08.09.2010

Элита сменится - мышление останется

Бизнесменов, рискнувших открыть дело в Казахстане, со всех сторон окружают люди с преступным менталитетом – чиновники, силовики, проверяющие. 
 
Автор: Письмо в редакцию
 
А с такими «товарищами» сложно рассчитывать на развитие экономики страны. К такому выводу пришел наш читатель, приславший отклик на статью «У Cash & Carry нет будущего?».
Добрый день, уважаемая редакция!
Непосредственным поводом для этого письма послужила статья Ксении Бондал в последнем (29) номере вашей газеты. Мне кажется, что в статье не учтен один важный момент, из-за чего могла потерпеть крах компания Cash & Carry в Казахстане, а именно — большие внеэкономические расходы.
Хотел бы вкратце описать мой неудачный опыт бизнеса, а потом сделать некоторые обобщения, касающиеся вообще будущего Казахстана. Несколько лет назад я открыл в Алматы супермаркет. Нашел через кадровое агентство девушку-менеджера и приступил к работе. Первый квартал оказался убыточным — плата за вход в рынок (как объяснила мне мой менеджер), но и второй оказался не лучше. В третьем  наверстаем, пообещала она. И вот в третьем квартале моей работы в Казахстане и началось самое худшее.
Звонок из Казахстана — «на нас наехали», сообщает мне девушка. Я сначала не понял, о чем речь, думал, какой-то автомобиль врезался в наш супермаркет, но оказалось все гораздо хуже. Те чиновники, которые содержатся за наш счет, пришли вымогать с нас взятку. Позвонив своим друзьям — западным предпринимателям, которые вели бизнес у вас, я понял, что придется давать, ибо жаловаться некому — эта система идет до самого верха.
После этого начали приходить пожарники, санэпидемстанция — по-моему, все кому не лень — и требовать взяток. В результате в балансе моего предприятия оказалась огромная дыра. Она еще увеличилась из-за нечестного поведения некоторых партнеров и собственных работников предприятия. Чтобы покрыть издержки, менеджер предложила мне заняться «рентабельным бизнесом», а именно — таким, как торговля просроченными продуктами, переклеивая ярлыки, каким-то конфискатом, «паленой» водкой и т.д. Она убеждала меня скупать на Западе продукты, которые уже выкидывали на свалку, упаковывать в красивую обертку и продавать. Все это я решительно отверг. Однако она меня предупредила, что без этого выйти в ноль не удастся, — то есть предприятие будет убыточным из-за больших внеэкономических расходов.
Нанятая мной аудиторская компания выявила серьезное воровство внутри самой компании. Я решил закрыть предприятие, расплатился со всеми поставщиками и партнерами, выплатил полностью зарплату и выходное пособие своим работникам, хотя и с убытком для себя. Но я мог себе этого позволить, так как веду бизнес в разных странах. В конце концов, я потерял относительно мало — менее двух процентов от своих активов, и разговор далее я бы хотел вести не о моем неудачном бизнесе, а о будущем Казахстана.
Суть казахстанской модели бизнеса, по-моему, заключается в том, что вас окружают со всех сторон люди, по сути, с преступным менталитетом — чиновники, правоохранительные органы, деловые партнеры, в том числе свои работники, и начинают топить. Киргизия, Таджикистан, другие среднеазиатские республики действуют относительно честно — там сразу заявляют, что вы здесь нежелательные гости. Иное дело Казахстан и Россия. Тут вам, когда вы впервые сюда приходите, поют дифирамбы про то, как вы нужны, как стране нужны ваши инвестиции и какие замечательные возможности у вас здесь открываются, — по сути, заманивают в ловушку, а потом «вдруг» начинаются всякие «разводки» — то есть элита действует по принципу пиратов: заманить и ограбить.
Поэтому я хочу спросить у вашей элиты: к чему вы придете? Вы со своими банками БТА, «Альянс», «Темiр» и т.д. «кинули» мировую финансовую элиту на несколько десятков миллиардов долларов — и этим гордитесь. Да, действительно, никто в мире так не поступил (даже Россия), и тут вы единственные. У каждой нации есть, конечно, свои поводы для гордости. Однако вопрос: как жить дальше?
Сейчас у вас нерентабелен банковский бизнес, ритейл, торговля — то, что рентабельно в других странах. Вы почти прекратили строительство, кроме государственных программ. И никаких перспектив не просматривается. Рентабельный бизнес — это выигрыш различных тендеров с их неизбежными откатами и прочими коррупционными составляющими, рентабельно выполнять какие-то услуги для больших компаний основном сырьевых). Но этого на всех не хватит, тем более что, кажется, централизация идет и здесь.
Подумайте сами — ваши банки ломятся от избыточной ликвидности, но предпринимателей и население не кредитуют, потому что тоже поняли, что нельзя кредитовать ненадежных кредиторов, а поняли они это по огромной доле плохих кредитов, которые оказались у них на балансе. Ну, об этом замечательно пишут в вашей газете Тулеген Аскаров, Сергей Зелепухин и другие, нет смысла повторятся. Я хочу спросить у ваших чиновников, за что я должен платить взятки — за то, что я хочу сделать жизнь казахстанцев лучше? Так вы против этого?
Во всех странах, в которых я веду бизнес, предпринимательский климат чище, чем в Казахстане, — даже в России. Нечего даже сравнивать со странами Запада, но даже в странах Восточной Европы, Латинской Америки климат на порядок лучше, чище, понятней. И даже во многих странах Африки существуют хоть какие-то правила игры. У вас же игра без правил, нет никаких моральных устоев, никаких сдержек. И это ведь так по отношению друг к другу. Я знаю истории, как многие предприниматели переходили на государственную службу и самым беспощадным способом начинали обирать своих бывших партнеров.
Легко обвинить одного Назарбаева в том, в чем виноваты многие — элита в целом, и мечтать о том, что вот, свергнем его и как по мановению волшебной палочки вдруг все изменится. Но ваш менталитет-то останется прежним, и я уверен, ничего не изменится — может быть, это только одно из необходимых условий, но далеко не единственное и даже не главное. Не ищите легких путей.
Не подписываюсь своим настоящим именем, потому что боюсь, что будут неприятности у моих друзей, которые, несмотря ни на что, остались пока в Казахстане.
Адам Смит

0 коммент.:

Отправить комментарий