01.11.2010

Лучше уж сократить прокуроров, чем судей

С сегодняшнего дня указом президента о сокращении госслужащих на 15 процентов предусмотрено упразднение около 400 судейских должностей. 
 
Автор: Сергей УТКИН
 
Однако специальный конституционный закон не позволяет увольнять судей в связи с сокращением штатов.
Видимо, авторы президентского указа о сокращении отнеслись к судьям как к обыкновенным госслужащим, запамятовав, что освобождение от должностей и прекращение полномочий судей возможно исключительно по основаниям, предусмотренным Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Так вот, если упразднение суда в целом является таким основанием, то упразднение должности отдельного судьи в связи с сокращением численности или штата — не может повлечь прекращение полномочий судьи.
Однако, насколько нам известно, уже во всех областных судах обсудили и утвердили списки сокращаемых судей. А на прошлой неделе эти списки были одобрены Высшим судебным советом. Сейчас не стоит говорить о том, что под сокращение в нашей стране наверняка попадут судьи, которые просто не нравятся начальству. Не потому, что разгильдяи или коррупционеры, а потому, что когда-то посмели ослушаться. Ведь в наших судах принято, что председатель — это царь и бог. Поэтому система уже много лет игнорирует предложение избирать председателей тайным голосованием судей сроком на один год без права переизбрания на второй срок подряд. Сделать судей действительно независимыми от председателей судов и коллегий — это в значительной степени потерять управление заказными судебными решениями, чего позволить себе наша власть не может.
Кроме того, сокращение численности судей — решение явно непродуманное. Судьи непосредственно решают проблемы граждан. Как решают и почему именно так — вопрос другой. Но то, что именно в суде можно действительно попробовать решить проблему — это факт. Была бы моя воля — сократил бы, например, прокуратуру — раза в два или даже в три. Все равно от прокуроров в большей части — никакой пользы. В суде, благодаря принятым во всем мире процедурам, гражданин может разобраться в проблеме, может получить доступ к документам, узнать доводы противоположной стороны и т.д. А прокуроры, как правило, после получения заявления, 30 дней бьют баклуши, а затем «рожают» отписку, в которой говорится, что гражданин имеет право обратиться в суд. И получить доступ к материалам проверки, чтобы посмотреть, чем же занимался 30 дней прокурор — практически невозможно.
Но сейчас интересно другое. На какую же норму закона сошлется президент в своем указе об увольнении сокращаемых судей? На мой взгляд, есть всего два варианта: 1) тупо сослаться исключительно на свой предыдущий указ о сокращении госслужащих, демонстративно игнорируя положения конституционного закона; 2) «по понятиям» заставить всех сокращаемых судей подать заявления по собственному желанию. Что выберет президент — увидим уже буквально завтра-послезавтра.
Хотя понятно, что оба варианта — дикие. Оба варианта наглядно продемонстрируют, чего стоит независимость судебной власти в Казахстане на самом деле. И если у нас судьи на положении бесправных рабов, то что говорить об остальных гражданах?

0 коммент.:

Отправить комментарий