22.12.2010

Смешно, безрассудно, нелепо

Адвокат Евгений Танков - личность известная не только в Караганде, но и далеко за ее пределами. 
 
Автор: Дана МЕНДЫБАЕВА
 
Для коллег он – человек-загадка, для неискушенных обывателей – «городской сумасшедший», а для чиновников - не проходящая головная боль. С одной стороны, Танков - преуспевающий юрист, с другой - эксцентрик и провокатор.
Он предстает в разных амплуа: адвокат, перформансист, поэт, многократный призер соревнований по боям без правил. Сам Танков главным из них считает должность Великого магистра Ордена сумасбродствующих нелепократов — созданной им организации, которую никак не хотят регистрировать местные власти. Основные цели и задачи ордена, как говорит юрист, — тотальная нелепократизация универсума и, естественно, мировое господство.
Общаясь с магистром, сложно понять, когда он серьезен, а когда потешается над собеседником. Между тем за образом эпатажного чудака скрывается утонченный интеллектуал, который считает своими духовными отцами Фридриха Ницше и Жиля Делеза.
- В свое время вы потрясли общественность многими необычными акциями и перформансами. СМИ перемывали вам косточки. Вспомнить хотя бы создание Правил содержания депутатов в городе Караганде или вызов в суд в качестве свидетеля покойного кардинала Ришелье. Что это — сознательный самопиар или вы по-другому не можете?
- Специально, целенаправленно я над созданием образа не работал. Все выстраивается органично. В этой связи можно вспомнить мое первое появление в медийном пространстве. Это 2004 год, когда проводился конкурс имени Касыма Аманжолова среди местных поэтов. Организатором выступил Департамент внутренней политики области. Мы с друзьями подали множество заявок и представили в качестве своих произведений на суд жюри стихотворения Борхеса, Набокова и других небезызвестных авторов. Надо сказать, что мы собрали большинство призов, жюри не почувствовало подвоха. Каждый раз, когда победителем объявлялся кто-то из «наших», на сцену выходил я. Потом был крупный скандал. Вот это первое мое появление в СМИ. Здесь была и юридическая составляющая: я просчитал, что мне там предъявить что-либо будет затруднительно. Хотя за последние годы сделать это пытались неоднократно, но ничего не вышло. Было и уголовное дело, связанное с Правилами содержания депутатов в городе Караганде, и административное — за вызов в качестве свидетеля кардинала Ришелье. Но в итоге у чиновников ничего не получилось.
- Несмотря на неоднозначный образ, вы тем не менее выигрывали в суде крупные дела. Какие из них можете выделить?
- Из последних — судебное дело против клиники им. Макажанова, где ребенку поставили диагноз: болезнь Партеса. В итоге выяснилось, что у мальчика туберкулез кости (одна нога стала короче другой). Мы выиграли дело, клинику обязали выплатить компенсацию в 700 000 тенге. По этому делу высказывался еще экс-министр здравоохранения Доскалиев, обещал разобраться. По делу Келеева — мальчика, потерявшего обе руки в трансформаторной будке, — сторона ответчика пошла на мировую и выплатила пять миллионов тенге.
- С одной стороны, вы серьезный юрист, с другой — перформансист. Не возникает внутренних конфликтов?
- Не возникает. Это своего рода юридическое творчество. Я сумел за эти годы себя так позиционировать, что мне не нужно перед кем-либо выслуживаться, встраивать себя в систему стереотипов, носить галстук к примеру. Я могу себе позволить отпустить косичку, фиолетовую бороду. Кстати, фиолетовый — официальный цвет Ордена сумасбродствующих нелепократов.
- Какова же все-таки цель всех ваших неординарных акций и перформансов?
- В каждом отдельном случае цель своя. Но в итоге все это соответствует идеологии ордена. Потому что один из принципов, которым я руководствовался при его создании, это тезис о том, что бытие и мир оправданны во вселенной только как эстетический феномен, как писал Ницше.
- Значит, цели чисто эстетические? А как же общественно-политические, морально-нравственные задачи?
- Ну, если взять создание Правил содержания депутатов в городе Караганде, они были придуманы после того, как появились абсурдные Правила содержания животных в городе Караганде, следуя которым пришлось бы, к примеру, чипизировать пчел и аквариумных рыбок. После того как я обнародовал свои правила, а также указания депутатам городского маслихата по внесению изменений в Правила содержания животных, они все же были изменены, то есть депутаты выполнили мои указания. Можно вспомнить еще один перформанс — открытие ресторана «1 000 цветков графа Потемкина», когда я открывал несуществующий ресторан в недостроенном элитном жилом комплексе. По документам, подписанным бывшим акимом города Исламом Тогайбаевым, комплекс был достроен и в нем даже были подземный автопаркинг, ресторан и степ-школа. Как известно, вскоре после этого Ислам Тогайбаев был снят с должности.
- По сути вы оппозиционер, но не состоите ни в одной из существующих партий. Вы считаете, что наша оппозиция что-то делает не так?
- Она пытается играть на чужом поле по своим правилам. А я за счет своих действий создаю иной контекст. Используя юмор, поворачиваю ситуацию в другую сторону. Зачастую удается добиться эффекта, который является побочным. Опять же, как в случае с увольнением Тогайбаева, внесением изменений в Правила содержания животных.
- Вы не раз выражали свое критическое отношению к существующему государственному строю. Можете сформулировать свое отношение к нему?
- Я стараюсь дестабилизировать существующую ситуацию, по мере возможности, конечно. Я думаю, что государственность в том виде, в каком она существует в настоящий момент, благодаря мне в ближайшее время перестанет существовать.
- Это же не призыв к свержению существующего государственного строя?
- Ни в коем случае! Это я как юрист вам говорю.

Источник: Деловая газета "Взгляд" №46 (182) от 22 декабря 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий