15.11.2010

Статья УК – взяточникам в помощь?

Бизнес-ассоциации Казахстана просят правительство и парламент страны исключить из Уголовного кодекса статью, наказывающую за лжепредпринимательство. 
 
Автор: Открытое обращение
 
Именно эта статья, по мнению бизнесменов, может широко трактоваться силовиками и, следовательно, создает условия для коррупции.
Правительству и Парламенту Республики Казахстан
Обращение ведущих объединений предпринимателей страны
Как известно, в Казахстане из года в год предпринимаются шаги по снижению административных барьеров и давлению на бизнес. Одной из важных составляющих этого процесса является гуманизация и декриминализация законодательства в сфере экономических правонарушений.
Необходимость реформ в этой сфере неоднократно подчеркивалась Главой государства: так, 17 августа 2010 года Президент Н.А. Назарбаев подписал Указ «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы», направленный на декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в том числе в экономической сфере. Актуальность гуманизации законодательства была подчеркнута Президентом страны также и на открытии сессии Парламента 1 сентября текущего года.
Во исполнение данных поручений Правительство Республики 29 октября 2010 года внесло на рассмотрение Парламента проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе».
В период разработки данного законопроекта Президиумом Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» также был подготовлен пакет инициативных предложений по декриминализации нарушений в сфере предпринимательства. Данный пакет включает в себя такие инициативы, как:
- полная декриминализация (исключение уголовной ответственности) за преступления небольшой и средней тяжести (21 состав экономических преступлений из 77, предусмотренных действующим Уголовным кодексом);
- замена лишения свободы по таким преступлениям на обязанность возмещения нанесенного ущерба в двойном размере;
- отказ от принципа преюдикции путем перевода ответственности за подобные нарушения из уголовной в административную сферу;
- постановка на утрату ст.192 «Лжепредпринимательство», по неправомерному применению которой поступает огромное число жалоб от предпринимателей, и т.д.
Указанные предложения были обсуждены на рабочей группе Единого координационного совета, итоги обсуждения доложены на заседании Правительства. Группой депутатов Парламента в рамках обсуждения правительственного законопроекта внесены поправки, вытекающие из предложений бизнес-сообщества.
Однако, так как эти предложения выходят за рамки правительственного проекта, рабочей группой Мажилиса они направлены на рассмотрение Правительства.
В этой связи мы, представители ведущих объединений предпринимателей страны, обращаемся к Правительству и Парламенту с просьбой учесть наше мнение при принятии указанного законопроекта.
В частности, в ходе обсуждения инициативы по исключению из УК РК ст.192 «Лжепредпринимательство» и рабочая группа Генеральной прокуратуры, и рабочая группа Мажилиса Парламента согласились, что практически весь состав этой статьи подпадает под преступления, охватываемые другими статьями Уголовного кодекса: ст.ст.190 (Незаконное предпринимательство), 192—1 (Совершение сделок без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность), 193 (Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем), 221 (Уклонение гражданина от уплаты налога и других обязательных платежей в бюджет), 222 (Уклонение от уплаты налога и других обязательных платежей в бюджет с организаций) и т.д..
Таким образом, данная статья лишь дублирует существующие положения и не несет какой-либо самостоятельной задачи.
Между тем благодаря ее наличию у правоохранительных органов имеется возможность расширительного толкования и привлечения к уголовной ответственности предпринимателей, по обвинению которых недостаточно прямых доказательств в конкретных правонарушениях. Это нередко создает условия для неправомерных и коррупционных действий в отношении добросовестных предпринимателей.
Единственный повод, на который ссылаются противники отмены данной статьи, заключается в якобы «затратности» такого решения для бюджета.
Однако необходимо отметить, что механизм компенсации затрат, возникающих в случае перерасчета санкций, взысканных с добросовестных предпринимателей, уже отработан и согласован с Правительством и Налоговым комитетом в рамках налогового законодательства.
Что касается лиц, осужденных собственно за преступления, связанные с лжепредпринимательством, то по ним вопрос компенсации затрат не возникнет, так как в каждом конкретном случае то или иное лицо помимо «лжепредпринимательства» привлекалось к ответственности за конкретные составы преступлений, предусмотренные соответствующими статьями УК (190, 192—1, 193, 221, 222 и др.).
Таким образом, есть все основания говорить об отсутствии реальных аргументов против отмены данной пресловутой статьи. Тем более что ее действие используется и для наказания невиновных лиц в лице добросовестных контрпартнеров лжепредприятий, которые в автоматическом режиме подвергаются финансовым санкциям. Так, если собственно «лжепредприятиями» было признано около 600 субъектов, то финансовые санкции за сделки с ними понесли около 15 тысяч предприятий, которых ни один суд не признавал виновными.
Это — прямое нарушение основного принципа правосудия: наличия личной и доказанной судом вины при назначении наказания.
Исправление данного положения через отмену ст.192 Уголовного кодекса окажет самое позитивное влияние на бизнес-климат и предпринимательское движение в стране.
Не менее убедительные аргументы имеются и по всему комплексу предложенных нами поправок.
На основании вышеизложенного убедительно просим Вас поддержать внесенные поправки и защитить законные интересы добросовестных предпринимателей.
С уважением,
Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» . Перуашев)
Форум предпринимателей Казахстана . Баталов)
Торгово-промышленная палата Казахстана . Кожасбай)
Союз пищевой промышленности Казахстана . Попелюшко)
Союз строителей Казахстана . Ергалиев)
Ассоциация предприятий торговли Казахстана . Ажибаева)
Казахстанская Электроэнергетическая Ассоциация . Уразалинов)
Зерновой Союз Казахстана . Дуйсебаев)
Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана . Глухов)
Союз птицеводов Казахстана . Шарипов)
Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК (М. Глухов)
Ассоциация междугородних пассажирских автобусных перевозчиков и автовокзалов РК (В. Когай)
Ассоциация автодорожников Казахстана . Давыденко)
Республиканская Ассоциация горонодобывающих и горнометаллургических предприятий Казахстана . Радостовец)
Союз машиностроителей Казахстана . Кажкенов)
Мясной Союз Казахстана . Иса)
Ассоциация предприятий легкой промышленности Республики Казахстан . Худова)
Ассоциация «Фарммединдустрия Казахстана» . Султанов)
Евразийская Ассоциация предпринимателей . Алдангаров)
Ассоциация «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» . Макалкин)
Союз зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана . Ган)
Союз фермеров Казахстана . Даринов)
Северо-Казахстанская Ассоциация строителей . Астафьев)
Восточно-Казахстанкая Ассоциация «Союз промышленников и предпринимателей» . Швайченко)
Интернет Ассоциация Казахстана . Сабиров)

0 коммент.:

Отправить комментарий