Настоящей оппозицией можно назвать всего три оппозиционные партии: Компартию Казахстана, Народную партию «Алга» и ОСДП «Азат».
Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ
К такому выводу пришли участники дискуссии в клубе Института политических решений (КИПР), которая прошла на минувшей неделе в Алматы.
Что представляет из себя сегодня казахстанская оппозиция? Каковы основные результаты ее деятельности за последние годы и возможно ли объединение партий данного политического лагеря в одну организацию? На повестке очередного заседания КИПРа был вынесен один вопрос: «Современная казахстанская оппозиция: реальная альтернатива или виртуальные проекты?» Отметим, что заявленных спикеров было четыре, и только одному из них — генеральному секретарю ОСДП «Азат» Амиржану Косанову — пришлось, так сказать, «отдуваться» за всю оппозицию.
Оппозиция — есть!
В самом начале своего выступления Амиржан Косанов опроверг досужие разговоры о нынешней слабости казахстанской оппозиции, ее неспособности стать альтернативой действующему режиму. По его мнению, оппозиция не просто значимое явление в жизни казахстанского общества, но и «имеет четкий идейный посыл, который объединяет разные организации, людей».
- Главная идея — необходимость смены существующей авторитарной политической системы и создания новой, демократической, основанной на принципах разграничения полномочий между ветвями власти, проведении честных выборов и соблюдении основных прав и свобод граждан, — обрисовал смысл работы демократических сил политик.
Казахстанская оппозиция вполне структурирована и организационно оформлена, причем не только в крупных городах страны, но и в отдаленных селах и аулах. На сегодняшний день, считает он, в своем настоящем понимании демократическая оппозиция, оппонирующая «действующему режиму, начиная с президента Назарбаева», представлена тремя организациями: это наша ОСДП «Азат», Коммунистическая партия Казахстана и находящаяся в процессе регистрации партия «Алга». Кроме них к оппонентам власти можно отнести «различные общественные объединения — от локальных до республиканских», которые активизировались в результате кризисных явлений в экономике и в социальной сфере.
- Многие люди, не ставя, может быть, политические вопросы, в то же время на локальном уровне, на уровне конкретных проблем начали оппонировать власти, в том числе и законам, которые принимает власть, — пояснилг-н Косанов.
При этом казахстанская оппозиция, отметил политик, не представлена в парламенте, не имеет прямого доступа к национальным теле- и радиоканалам и, что крайне важно, преследуется уголовно.
- В этом смысле хочу подчеркнуть особо тем критикам, которые находятся в экспертном сообществе и любят говорить о недостатках оппозиции, что само формальное нахождение в оппозиции для любого казахстанца чревато последствиями. Поэтому я лично с большим уважением и трепетом отношусь к каждому, кто сейчас официально находится в рядах демократических партий, зная, что творят на местах акимы, полицейские, прокуроры, суды и так далее, — подчеркнул он.
Опять спектакль одной партии?
Рассуждая о состоянии и перспективах демократических сил, директор центра актуальных исследований «Альтернатива», Андрей Чеботарев разделил казахстанские оппозиционные партии на три группы: лояльная оппозиция (партии «Ауыл», «Руханият» и Партия патриотов Казахстана), умеренная оппозиция (партии «Ак жол», «Адилет» и КНПК) и непримиримая оппозиция (ОСДП «Азат», Компартия Казахстана и НП «Алга»). При этом политолог отметил сильные и слабые стороны оппозиции. К первым он, в частности, отнес популярность и авторитет среди населения ее отдельных лидеров, относительно устойчивый характер деятельности большинства оппозиционных партий и сравнительно высокий организационный, кадровый и материальный потенциал.
- Говоря о слабостях оппозиции, я отмечу одно последствие (мне не известно, заметила ли это сама оппозиция), — продолжилг-н Чеботарев. — Оппозиция позиционирует себя как альтернатива действующей власти. Но в настоящее время у нее самой появилась альтернатива в лице двух объединений, имеющих соответствующие тренды. Первое — это национал-партриоты , представленные главным образом народно-демократическим движением «Защита независимости» (лидер Мухтар Шаханов). И второе — левые радикалы, объединенные в рамках народного движения «Казахстан-2012 » (Айнур Курманов, Есенбек Уктешбаев и другие), которые делают ставку на те слои населения, которые пострадали во время кризиса — это дольщики, ипотечники и так далее.
Далее эксперт обратил внимание на фактор, который способен, по его мнению, в скором будущем сыграть ключевую роль в жизни самой оппозиции. Речь идет об очередном электоральном цикле, связанном с предстоящими президентскими и парламентскими выборами.
- Но тут все будет зависеть от сценариев, какие могу быть выборы. Либо это будет совмещение президентских выборов с парламентскими путем проведения в один и тот же год —2012-й ; либо это будет досрочное проведение парламентских выборов в 2011 году, а президентских — в 2012 году; либо, как многие ожидают, власть пойдет на отмену президентских выборов затем, чтобы президент, как лидер нации, оставался править еще какое-то количество лет, но вместо этого в 2012 году проведут только парламентские выборы, — дал расклад эксперт и тут же предложил подумать над своей версией развития событий. — Но мне кажется, что все-таки будет конкуренция оппозиции на парламентских и президентских выборах, в результате чего опять победит «Нур Отан».
Другой спикер — представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов — остановился на ошибках, которые, по его мнению, допускают оппозиционеры. Главная из них, считает он, заключается в том, что «они упускают Интернет».
- Извините, у нас уже два миллиона подключений к Интернету — два миллиона человек! Эти два миллиона человек — взрослые люди, у которых есть квартира, есть телефонный номер. Это избиратели. Нас всего в Казахстане 10 миллионов избирателей. Идите туда, развивайтесь! Но пока этого нет, пока этого не видно, — заявил он. — Вывод: в принципе, существующая работа оппозиционных партий, их технологии — нулевые. С ними невозможно выиграть вообще.
Флаг оппозиции — национализм?
Говоря о проблемах системного оппонирования казахстанской власти, руководитель сектора внутренней политики ИПР Максим Казначеев отметил, что социальная база казахстанской оппозиции на настоящий момент «потенциально огромна»:
- 46% населения в сельской местности при средней заработной плате в 38 тысяч тенге, далее — 5 миллионов внутренних мигрантов, далее — треть трудоспособного населения — самозанятые. Более того, в некоторых регионах доля самозанятого населения зашкаливает за 40%! И наконец традиционно социально незащищенные группы: пенсионеры — 1,5 миллиона, бюджетники — около миллиона и безработные — около полумиллиона.
Таким образом, вопрос расширения социальной базы — это всего лишь вопрос эффективности предвыборных технологий. Поэтому перед оппозицией, считает политолог, стоят две фундаментальные задачи: прорыв информационной блокады и обеспечение контроля за деятельностью участковых и окружных избирательных комиссий.
Вместе с тем, по его словам, оппозиция на сегодняшний день «идеологически уже оформлена». Идеологией оппозиции является... национализм. В доказательство своих слов политолог напомнил о бурной публичной дискуссии, развернувшейся после публикации Концепции национальной политики между властью в одной стороны и представителями оппозиции инационал-патриотов — с другой, по проблеме сопряжения Концепции национальной политики и Доктрины национального единства.
- Это, по сути, ревизия ценностей, на которых власть основывала государственное строительство на протяжении всех последних 20 лет. Когда оппозиция в союзе снационал-патриотами подрывает эту систему ценностей, автоматически подрывается легитимность отдельных социальных структур, автоматически подрывается сложившийся внутреполитический статус-кво , автоматически подрываются внешнеполитические схемы договоренностей, — подчеркнул политолог. — А ведь спровоцировать власть на формат переговоров с оппозицией не удавалось даже в формате ПДС, не удавалось в формате НКВД, не удавалось в формате Государственной комиссии!
В этой связи задачей оппозиции является «формирование альтернативной политической повестки».
- Но наряду с определенными успехами оппозиции необходимо, конечно, говорить и об определенных проблемах. Проблема, которая вытекает из определения — оппозиционность как угроза ротации элит, — это проблема субъектности оппозиции. Невозможно участвовать в ротации элит, находясь вне бюрократической системы. И отсюда вытекает важное следствие, что все нынешние лидеры оппозиции, публичные лидеры оппозиции — это партийные менеджеры. Подлинные собственники оппозиционных партий находятся внутри бюрократического аппарата, — заявил он.
На взглядг-на Казначеева, мы уже сейчас должны готовиться к появлению новой оппозиции, к потере и смене партийных менеджеров в оппозиционном лагере.
Косанов не останется без головы?
Заявление представителя ИПР о настоящих собственниках нынешних публичных лидеров оппозиции — партийных менеджеров очень заинтересовало присутствовавшего в зале президента фонда имени Болатхана Тайжана Мухтара Тайжана, который поинтересовался источниками происхождения заявленного.
Надо сказать, что на обсуждение этого вопроса ушло около часа. Дискуссия, возможно, продолжалась бы дальше, не останови ее генеральный директор Института политических решений Бахытжамал Бектурганова:
- Безусловно, он (Казначеев — авт.) озвучил то, что, так сказать, признается очень многими по умолчанию. И в силу разных обстоятельств он не может ответить на ваши вопросы прямо, но если вы меня попросите привести факты и если я начну приводить факты, то меня будет проще отстрелить оппозиции, чем дать возможность говорить.
Естественно, что в ходе обсуждения родился вполне логичный вопрос: почему казахстанские оппозиционные партии до сих пор не объединились в единую мощную организацию? Задал его на этот раз Андрей Чеботарев. В ответе Амиржан Косанов признался, что тому «есть разные причины, начиная от амбиций».
- Считаю, что прошлогоднее объединение двух партий ОСДП и «Азат» в единую организацию, создание института сопредседательства, единого президиума, политсовета, создание единых филиалов на местах, во всех областях (а эту работу мы практически закончили в течение полугода) говорит о том, что казахстанская оппозиция созрела для того, чтобы наши политики поступились своими амбициями и создали единую организацию, — все же отметил он.
Во всяком случае если будут объявлены выборы, то идти под одним флагом одной партии, утверждаетг-н Косанов, «намного легче, чем раздваивать голоса наших сограждан».
- Я считаю, что процесс идет, — подчеркнул он, говоря о возможности выдвижения единого кандидата в президенты от оппозиции, и клятвенно заверил всех собравшихся: — Хочу отдать свою голову на отсечение: народ Казахстана не будет уважать казахстанскую оппозицию, если мы на предстоящих президентских выборах не сможем выдвинуть единого кандидата.
Оппозиция — есть!
В самом начале своего выступления Амиржан Косанов опроверг досужие разговоры о нынешней слабости казахстанской оппозиции, ее неспособности стать альтернативой действующему режиму. По его мнению, оппозиция не просто значимое явление в жизни казахстанского общества, но и «имеет четкий идейный посыл, который объединяет разные организации, людей».
- Главная идея — необходимость смены существующей авторитарной политической системы и создания новой, демократической, основанной на принципах разграничения полномочий между ветвями власти, проведении честных выборов и соблюдении основных прав и свобод граждан, — обрисовал смысл работы демократических сил политик.
Казахстанская оппозиция вполне структурирована и организационно оформлена, причем не только в крупных городах страны, но и в отдаленных селах и аулах. На сегодняшний день, считает он, в своем настоящем понимании демократическая оппозиция, оппонирующая «действующему режиму, начиная с президента Назарбаева», представлена тремя организациями: это наша ОСДП «Азат», Коммунистическая партия Казахстана и находящаяся в процессе регистрации партия «Алга». Кроме них к оппонентам власти можно отнести «различные общественные объединения — от локальных до республиканских», которые активизировались в результате кризисных явлений в экономике и в социальной сфере.
- Многие люди, не ставя, может быть, политические вопросы, в то же время на локальном уровне, на уровне конкретных проблем начали оппонировать власти, в том числе и законам, которые принимает власть, — пояснил
При этом казахстанская оппозиция, отметил политик, не представлена в парламенте, не имеет прямого доступа к национальным теле- и радиоканалам и, что крайне важно, преследуется уголовно.
- В этом смысле хочу подчеркнуть особо тем критикам, которые находятся в экспертном сообществе и любят говорить о недостатках оппозиции, что само формальное нахождение в оппозиции для любого казахстанца чревато последствиями. Поэтому я лично с большим уважением и трепетом отношусь к каждому, кто сейчас официально находится в рядах демократических партий, зная, что творят на местах акимы, полицейские, прокуроры, суды и так далее, — подчеркнул он.
Опять спектакль одной партии?
Рассуждая о состоянии и перспективах демократических сил, директор центра актуальных исследований «Альтернатива», Андрей Чеботарев разделил казахстанские оппозиционные партии на три группы: лояльная оппозиция (партии «Ауыл», «Руханият» и Партия патриотов Казахстана), умеренная оппозиция (партии «Ак жол», «Адилет» и КНПК) и непримиримая оппозиция (ОСДП «Азат», Компартия Казахстана и НП «Алга»). При этом политолог отметил сильные и слабые стороны оппозиции. К первым он, в частности, отнес популярность и авторитет среди населения ее отдельных лидеров, относительно устойчивый характер деятельности большинства оппозиционных партий и сравнительно высокий организационный, кадровый и материальный потенциал.
- Говоря о слабостях оппозиции, я отмечу одно последствие (мне не известно, заметила ли это сама оппозиция), — продолжил
Далее эксперт обратил внимание на фактор, который способен, по его мнению, в скором будущем сыграть ключевую роль в жизни самой оппозиции. Речь идет об очередном электоральном цикле, связанном с предстоящими президентскими и парламентскими выборами.
- Но тут все будет зависеть от сценариев, какие могу быть выборы. Либо это будет совмещение президентских выборов с парламентскими путем проведения в один и тот же год —
Другой спикер — представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов — остановился на ошибках, которые, по его мнению, допускают оппозиционеры. Главная из них, считает он, заключается в том, что «они упускают Интернет».
- Извините, у нас уже два миллиона подключений к Интернету — два миллиона человек! Эти два миллиона человек — взрослые люди, у которых есть квартира, есть телефонный номер. Это избиратели. Нас всего в Казахстане 10 миллионов избирателей. Идите туда, развивайтесь! Но пока этого нет, пока этого не видно, — заявил он. — Вывод: в принципе, существующая работа оппозиционных партий, их технологии — нулевые. С ними невозможно выиграть вообще.
Флаг оппозиции — национализм?
Говоря о проблемах системного оппонирования казахстанской власти, руководитель сектора внутренней политики ИПР Максим Казначеев отметил, что социальная база казахстанской оппозиции на настоящий момент «потенциально огромна»:
- 46% населения в сельской местности при средней заработной плате в 38 тысяч тенге, далее — 5 миллионов внутренних мигрантов, далее — треть трудоспособного населения — самозанятые. Более того, в некоторых регионах доля самозанятого населения зашкаливает за 40%! И наконец традиционно социально незащищенные группы: пенсионеры — 1,5 миллиона, бюджетники — около миллиона и безработные — около полумиллиона.
Таким образом, вопрос расширения социальной базы — это всего лишь вопрос эффективности предвыборных технологий. Поэтому перед оппозицией, считает политолог, стоят две фундаментальные задачи: прорыв информационной блокады и обеспечение контроля за деятельностью участковых и окружных избирательных комиссий.
Вместе с тем, по его словам, оппозиция на сегодняшний день «идеологически уже оформлена». Идеологией оппозиции является... национализм. В доказательство своих слов политолог напомнил о бурной публичной дискуссии, развернувшейся после публикации Концепции национальной политики между властью в одной стороны и представителями оппозиции и
- Это, по сути, ревизия ценностей, на которых власть основывала государственное строительство на протяжении всех последних 20 лет. Когда оппозиция в союзе с
В этой связи задачей оппозиции является «формирование альтернативной политической повестки».
- Но наряду с определенными успехами оппозиции необходимо, конечно, говорить и об определенных проблемах. Проблема, которая вытекает из определения — оппозиционность как угроза ротации элит, — это проблема субъектности оппозиции. Невозможно участвовать в ротации элит, находясь вне бюрократической системы. И отсюда вытекает важное следствие, что все нынешние лидеры оппозиции, публичные лидеры оппозиции — это партийные менеджеры. Подлинные собственники оппозиционных партий находятся внутри бюрократического аппарата, — заявил он.
На взгляд
Косанов не останется без головы?
Заявление представителя ИПР о настоящих собственниках нынешних публичных лидеров оппозиции — партийных менеджеров очень заинтересовало присутствовавшего в зале президента фонда имени Болатхана Тайжана Мухтара Тайжана, который поинтересовался источниками происхождения заявленного.
Надо сказать, что на обсуждение этого вопроса ушло около часа. Дискуссия, возможно, продолжалась бы дальше, не останови ее генеральный директор Института политических решений Бахытжамал Бектурганова:
- Безусловно, он (Казначеев — авт.) озвучил то, что, так сказать, признается очень многими по умолчанию. И в силу разных обстоятельств он не может ответить на ваши вопросы прямо, но если вы меня попросите привести факты и если я начну приводить факты, то меня будет проще отстрелить оппозиции, чем дать возможность говорить.
Естественно, что в ходе обсуждения родился вполне логичный вопрос: почему казахстанские оппозиционные партии до сих пор не объединились в единую мощную организацию? Задал его на этот раз Андрей Чеботарев. В ответе Амиржан Косанов признался, что тому «есть разные причины, начиная от амбиций».
- Считаю, что прошлогоднее объединение двух партий ОСДП и «Азат» в единую организацию, создание института сопредседательства, единого президиума, политсовета, создание единых филиалов на местах, во всех областях (а эту работу мы практически закончили в течение полугода) говорит о том, что казахстанская оппозиция созрела для того, чтобы наши политики поступились своими амбициями и создали единую организацию, — все же отметил он.
Во всяком случае если будут объявлены выборы, то идти под одним флагом одной партии, утверждает
- Я считаю, что процесс идет, — подчеркнул он, говоря о возможности выдвижения единого кандидата в президенты от оппозиции, и клятвенно заверил всех собравшихся: — Хочу отдать свою голову на отсечение: народ Казахстана не будет уважать казахстанскую оппозицию, если мы на предстоящих президентских выборах не сможем выдвинуть единого кандидата.
0 коммент.:
Отправить комментарий