данабанка» (4 млрд тенге).

В итоге там оказалось долговых обязательств на общую сумму в тенговом эквиваленте более 1,4 трлн тенге, что равняется примерно объему средств господдержки экономики, выделенных из Нацфонда!

Ребусы от регулятора

Как будут развиваться события дальше и какие еще ухищрения придумают чиновники, остается только гадать. Но, похоже, рынок все же диктует свои правила — ведь не случайно глава АФН Елена Бахмутова заявила на днях о возможности отзыва лицензии у «БТА Банка» в случае, если до 7 декабря им не будет подписано соглашение с кредиторами.

Правда, почему выбрана именно эта дата, осталось неизвестным, как и то, зачем нужно было АФН одобрять план реструктуризации внешней задолженности этого банка в его редакции, не дожидаясь окончательного согласования с его кредиторами, и почему г-жа Бахмутова высказала уверенность в том, что «Альянс Банк» уже на днях подпишет соглашение со своими кредиторами о реструктуризации внешнего долга.

Еще загадочнее выглядела информация финансовой полиции, объявившей о назначении аудиторской проверки в «Альянс Банке» с привлечением специалистов АФН, в то время как силовикам для начала стоило бы разобраться с теми чиновниками этого ведомства, в том числе и бывшими, которые умудрились не заметить в отчетности банка «дыру» в $1,1 млрд!

Удивление вызвала и информация АФН о прошедшем в конце минувшего месяца заседании рабочей группы по осуществлению контроля за использованием средств Нацфонда, выделяемых для господдержки экономики. Как сообщил регулятор, на заседании представители КНБ озвучили сведения о предпосылках и причинах нецелевого и незаконного использования этих денег.

Чекисты говорили на эту тему со знанием дела, поскольку завершили расследование уголовного дела, возбужденного по факту хищения средств Нацфонда на впечатляющие 9,5 млрд тенге. Однако в финансовую полицию и прокуратуру от КНБ было передано дел по ряду выявленных фактов на гораздо меньшую сумму — 760 млн тенге. А сами финполицейские возбудили на тот момент лишь 3 уголовных дела на совсем уж скромные 10,7 млн тенге.

В целом же к моменту проведения заседания объем фактически освоенных средств господдержки по линии стабилизации финансового сектора составил 275,1 млрд тенге, по решению проблем на рынке недвижимости — 164 млрд тенге, поддержке малого и среднего бизнеса — 120,1 млрд тенге, кредитованию реального сектора — 159,3 млрд тенге, а по реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов — лишь 0,8 млрд тенге. По последнему направлению процент освоения выделенных средств оказался самым низким — всего 0,65%!

Загадочной остается и судьба многих малых банков, подпавших под новые требования регулятора по минимальному размеру собственного капитала. Напомним читателям, что первоначально АФН намеревалось поднять эту планку с 1 июля, но затем пошло навстречу просьбам малых банков и дало им отсрочку сроком в 3 месяца вместе с возможностью перенести свои штаб-квартиры в регионы — в таком случае вместо 5 млрд тенге собственного капитала им достаточно иметь 2 млрд тенге.

В итоге с проблемами по капиталу столкнулись 9 банков, но полный их список регулятор почему-то не огласил. Известно лишь, что три банка готовы передислоцироваться за пределы Алматы и Астаны, три — докапитализироваться, а еще трем предстоит найти стратегических инвесторов, хотя отсрочка на поиски законом не предусмотрена.

Состав последнего трио г-жа Бахмутова огласила — в него вошли «Данабанк», «Каз-инкомбанк» и «Метрокомбанк», находящиеся теперь в зоне главного риска, хотя они и успели представить в АФН необходимые документы, подтверждающие наличие потенциальных стратегических инвесторов.

Весьма туманно выглядят и планы АФН пойти на создание стабилизационного банка в случае провала переговоров по реструктуризации долгов «БТА Банка» и «Альянс Банка». Если к руководству новым институтом опять придут бывшие чиновники, как это произошло с некогда процветавшими дефолтными банками, то исход деятельности стаббанка будет заведомо предопределен.

Еще один «рулевой»

Впрочем, в чиновничьем стане всегда найдется немало претендентов на управление штурвалом банковского сектора. Так, наше внимание привлекла информация Агентства по защите конкуренции (АЗК) об итогах прошедшего в Алматы в конце сентября «круглого стола» на тему «Администрирование реализации конкурентной политики на финансовом рынке», организованного этим ведомством.

Как сообщается, в мероприятии приняли участие первые лица госорганов — глава АЗК Мажит Есенбаев, председатель Нацбанка Григорий Марченко, руководитель АФН Елена Бахмутова, председатель Агентства по регулированию деятельности РФЦА Аркен Арыстанов, а также представители Ассоциации финансистов Казахстана, банков второго уровня, страховых организаций, НПФ, профучастники рынка ценных бумаг и международный консультант USAID по конкурентной политике Игнасио де Леон.

В докладе г-на Есенбаева, текст выступления которого выложен на сайте АЗК вместе со спичами других ключевых спикеров и их презентациями, в первую очередь привлек тезис о том, что в результате оказания господдержки реальному сектору и вливания в него значительных финансовых средств «усиливаются процессы государственного регулирования экономики, которые нарушают основы рыночного регулирования и направлены на концентрацию рынка товаров и услуг».

Так оно и есть, причем такое наблюдается не только в Казахстане, где к тому же «были предприняты не только попытки, но и стало массовой практикой укреплять позиции власти и рынка через картельные договоренности или другие формы ограничения конкуренции». АЗК как раз и наделено необходимыми полномочиями для того, чтобы бороться с такими явлениями.

Согласно вступившему в силу с начала текущего года закону «О конкуренции» впервые предусмотрено антимонопольное регулирование отношений на финансовых рынках — установлены признаки коллективного доминирования или монопольного положения финансовых организаций, а действие закона распространяется и за пределы нашей страны с тем, чтобы государство могло контролировать отношения и сделки, к примеру, в оффшорах.

При этом в АЗК указывают, что «критерии доминирования для финансовых организаций учитывают специфику рынка и являются более либеральными в отличие от критериев, используемых для субъектов товарных рынков».

К примеру, для одной финансовой организации доля рынка установлена на уровне свыше 35%, совокупная доля двух таких организаций — 50% и более, трех — 70% и более. Кроме того, совместно с АФН антимонопольщики установили размеры пороговых значений, на основе которых и строится контроль за экономической концентрацией на финансовом рынке, утвердили размеры активов и собственного капитала организаций, при превышении которых требуется согласие АЗК на такую концентрацию, разработали и утвердили соответствующую методику по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды в этой сфере.

Заметим, что пороговые величины не только дифференцированы по составу участников финансового рынка, но и значительно увеличены в отличие от аналогичных критериев, установленных для остальных субъектов рынка: к примеру, по банкам второго уровня — в 4 раза по собственному капиталу и почти в 100 раз по совокупным активам.

Для банков отсчет пороговой величины начинается с 2-процентной доли рынка по капиталу и активам, страховщиков — 3%, страховых брокеров — 15%, брокеров и дилеров — 5%, регистраторов ценных бумаг — 10%, управляющих инвестиционными портфелями — 5%, пенсионными активами — 15%, трансфер-агентов — 70%, НПФ — 20%.

Ворон ворону глаз не выклюет?

Примечательно, что в отношении своих партнеров по регулированию финсектора АЗК настроено достаточно миролюбиво и не видит в их последних действиях особого вреда для конкуренции в этой сфере.

Так, в АЗК не только поддерживают проведение Нацбанком февральской девальвации тенге и наделение его правом установления предельно допустимой маржи между курсами покупки и продажи наличной инвалюты, но и настаивают на проработке вопроса «совершенствования регулирования организованного рынка обмена валют, в т.ч. путем повышения уровня концентрации данного рынка»!

Цель чиновниками, как всегда, преследуется благая — предотвратить развитие «теневого» рынка и оздоровить конкурентную среду. Однако из слайдов, иллюстрирующих доклад г-на Есенбаева, становится вполне ясным, что выиграет от такого шага государства лишь узкий круг крупнейших банков, контролирующих основную долю обменных пунктов.

Лидируют здесь «Народный банк Казахстана» (18,2%), «БТА Банк» (14,8%) и «Банк ЦентрКредит» (12,4%), в то время как доли их ближайших конкурентов значительно ниже: у «Казкоммерцбанка» эксперты АЗК определили этот показатель на уровне 9,2%, «Альянс Банка» — 8,9%, «АТФ-Банка» — 7,9%. Как не трудно подсчитать, на долю первой тройки банков приходится 45,4%, а «шестерки» — 71,4%. Еще порядка 24% приходится на представителей «второго эшелона» — kaspi bank, «Нурбанк», «Темiрбанк», «Евразийский банк», «Цеснабанк» и дочерний «Сбербанк».

В АЗК также поддерживают политику, проводимую АФН в части повышения требований к уставному и собственному капиталу банков второго уровня, «несмотря и на возможное сужение конкуренции». И это в то время, когда уже сегодня, по оценке самих антимонопольщиков, более 80% совокупных банковских активов приходится на долю 6 крупнейших банков, а малые банки вынуждены теперь переезжать из финансовой столицы страны и лихорадочно искать стратегических инвесторов.

С другой стороны, нельзя не отметить, что у антимонопольных властей есть и свой взгляд на некоторые вопросы. К примеру, г-н Есенбаев обратил внимание участников «круглого стола» на то обстоятельство, что снижение Нацбанком ставки рефинансирования до исторически низкого уровня в 7% не повлияло на снижение ставок по кредитным операциям коммерческих банков для конечных заемщиков.

«Сейчас банки кредитуют реальный сектор почти под 20%, — отметил глава АЗК, — тогда когда теоретически ставки должны быть всего на несколько процентов выше ставки рефинансирования. Данное обстоятельство свидетельствует о сохранении высокой маржи банков при кредитовании».

По этой причине Мажит Есенбаев предложил АФН и АФК совместно «определиться по показателю банковской маржи», сославшись для вящей убедительности на негативный пример «БТА Банка» и «Астаны-Финанс», которыми, «несмотря на полученные высокие доходы, допущено резкое ухудшение финансового состояния».

Глава АЗК не прошел и мимо проекта разрабатываемой концепции развития финансового сектора. Так, у антимонопольщиков появились опасения в части возможного снижения активности кредитных товариществ и микрокредитных организаций, а также их количества в результате предлагаемого снижения лимита по кредитам на одного заемщика и требования ограничить на законодательном уровне возможности привлечения капитала.

Вопросы возникают у АЗК и по поводу деятельности монополистических объединений, представляющих собой финансово-промышленные группы (ФПГ). Дело в том, что компании, входящие в состав ФПГ, развивают свою деятельность одновременно на нескольких рынках и поэтому могут получать конкурентные преимущества перед обособленными субъектами рынка, не входящими в состав таких групп.

Всего антимонопольщики насчитали 15 банковских конгломератов — «БТА Банка», «Казкоммерцбанка», «Народного банка Казахстана», «АТФ-Банка», kaspi bank, «Банка ЦентрКредит», «Евразийского банка», «Казахстанского Инновационного Коммерческого Банка», «Нурбанка», «Лариба-Банка» (ныне AsiaCredit Bank), «Сеним-Банка», «Цеснабанка», «Эксимбанка», «Альянс Банка» и «Банка «Астана-Финанс».

К примеру, в банковском конгломерате «Цеснабанка» аналитики АЗК насчитали 45 аффилированных компаний, в том числе 8 — работающих в строительной сфере, 4 — в недропользовании. У «Астаны-Финанс» в «хозяйстве» оказалось 9 строительных и 2 оффшорные компании, «Евразийского банка» — соответственно 2 и 1, у «БТА Банка» в АЗК насчитали 4 оффшорные компании, «Казкоммерцбанка» — 3, «Народного банка Казахстана» и «Альянс Банка» — по одной.

При этом, как указывают антимонопольщики, в отечественном законодательстве классифицированы только такие объединения, как банковский конгломерат и банковский холдинг, а «по вопросам ФПГ отсутствуют четкие законодательные нормы, регламентирующие их деятельность в сравнении с российским законодательством, отсутствуют четкие критерии классификации ФПГ».

Вполне обоснованно в АЗК бьют тревогу по поводу рисков, вызываемых господдержкой банковского сектора. Среди них — рост неплатежей предприятий, выпускающих конечную продукцию в результате падения спроса на товары и услуги, увеличение просроченной задолженности по кредитам и «плохих» активов, «которые требуют проведения политики мягкой или жесткой реструктуризации».

Кроме того, «банки, аффилированные с государством, могут искажать конкуренцию, как на финансовом, так и на других рынках». Но в целом в АЗК отмечают, что ключевым приоритетом концепции все же выступает стимулирование конкуренции в финансовом секторе, и разделяют введение принципа контрцикличности в надзорную деятельность

Отечественный финансовый рынок антимонопольщики характеризуют как умеренно концентрированный, что выгодно отличает его, к примеру, от транспортной и энергетической сфер, а также от связи. Но при этом наблюдается высокий уровень концентрации в таких сегментах, как формирование кредитных историй, услуги инфраструктурных организаций фондового рынка, рынки распространения биржевой информации и трансфер-агентских услуг.

К примеру, как утверждается в докладе главы АЗК, рынок формирования кредитных историй монополизирован единственным действующим ТОО «Первое кредитное бюро». Для сравнения: в соседней России только в госреестре состоит 33 действующих таких бюро!

АЗК указывает также на монополию Казахстанской фондовой биржи в организации торгов с ценными бумагами, включая услуги по предоставлению программного терминала торговой системы при работе в режиме удаленного доступа, а также на деятельность аффилированных с биржей компаний eTrade и «Ирбис» в части установления высоких цен, непривлекательных для населения страны.

В итоге, как утверждают в АЗК, «отечественный фондовый рынок не развивается, частные инвестиции населения уходят в стопроцентные накопления либо инвестируются в российские компании через Московскую межбанковскую валютную биржу». Справедливости ради заметим, что недавно eTrade и «Ирбис» сообщили о значительном снижении цен на свои услуги.

Как бы то ни было, АЗК предложило рассмотреть целесообразность включения биржи и указанных компаний в госреестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение с целью выявления действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

Совместно с АФН и АФК антимонопольщики намерены выработать согласованную позицию по изучению решений финансовых организаций, выразившихся в виде навязывания невыгодных условий договора и необоснованным установлением различных цен (тарифов) на одни и те же финансовые услуги для клиентов, по каждому из сегментов рынка финансовых услуг подготовить предложения о целесообразности определения перечня условий организаций, ущемляющих права потребителей, и наладить работу по построению эффективной системы мониторинга их деятельности, в особенности для компаний, занимающих доминирующее положение на рынке.

ФСА нашли дело

В сводках текущих новостей от акционеров банков выделим извещение Международной финансовой корпорации об инвестировании в капитал «Банка ЦентрКредит» путем приобретения доли в размере около 12,5% и предоставлении последнему субординированного кредита на $85 млн. С учетом того, что другой иностранный инвестор — южнокорейский Kookmin Bank — увеличит свою долю с 30,5% до 40,1%, перевес в «ЦентрКредите» сложится в пользу зарубежных партнеров.

Агентство Standard & Poor's приветствовало предстоящее увеличение государственного Банка развития Казахстана почти в 2,8 раза, до 259 млрд тенге, или на $1,1 млрд. Соответствующее решение правительства об увеличении капитализации Банка развития Казахстана было принято в конце минувшего месяца. На такой шаг, по всей видимости, властям пришлось пойти после того, как глава государства «поднял» $10 млрд в виде кредитной линии от Китая во время своего визита в Поднебесную. Теперь для привлечения новых внешних займов потребовалось увеличение капитала, чтобы банк мог соблюдать требования по его достаточности.

ФНБ «Самрук-Казына» устами своего директора по управлению финансовыми институтами и институтами развития Бахытжана Саркеева сообщило о планах правительства использовать ныне «замороженные» средства дочернего Фонда стрессовых активов для поддержки предприятий обрабатывающего сектора. Соответствующая программа должна появиться на свет в ближайшие дни.

Государственная «Казахстанская ипотечная компания» в первый день октября выплатила купонные вознаграждения по своим облигациям на общую сумму в 1,7 млрд тенге.

Агентство Moody's отозвало рейтинги Астаны в иностранной и национальной валютах по неким деловым соображениям. А в последний день минувшего месяца в АФН принимали группу иностранных инвесторов и директоров немецкого Deutsche Bank в рамках их официального визита в нашу страну.

Новости от АФН

В заключение — о новых нормативных актах, одобренных в конце сентября правлением АФН, которым предстоит еще пройти госрегистрацию в Минюсте.

Так, постановление за №210 принято в целях урегулирования отдельных вопросов реструктуризации банков второго уровня с тем, чтобы дать возможность акционерам банка принять решение о конвертировании его облигаций в собственные акции, если такое предусмотрено планом реструктуризации, а затем о размещении этих «бумаг» в пределах общего количества объявленных акций банка.

Из информации о содержании постановления за №211 выясняется, что на практике кандидатов на руководящие посты в финансовых организациях могут согласовать в АФН и без приглашения, а время их тестирование увеличится с 30 до 45 минут.

Нормативным актом №212 в правила выдачи банками второго уровня банковских гарантий и поручительств в целях контроля и недопущения выдачи таких неучтенных документов вводится требование по наличию письменного согласия лица-должника на предоставление банком сведений о выданной банковской гарантии или поручительстве в кредитное бюро.

Источник: Газета "Голос Республики" №39 (120) от 9 октября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий