26.07.2010

Вагончик тронется, затор останется

Если аким сказал о реализации проекта, это еще может означать, что проект только начинают разрабатывать. 
 
Автор: Федор БЛОХИН
 
Дотошный алматинец обратил внимание редакции на еще один потенциальный, “экологически мотивированный” долгострой южной столицы.

- Вы в прошлом номере писали, что аким заявлял об открытии велоклуба, которого до сих пор нет, — говорит позвонивший в редакцию читатель Аман, — и правильно делаете, что обращаете внимание на слова чиновников. Я вот, например, уже года три слежу за высказываниями Ахметжана Есимова и не могу никак взять в толк. Если аким говорит, что проект начали реализовывать, значит, проект есть, и некие люди приступили к его воплощению, так ведь? Еще в 2008 году говорили, что начинается реализация проекта легкорельсового транспорта в Алматы. И где он? Ни одной ветки новой в городе нет! А еще говорят, что нам на это выделены деньги даже не из бюджета страны, а банком каким-то в кредит. Ну, и где, спрашивается, результат двухлетней работы? Пиариться на экологический ниве все любят, а реально город разгружать от лишнего транспорта — задачка посложнее, конечно!
И Лондон, и Вена
Как выяснилось, читатель прав. Еще в 2008 году директор КГП «Алматыэлектротранс» Талгат Абдрахманов в интервью газете «Вечерний Алматы» говорил:
- Легкорельсовый транспорт занимает промежуточное положение между метро и трамваем, — пояснял Абдрахманов. — К легкорельсовому транс­порту можно отнести современные вагоны трамваев длиной от 30 до 46 метров. Такие поезда намного легче железнодорожных или метро, поэтому они намного быстрее и маневреннее, а также у них очень большая пропускная способность. Идея такова: большинство жителей Каскелена, Капшагая, Талгара и других населенных пунктов трудятся в Алматы. Так вот, чтобы до­браться до места работы, человек должен будет доехать до пригородного охраняемого паркинга, оставить там свой автомобиль, пересесть на комфортабельный трамвай и приехать в город на работу. А вечером таким же образом уехать домой. Это опыт таких крупных городов, как Лондон и Вена. В этом случае решаются сразу две проблемы, и первая из них — снижение транспортной нагрузки. Вы только представьте: сейчас в Алматы ежедневно заезжают от 60 до 100 тысяч автомобилей. И если мы на подступах к городу оставим хотя бы часть из них — разве это не решение вопроса транспортной нагрузки? Проектирование первого этапа завершается. Со следующего года планируется начать строительство первой очереди. Скорее всего, оно начнется с улицы Толе би.
Нью-Васюки?
В ноябре 2009 года во время традиционной «прямой линии» с горожанами Ахметжан Есимов говорил:
- Сейчас идет работа по проекту создания легкорельсового транспорта, что тоже, естественно, положительно отразится на экологии. Задумайтесь, 80% вредных выбросов составляют выхлопные газы автомашин. Всего в Алматы 230 тысяч тонн выбросов вредных веществ в атмосферу, из них 180 тысяч — от автотранспорта. Недавно впервые в истории Казахстана коммунальное предприятие напрямую подписало договор с Европейским банком реконструкции и развития на получение кредита в 10 миллионов долларов с трехлетними каникулами на льготных условиях для реконструкции тяговых подстанций.
Так начали или нет?
По сообщениям информ­агентства  Kazakhstan Today, 22 января 2010 года стало извест­но, что генеральный план развития пригородной зоны Алматы утвержден.
- Для Алматы предлагается, — заявил тогда начальник Управления архитектуры и градостроительства Сайран Фазылов, — внедрение следующего вида современных транспортных технологий: метро — 16,3 километра, легкорельсовый транспорт по городу и пригороду — 65 километров.
А 10 февраля текущего года Ахметжан Есимов в ходе отчетной встречи с горожанами заявил, что все проекты, реализуемые в Алматы, будут направлены на улучшение экологии, и  отметил, что совмест­но с Европейским банком реконструкции и развития начата реализация проекта по созданию легкорельсового транс­порта.
Нам, конечно, стало интересно: если реализация начата почти полгода назад, значит, что-то уже должно быть сделано? А также сколько денег все-таки выделено на воплощение программы в жизнь? Но в акимате Алматы нас разочаровали. Заместитель начальника Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Гани Мурзаханов вначале говорил, что это невозможно и  аким не мог такого сказать. Но потом все же вспомнил, что такой проект действительно есть, сейчас его только разрабатывают, а более подробную информацию о проекте мы сможем получить, направив официальный запрос в акимат.
300 000 евро
А вот в Европейском банке реструктуризации и развития вообще считают, что пока говорить о реализации проекта рано:
- Нельзя сказать, что начата реализация проекта, -  рассказала старший банкир Екатерина Мирошник, — сейчас идет подготовка. Были выделены гранты, то есть наш банк получил спонсорские средства и выделил средства акимату на подготовку технико-экономического обоснования по проекту. Австрия и Сингапур предоставили по 300 000 евро. Сингапурские деньги пошли на разработку технической составляющей, а австрийские — на финансовую сторону проекта и разработку вариантов структур ГЧП  (государственно-частного партнерства), потому что есть идея привлечения частного инвестора для реализации проекта. Сейчас оба эти исследования находятся на стадии завершения, но предварительные результаты были уже оглашены в начале июля 2010 года,  и специалисты, проводившие данные исследования, ждут комментариев, после получения которых  проект будет завершен.
По словам Екатерины Мирошник, если акимат примет решение двигаться дальше, то они будут готовить реализацию проекта по типу ГЧП. Первый маршрут по предварительному плану  будет  пролегать от улицы Момышулы по улице Толе би до парка  им. Горького.
Экологи за метро
Да, видимо, аким погорячился. Несмотря на вроде бы хорошую идею по разгрузке автодорог, у некоторых алматинцев она не вызывает оптимизма. Например, председатель партии «Руханият» Серикжан Мамбеталин так же, как и аким города, ратующий за экологическую чистоту мегаполиса, прогнозирует новый долгострой в Алматы:
- Я слышал об этом проекте, — говорит он, — но акимы сменяются, уходят, приходят, а метро как строили, так и не достроили, поэтому я скептически отношусь к подобным заявлениям. Акиму в первую очередь нужно достроить метро, а потом уже говорить о других проектах, которые он намерен внедрять. И для начала нужно восстановить трамвайную систему, которая у нас работала нормально, никто не жаловался. Я считаю, что необходимо прекращать такие долгосрочные проекты, есть множество различных вариантов развития транспорта, и монорельс, и поезда на магнитной подушке. Сначала нужно доделать то, что начали, и привести в порядок то, что мы имеем.
- Сейчас по всей Европе, — поясняет эколог, — восстанавливаются и модернизируются трамвайные пути. Потому что они столкнулись с такой же экологической проблемой, как и мы, вот только решение этой проблемы у них более качественное и быстрое.
Когда закончим?
Следуя совету сотрудников акимата Алматы, мы направляем официальный запрос, чтобы все-таки выяснить: скоро ли алматинцы получат новые легкорельсовые маршруты и почему бы акимату действительно не начать с реконструкции уже имеющегося оборудования? Что за последние два года реально сделано акиматом, кроме организованных велопробегов, чтобы улучшить экологическую обстановку в городе, и какие еще проекты готовятся к реализации в этой сфере? Надеемся на оперативный ответ муниципалитета.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №28 (164) от 23 июля 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий