Бизнес-ассоциации Казахстана просят правительство и парламент страны исключить из Уголовного кодекса статью, наказывающую за лжепредпринимательство.
Автор: Открытое обращение
Именно эта статья, по мнению бизнесменов, может широко трактоваться силовиками и, следовательно, создает условия для коррупции.
Правительству и Парламенту Республики Казахстан
Обращение ведущих объединений предпринимателей страны
Как известно, в Казахстане из года в год предпринимаются шаги по снижению административных барьеров и давлению на бизнес. Одной из важных составляющих этого процесса является гуманизация и декриминализация законодательства в сфере экономических правонарушений.
Необходимость реформ в этой сфере неоднократно подчеркивалась Главой государства: так, 17 августа 2010 года Президент Н.А. Назарбаев подписал Указ «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы», направленный на декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в том числе в экономической сфере. Актуальность гуманизации законодательства была подчеркнута Президентом страны также и на открытии сессии Парламента 1 сентября текущего года.
Во исполнение данных поручений Правительство Республики 29 октября 2010 года внесло на рассмотрение Парламента проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе».
В период разработки данного законопроекта Президиумом Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» также был подготовлен пакет инициативных предложений по декриминализации нарушений в сфере предпринимательства. Данный пакет включает в себя такие инициативы, как:
- полная декриминализация (исключение уголовной ответственности) за преступления небольшой и средней тяжести (21 состав экономических преступлений из 77, предусмотренных действующим Уголовным кодексом);
- замена лишения свободы по таким преступлениям на обязанность возмещения нанесенного ущерба в двойном размере;
- отказ от принципа преюдикции путем перевода ответственности за подобные нарушения из уголовной в административную сферу;
- постановка на утрату ст.192 «Лжепредпринимательство», по неправомерному применению которой поступает огромное число жалоб от предпринимателей, и т.д.
Указанные предложения были обсуждены на рабочей группе Единого координационного совета, итоги обсуждения доложены на заседании Правительства. Группой депутатов Парламента в рамках обсуждения правительственного законопроекта внесены поправки, вытекающие из предложенийбизнес-сообщества .
Однако, так как эти предложения выходят за рамки правительственного проекта, рабочей группой Мажилиса они направлены на рассмотрение Правительства.
В этой связи мы, представители ведущих объединений предпринимателей страны, обращаемся к Правительству и Парламенту с просьбой учесть наше мнение при принятии указанного законопроекта.
В частности, в ходе обсуждения инициативы по исключению из УК РК ст.192 «Лжепредпринимательство» и рабочая группа Генеральной прокуратуры, и рабочая группа Мажилиса Парламента согласились, что практически весь состав этой статьи подпадает под преступления, охватываемые другими статьями Уголовного кодекса: ст.ст.190 (Незаконное предпринимательство), 192—1 (Совершение сделок без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность), 193 (Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем), 221 (Уклонение гражданина от уплаты налога и других обязательных платежей в бюджет), 222 (Уклонение от уплаты налога и других обязательных платежей в бюджет с организаций) и т.д..
Таким образом, данная статья лишь дублирует существующие положения и не несеткакой-либо самостоятельной задачи.
Между тем благодаря ее наличию у правоохранительных органов имеется возможность расширительного толкования и привлечения к уголовной ответственности предпринимателей, по обвинению которых недостаточно прямых доказательств в конкретных правонарушениях. Это нередко создает условия для неправомерных и коррупционных действий в отношении добросовестных предпринимателей.
Единственный повод, на который ссылаются противники отмены данной статьи, заключается в якобы «затратности» такого решения для бюджета.
Однако необходимо отметить, что механизм компенсации затрат, возникающих в случае перерасчета санкций, взысканных с добросовестных предпринимателей, уже отработан и согласован с Правительством и Налоговым комитетом в рамках налогового законодательства.
Что касается лиц, осужденных собственно за преступления, связанные с лжепредпринимательством, то по ним вопрос компенсации затрат не возникнет, так как в каждом конкретном случае то или иное лицо помимо «лжепредпринимательства» привлекалось к ответственности за конкретные составы преступлений, предусмотренные соответствующими статьями УК (190, 192—1, 193, 221, 222 и др.).
Таким образом, есть все основания говорить об отсутствии реальных аргументов против отмены данной пресловутой статьи. Тем более что ее действие используется и для наказания невиновных лиц в лице добросовестных контрпартнеров лжепредприятий, которые в автоматическом режиме подвергаются финансовым санкциям. Так, если собственно «лжепредприятиями» было признано около 600 субъектов, то финансовые санкции за сделки с ними понесли около 15 тысяч предприятий, которых ни один суд не признавал виновными.
Это — прямое нарушение основного принципа правосудия: наличия личной и доказанной судом вины при назначении наказания.
Исправление данного положения через отмену ст.192 Уголовного кодекса окажет самое позитивное влияние набизнес-климат и предпринимательское движение в стране.
Не менее убедительные аргументы имеются и по всему комплексу предложенных нами поправок.
На основании вышеизложенного убедительно просим Вас поддержать внесенные поправки и защитить законные интересы добросовестных предпринимателей.
С уважением,
Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» (А. Перуашев)
Форум предпринимателей Казахстана (Р. Баталов)
Торгово-промышленная палата Казахстана (Е. Кожасбай)
Союз пищевой промышленности Казахстана (А. Попелюшко)
Союз строителей Казахстана (Т. Ергалиев)
Ассоциация предприятий торговли Казахстана (Ж. Ажибаева)
Казахстанская Электроэнергетическая Ассоциация (Ш. Уразалинов)
Зерновой Союз Казахстана (М. Дуйсебаев)
Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана (А. Глухов)
Союз птицеводов Казахстана (Р. Шарипов)
Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК (М. Глухов)
Ассоциация междугородних пассажирских автобусных перевозчиков и автовокзалов РК (В. Когай)
Ассоциация автодорожников Казахстана (П. Давыденко)
Республиканская Ассоциация горонодобывающих и горнометаллургических предприятий Казахстана (Н. Радостовец)
Союз машиностроителей Казахстана (А. Кажкенов)
Мясной Союз Казахстана (А. Иса)
Ассоциация предприятий легкой промышленности Республики Казахстан (Л. Худова)
Ассоциация «Фарммединдустрия Казахстана» (С. Султанов)
Евразийская Ассоциация предпринимателей (Ж. Алдангаров)
Ассоциация «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» (В. Макалкин)
Союз зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана (Е. Ган)
Союз фермеров Казахстана (А. Даринов)
Северо-Казахстанская Ассоциация строителей (Г. Астафьев)
Восточно-Казахстанкая Ассоциация «Союз промышленников и предпринимателей» (Ю. Швайченко)
Интернет Ассоциация Казахстана (Ш. Сабиров)
Обращение ведущих объединений предпринимателей страны
Как известно, в Казахстане из года в год предпринимаются шаги по снижению административных барьеров и давлению на бизнес. Одной из важных составляющих этого процесса является гуманизация и декриминализация законодательства в сфере экономических правонарушений.
Необходимость реформ в этой сфере неоднократно подчеркивалась Главой государства: так, 17 августа 2010 года Президент Н.А. Назарбаев подписал Указ «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы», направленный на декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в том числе в экономической сфере. Актуальность гуманизации законодательства была подчеркнута Президентом страны также и на открытии сессии Парламента 1 сентября текущего года.
Во исполнение данных поручений Правительство Республики 29 октября 2010 года внесло на рассмотрение Парламента проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе».
В период разработки данного законопроекта Президиумом Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» также был подготовлен пакет инициативных предложений по декриминализации нарушений в сфере предпринимательства. Данный пакет включает в себя такие инициативы, как:
- полная декриминализация (исключение уголовной ответственности) за преступления небольшой и средней тяжести (21 состав экономических преступлений из 77, предусмотренных действующим Уголовным кодексом);
- замена лишения свободы по таким преступлениям на обязанность возмещения нанесенного ущерба в двойном размере;
- отказ от принципа преюдикции путем перевода ответственности за подобные нарушения из уголовной в административную сферу;
- постановка на утрату ст.192 «Лжепредпринимательство», по неправомерному применению которой поступает огромное число жалоб от предпринимателей, и т.д.
Указанные предложения были обсуждены на рабочей группе Единого координационного совета, итоги обсуждения доложены на заседании Правительства. Группой депутатов Парламента в рамках обсуждения правительственного законопроекта внесены поправки, вытекающие из предложений
Однако, так как эти предложения выходят за рамки правительственного проекта, рабочей группой Мажилиса они направлены на рассмотрение Правительства.
В этой связи мы, представители ведущих объединений предпринимателей страны, обращаемся к Правительству и Парламенту с просьбой учесть наше мнение при принятии указанного законопроекта.
В частности, в ходе обсуждения инициативы по исключению из УК РК ст.192 «Лжепредпринимательство» и рабочая группа Генеральной прокуратуры, и рабочая группа Мажилиса Парламента согласились, что практически весь состав этой статьи подпадает под преступления, охватываемые другими статьями Уголовного кодекса: ст.ст.190 (Незаконное предпринимательство), 192—1 (Совершение сделок без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность), 193 (Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем), 221 (Уклонение гражданина от уплаты налога и других обязательных платежей в бюджет), 222 (Уклонение от уплаты налога и других обязательных платежей в бюджет с организаций) и т.д..
Таким образом, данная статья лишь дублирует существующие положения и не несет
Между тем благодаря ее наличию у правоохранительных органов имеется возможность расширительного толкования и привлечения к уголовной ответственности предпринимателей, по обвинению которых недостаточно прямых доказательств в конкретных правонарушениях. Это нередко создает условия для неправомерных и коррупционных действий в отношении добросовестных предпринимателей.
Единственный повод, на который ссылаются противники отмены данной статьи, заключается в якобы «затратности» такого решения для бюджета.
Однако необходимо отметить, что механизм компенсации затрат, возникающих в случае перерасчета санкций, взысканных с добросовестных предпринимателей, уже отработан и согласован с Правительством и Налоговым комитетом в рамках налогового законодательства.
Что касается лиц, осужденных собственно за преступления, связанные с лжепредпринимательством, то по ним вопрос компенсации затрат не возникнет, так как в каждом конкретном случае то или иное лицо помимо «лжепредпринимательства» привлекалось к ответственности за конкретные составы преступлений, предусмотренные соответствующими статьями УК (190, 192—1, 193, 221, 222 и др.).
Таким образом, есть все основания говорить об отсутствии реальных аргументов против отмены данной пресловутой статьи. Тем более что ее действие используется и для наказания невиновных лиц в лице добросовестных контрпартнеров лжепредприятий, которые в автоматическом режиме подвергаются финансовым санкциям. Так, если собственно «лжепредприятиями» было признано около 600 субъектов, то финансовые санкции за сделки с ними понесли около 15 тысяч предприятий, которых ни один суд не признавал виновными.
Это — прямое нарушение основного принципа правосудия: наличия личной и доказанной судом вины при назначении наказания.
Исправление данного положения через отмену ст.192 Уголовного кодекса окажет самое позитивное влияние на
Не менее убедительные аргументы имеются и по всему комплексу предложенных нами поправок.
На основании вышеизложенного убедительно просим Вас поддержать внесенные поправки и защитить законные интересы добросовестных предпринимателей.
С уважением,
Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» (А. Перуашев)
Форум предпринимателей Казахстана (Р. Баталов)
Союз пищевой промышленности Казахстана (А. Попелюшко)
Союз строителей Казахстана (Т. Ергалиев)
Ассоциация предприятий торговли Казахстана (Ж. Ажибаева)
Казахстанская Электроэнергетическая Ассоциация (Ш. Уразалинов)
Зерновой Союз Казахстана (М. Дуйсебаев)
Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана (А. Глухов)
Союз птицеводов Казахстана (Р. Шарипов)
Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК (М. Глухов)
Ассоциация междугородних пассажирских автобусных перевозчиков и автовокзалов РК (В. Когай)
Ассоциация автодорожников Казахстана (П. Давыденко)
Республиканская Ассоциация горонодобывающих и горнометаллургических предприятий Казахстана (Н. Радостовец)
Союз машиностроителей Казахстана (А. Кажкенов)
Мясной Союз Казахстана (А. Иса)
Ассоциация предприятий легкой промышленности Республики Казахстан (Л. Худова)
Ассоциация «Фарммединдустрия Казахстана» (С. Султанов)
Евразийская Ассоциация предпринимателей (Ж. Алдангаров)
Ассоциация «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» (В. Макалкин)
Союз зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана (Е. Ган)
Союз фермеров Казахстана (А. Даринов)
Интернет Ассоциация Казахстана (Ш. Сабиров)
0 коммент.:
Отправить комментарий