22.10.2010

Казахстан наступил на те же грабли

Вторая часть обзорной конференции ОБСЕ в Вене началась со скандала. Представителей туркменской оппозиции с легкой руки председательствующего Казахстана не пустили в первый день на пленарное заседание. 
 
Автор: Оксана МАКУШИНА
 
Этот факт получил немедленную и жесткую негативную оценку со стороны европейских и американских дипломатов.
Ситуация повторилась один в один с Варшавой. Казахстанским государственным чиновникам, видимо, нравится наступать на одни и те же грабли. Правда, если в стране к этому относятся с привычным пониманием, то в Европе выглядит такая позиция по меньшей мере странно. Так или иначе, вмешиваться в скандал пришлось генеральному секретарю ОБСЕ Марку Перрену де Бришамбо. И к концу второго дня Нурмухаммед Ханамов и Фарид Тухбатуллин все-таки на конференцию попали.
От Бонна до Маастрихта
Первая сессия второй части обзорной конференции называлась «От Бонна до Ма­ас­т­рихта и далее: адаптирование экономико-экологического измерения в деятельности ОБСЕ к новым вызовам». Речь шла о соблюдении принципов Боннского соглашения, которому в этом году исполнилось двадцать лет.
Бывший генеральный секретарь ОБСЕ Вильгельм Хойнк (1993—1996) в своем докладе сделал небольшой исторический экскурс на тему, как проходила Боннская конференция и об ее итоговом документе, который, по сути, стал историческим документом организации.
«В Бонне ОБСЕ стала платформой для создания новых парадигм, регулирующих экономику, экологическое сотрудничество в рамках ОБСЕ. Сейчас, накануне саммита в Астане, мы обязаны подвести некий итог того, что сделано. Достаточно ли делается ОБСЕ для прогресса», — сказал г-н Хойнк.
Кстати, он не преминул заметить, что требования кого-то не пускать из неправительственного сектора — это реликт, и как раз именно Боннская конференция двадцать лет назад положила начало активному участию НПО в деятельности ОБСЕ.
По словам спикера, «из 2100 участников 50% были представители НПО. Вклад негосударственного сектора был особенно полезен. Поэтому государственные участники приняли решение опубликовать дополнение к заключительному документу от НПО».
Выступавшие после бывшего генсекретаря ораторы были более дипломатичны и в целом ратовали за увеличение внимания к решению экономических и экологических вопросов в рамках ОБСЕ. На их фоне выступления казахстанской делегации из неправительственного сектора звучали достаточно жестко и прямо.

В продолжение воп­роса о роли неправительственного сектора по «второй корзине» выступил президент фонда «Гражданская активность» Муратбек Кетебаев. Он выразил озабоченность тем, что НПО оказались не допущены на заседание по «первой корзине» ОБСЕ — военно-политической и, отталкиваясь от темы сессии, обратил внимание участников на две угрозы, которые, на его взгляд, хорошо видны на примере Астаны.
Первая — это монополизм в политике, который наносит вред не только демократии, но и экономике. «И если для других стран региона рыночная экономика скорее дело будущего, то в Казахстане мы уже прошли пик развития рыночной экономики и последние несколько лет наблюдаем откат, — заметил Муратбек Кетебаев и сформулировал: — Это первая угроза — угроза со стороны политичес­кого монополизма».
Вторая — это нерыночная конкуренция за природные ресурсы. Речь идет, по его словам, о действиях государственных компаний того же Китая, которые купили несколько казахстанских месторождений нефти и газа за половину цены, а вторая половина пошла в карман коррумпированным чиновникам.
- Я хотел бы привлечь внимание участников мероприятия к заявлениям бывшего руководителя «БТА Банка» Мухтара Аблязова, который в начале этого года опуб­ликовал серию заявлений с приложением документов, в которых показал, как продавались казахстанские месторождения китайским инвесторам и как гигантские суммы, а это миллиарды долларов, уходили на счета коррумпированных чиновников, — пояснил свою обеспокоенность президент общест­венного фонда.
Пора раскрыть контракты
В свою очередь координатор ОО «Заман» Асель Нургазиева из Атырау в своем выступ­лении обратила внимание участников конференции на проб­лемы Прикаспийского региона. Если не будут предприняты своевременные меры, не будут раскрыты контракты с недропользователями, то при последствиях от техногенных аварий, которые, увы, неизбежны, и пример тому — разлив нефти в Мексиканском заливе, граждане Казахстана даже не будут знать, кому предъявлять претензии.

Опасения активистки из Атырау основаны на том, что в последнее время очень часто приходится сталкиваться с недобросовестным исполнением контрактных обязательств в области охраны окружающей среды со стороны добывающих компаний.
- Эти компании регулярно нарушают национальное законодательство и находятся под многомиллионными штрафами, что не мешает им через СМИ представлять себя лучшими экологическими компаниями, — поделилась своим опытом г-жа Нургазиева. — Это притом, что на первых этапах разработки месторождений инвесторы старались сохранить свой имидж.

Сейчас, по ее словам, контрактные обязательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды скрыты от общественности, что противоречит принципам прозрачности и нарушает права граждан к доступу к информации об экологической ситуации. Но нужно понимать, что в условиях мелководья Северного Каспия последствия техногенных аварий, подобно той, что произошла в Мексиканском заливе, будут более масштабными.
- Поэтому общест­венность Казахстана выступает за открытие контрактов недропользования. Каждый гражданин имеет право знать, что его ждет, за что отвечает Казахстан и какие обязательства лежат на инвесторе, — заявила в заключение своего выступления Асель Нургазиева.
Шокирующие цифры
В рамках обзорной конференции прошел «круглый стол», организатором которого выступил Фонд Сорос-Казахстан. Директор программы Kazakhstan Revenue Watch Антон Артемьев отметил, что организаторы считают необходимым включение EITI и вопросов прозрачности доходов в повестку ОБСЕ как организации.
Именно на прикладном характере и перспективе использования данной инициативы сделала акцент в своем выступлении на сайд-эвенте президент общественного фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова:
- Казахстан — это нефте­добывающая страна, в представлении многих — очень богатая страна. Но это взгляд со стороны. Если же обратиться к цифрам, то получается удивительная картина. Согласно данным открытых источников по добыче нефти в 2008—2009 годах баррелях на душу населения), в Великобритании добыто 9,32, в США — 10,02, России- 25,2, а в Казахстане — 34,43. Если эти показатели сравним с прожиточным минимумом, а это базовый индикатор заработной платы, пособий и пенсий, то картина прямо противоположная: Великобритания — $1100, США — $700, Россия — $175, Казахстан — $102. Получается, что сегодня Казахстан, будучи лидером по добыче нефти, имеет проблемы с решением социальных вопросов.

Это подтверждается результатами исследования, проведенного НПО, которое возглавляет г-жа Туменова. Только 10% пожилых людей считают, что они себе ни в чем не отказывают. Для 60% людей недоступны платные медицинские услуги. 80% недовольны качеством оказываемых медицинских услуг. 77% женщин считает, что им недоступны лекарственные средства из-за их дороговизны.
Поэтому Бахыт Туменова считает, что, говоря об инициативе EITI, нужно понимать, что речь идет не только об энергетической безопасности, но и о безопасности в плане социальных конфликтов. Цифры, которые ее НПО получило в результате опросов, говорят о нарастании ситуации конфликта, который может выйти из под контроля.
- Прозрачность — это и один из инструментов борьбы с коррупцией. Что мы имеем и куда оно уходит. Я вижу EITI как гибкий инструмент, который можно использовать в самых разных плоскос­тях, — отметила глава НПО в заключение.

У каждого свои заботы
Экономические преступления остаются головной болью для многих стран в мире. Однако те проблемы, с которыми сталкиваются в других странах, и то, что мы имеем у нас в Казахстане, — две большие разницы. Это было отчетливо видно в выступлениях спикеров на сессии, где обсуждались вопросы укрепления надлежащего управления, в том числе путем повышения транспарентности и борьбы с коррупцией.
Западные участники конференции были больше озабочены тем, что экономическое мошенничество особенно опасно в период, когда граждане столкнулись с последствиями кризиса, так как людям стало жить на порядок сложнее. И здесь, по их мнению, очень важна поддержка государства, которое должно использовать по максимуму все имеющиеся у него ресурсы.
Как сказала в своем выступлении Синтия Эферд, посол Соединенных Штатов, «эффективная борьба с коррупцией требует от государства серьезных усилии и на разных этапах. Внутри страны и за рубежом. Но в одиночку государству с этим не справиться, необходимо активное участие гражданского общества, активное взаимодействие со СМИ, без которых не удастся вскрыть и ликвидировать коррупцию в госорганах».
Отдельно г-жа Эферд обратила внимание на то, что в законодательстве должны быть прописаны не только вопросы прозрачности, но и вопросы борьбы с коррупцией, в частности в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях.
- Это как раз отрасли — локомотивы для мировой экономики, но очень часто они пронизаны коррупцией, которая лишает наших граждан возможности пользоваться их экономической деятельностью, — заметил г-жа Эферд.

От Астаны до Вены
Под аргументами посла США могут смело подписаться и граждане Казахстана, однако, как правильно заметил Муратбек Кетебаев, на пространстве ОБСЕ существует зона, где надлежащее государственное управление и проблема с коррупцией являются болезненными настолько, что превышают средний уровень примерно в десять раз:
- Это связано с тем, что на территории постсоветского пространства становление рыночной экономики проходило одновременно с процессом накопления первоначального капитала. И поскольку в наших странах гражданское общество, демократическая оппозиция, местное самоуправление слабо развиты, все это привело к тому, что коррупция на постсоветском пространстве стала системной. Т. е. она растет не снизу, она растет сверху — от первых лиц государства. Поэтому лечить коррупцию обычными мерами, которые применяются другими странами, в том числе США, и даже по примеру государств Восточной Европы практически невозможно.
В качестве иллюстрации к вышесказанному президент казахстанского фонда «Гражданская активность» привел три примера:
- Первое. Я уже рассказывал об операциях по продаже государственных активов нефтегазодобывающих компаний китайским инвесторам. Я еще раз привлекаю внимание к заявлениям Мухтара Аблязова относительно десятков операций, в ходе которых отдельные государственные чиновники, среди которых — средний зять президента Назарбаева, украли несколько миллиардов долларов, по оценке Аблязова. Кстати, деньги используются в том числе на приобретение недвижимости на просторах ОБСЕ.
Второе. Проблемы ненадлежащего госуправления и коррупции выражаются в последнем факте.
Недавно крупный акционер корпорации «Казахмыс», которая котируется в Лондоне, продал 11% своих акций. Мало того что наше государство купило эти акции на пике их стоимости, при этом не был уплачен подоходный налог. В результате в госбюджет страны не поступило около четверти миллиарда долларов.
Уровень коррупции настолько разросся, что докатился и до Вены, заметил г-н Кетебаев и в качестве третьего примера рассказал участникам конференции о публикациях портала «Рес­публика» — материалах о том, что у сына заместителя постоянного представителя Казахстана при ОБСЕ на счету его компании в банке HSBC находится 500 миллионов евро.

Кругом один лишь «Нур Отан»
В свою очередь Владимир Козлов свое выступление на тему коррупции построил на том, что в Казахстане непонятно, кто с кем борется.
- В Казахстане, где почти все чиновники — члены партии «Нур Отан», которую возглавляет президент и лидер нации, борьба с коррупцией является процессом малопонятным для общества. Парламент — «Нур Отан», правительство — «Нур Отан», государственные чиновники — «Нур Отан», а Комитет национальной безопасности и финансовая полиция, которым отведена роль борцов с коррупцией, подчиняются напрямую лидеру нации и того самого «Нур Отана». Другими словами, партия власти создает условия для процветания коррупции, ее представители занимаются коррупцией, но сам «Нур Отан» ее гневно осуждает и он же с ней непримиримо борется. Возможно, именно поэтому коррупция в Казахстане стала не только обыденной, но и системной данностью, — резюмировал лидер незарегистрированной партии «Алга».
...Кстати, опрос, проведенный в бизнес-сообществе Казахстана, о котором также говорили спикеры, дал весьма интересные результаты. Оказывается, все бизнесмены без исключения считают коррупцию полезной для бизнеса, потому что процедура согласований и деятельности бизнеса с точки зрения налогообложения и контроля со стороны государственных структур такова, что только коррупционные варианты решения проблем способны удержать бизнес в прибыльном поле. Что тут еще добавить?
Неожиданная инициатива
Рассмотреть вопрос вступления Казахстана в Совет Европы предложила странам — членам ОБСЕ Асель Нургазиева из Атырау. По ее мнению, это нужно для того, чтобы граждане Казахстана могли обращаться в Страсбургский суд.
- Будучи юристом с десятилетним стажем работы, я не со стороны знаю о том, как осуществляется правосудие у нас, в Казахстане. То, что вы слышали о громких процессах, является лишь вершиной айсберга, — сказала г-жа Нургазиева. — Вы, страны Европы, могли бы дать объективную правовую оценку отправлению правосудия в Казахстане и разделить ответственность за судьбы тех людей, которые на себе испытали систему правосудия в Казахстане.
Отсутствие возможности распоряжаться своими правами неминуемо ведет к экономической апатии, что в свою очередь приводит к апатии гражданской и политической — что мы и имеем сейчас в Казахстане. Такой пример «сообщения сосудов» корзин ОБСЕ «права человека» и «экономика» привел лидер находящейся в процессе ре­гистрации пар­тии «Алга» Владимир Козлов. По его мнению, «никакие усилия ОБСЕ не имеют значения, если они не на­правлены в сто­рону интересов граждан и их прав», и «никакие успехи экономики не имеют права на существование, если они ведут к ухудшению эко­логии». Политик считает очевидной зависимость между правами человека, эконо­ми­кой и безо­пасностью, в связи с чем предлагает рассмотреть эти корзины в новом качестве.
Источник: Газета "Голос Республики" №36 (167) от 22 октября 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий