12.10.2009
Кто виноват в топливном дефиците?
Автор: Нам пишут
Свое видение проблемы топливного дефицита изложил в письме в редакцию наш читатель. Он считает, что ответственность за него несут госчиновники – в первую очередь глава правительство и руководитель фонда «Самрук-Казына», которые в силу непонимания реальной экономики и рыночных механизмом завели ситуацию в классический тупик.
More...
Уважаемая «Республика»!
Не могу назваться — работаю в госаппарате и, если кто узнает, что вам пишу, меня уволят в два счета без выходного пособия и с «волчьим билетом». Потом устроиться будет тяжело даже при помощи родственников и друзей.
Хочу высказаться по поводу топливного дефицита, который всех уже задолбал. В повсеместном отсутствии бензина в стране виноваты чиновники — конкретно Карим Масимов и Кайрат Келимбетов. Объясню, почему так считаю.
После начала экономического кризиса потребление топлива упало везде и началось затоваривание рынка во всех его сегментах — от производителя до мелкой розницы. А по высокооктановому бензину, как вы наверняка знаете, Казахстан сильно зависит от России и Китая. Причем Россия не только экспортирует в нашу страну бензин, но и поставляет нефть на Павлодарский НПЗ.
Когда в феврале была проведена девальвация тенге по отношению к доллару, казахстанская национальная валюта обесценилась и к рублю тоже. В итоге стало не выгодно поставлять в Казахстан из России и нефть на переработку, и бензин — соответственно сократились поставки.
Однако поскольку казахстанский рынок относительно не большой, и был сильно затоварен, эффект сокращения поставок из России начал сказываться только к концу лета, когда запасы сократились и начал ощущаться дефицит. Тогда правительство решило ввести ограничения на экспорт бензина и дизтоплива, забыв, что отечественные нефтеперерабатывающие заводы выпускают относительно много низкооктанового топлива и мало высокооктанового.
В итоге получилась классическая картина глупости государства. В стране налицо острый дефицит продукта, собственного производства его недостаточно, а импорт тормозится тем, что чиновники всячески ограничивают верхний предел цен не только в оптовом секторе, но и в мелкой рознице.
Цена на высокооктановые сорта бензина в России колеблются на отметке 80 центов за литр, а поскольку рубль усиливается, то в долларовом исчислении даже растут. Но 80 центов при нынешнем курсе тенге к доллару — это 120 тенге за литр. Уберите ограничения, которые ввело государство, снимите давление на участников топливного рынка — и через месяц все нормализуется само собой. Цены, конечно, будут высокими, но это не потому, что слишком много посредников, а потому что таковы законы рынка.
Я считаю, что в топливном кризисе виноваты Карим Кажимканович Масимов и Кайрат Нематович Келимбетов, потому что первый как премьер-министр ничего не понимает в экономике и рынке, а второй как глава ФНБ «Самрук-Казына» обязан руководить государственными нефтедобывающими и перерабатывающими компаниями и непосредственно решать проблему дефицита топлива в стране, но этого не делает.
Конечно, виноватых намного больше, тот же Сауат Мынбаев, руководство «КазМунайГаза». Думаю, что все они прекрасно понимают суть проблемы и почему случился кризис и как выйти из него, но ничего не могут поделать, потому что таковы правила игры. Я и сам играю по этим правилам, иначе подписался бы под письмом, но боюсь. Надеюсь, что вы его все-таки опубликует, несмотря на анонимность.
Ваш читатель.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий