17.01.2011

Стул зашатался как в 1995 году?

Республиканский референдум о продлении президентских полномочий Назарбаева до 2020 года, на котором настаивают парламент и инициативная группа граждан, якобы собравшая почти пять миллионов подписей казахстанцев в поддержку своего предложения, заставили нас вспомнить об аналогичном мероприятии, случившемся в апреле 1995 года. 
 
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
 
Напомним коротко о том референдуме, поскольку с тех пор прошло 16 нелегких лет, которые унесли из памяти многие подробности одного из самых сложных, бурных и напряженных периодов в отечественной истории. Назарбаев тогда не только  получил дополнительные полномочия, но и право править до 2000 года, хотя по Конституции следующие выборы главы государства должны были состояться в 1996 году.
 Апрельский референдум 1995 года проходил на фоне конституционного кризиса, начавшегося с противостояния парламента и главы государства в 1993 году,  в ходе которого Назарбаевым фактически были разогнаны два состава высшего представительного и законодательного органа страны. Завершился этот конституционный кризис принятием «назарбаевской» Конституции на республиканском референдуме в августе 1995 года.
Надо отметить, что апрельский 1995 года референдум был проведен в нарушение действовавшего тогда Основного закона страны. Конституция 1993 года гласила, что президент республики сохраняет свои полномочия до очередных президентских выборов (статья 10 "Переходных положений"), которые должны были согласно статье 116, состояться в первое воскресенье декабря 1996 года.
Тогда для легитимизации референдума, юридической и политической,  Назарбаев использовал созданную им же Ассамблею народов Казахстана (АНК). Предполагалось, что этот консультативно-совещательный орган будет заниматься в основном вопросами межнационального согласия. Но это не остановило президента, и АНК на своей первой сессии 24 марта 1995 года рассмотрела чисто политический вопрос и порекомендовала Назарбаеву провести республиканский референдум по продлению своих полномочий.
Однако Конституция Республики Казахстан 1993 года не давала подобные полномочия консультативно-совещательному органу. Кроме того, согласно пункту 7 статьи 78 тогдашнего Основного закона, президент мог принять решение о проведении референдума только после консультаций с Верховным Советом, которого на тот момент уже не существовало.
 Что же касается закона "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий" от 10.12.1993 года то его конституционность весьма сомнительно, но это уже другая тема. 
Возвращаясь к Ассамблее народов Казахстана нужно отметить, что это орган согласно положению о ней формировался самим президентом и был фактически столь же ручным как нынешний парламент.
 Не будем вспоминать, как проводился апрельский 1995 года референдум о продлении президентских полномочий Назарбаева до 2000 года. Нарушений  хватало с избытком, но, как обычно, исполнительная вертикаль не просто игнорировала их, она их сама творила с большим энтузиазмом и заинтересованностью. Главное другое — апрельский референдум 1995 года, как и предстоящий республиканский плебисцит этого года, были незаконными, поскольку грубо нарушали основные принципы Конституции страны, в частности право граждан быть избранным президентом республики.
А ведь в статье 3 Конституционного закона о референдуме подчеркивается, что предметом референдума не могут быть вопросы, которые влекут «нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина». В число которых согласно статье 33 Конституции входит право избирать и быть избранными в органы государственной власти. А статья 4 Конституционного закона о выборах говорит, что гражданин РК имеет право «быть избранным Президентом Республики Казахстан».
К тому же в Конституции и законе о выборах не предусмотрены выборы президента на референдуме или продления на них же его полномочий. Президент может быть избран или перевыбран только через механизм всеобщих, прямых, тайных выборов.
 Получается, что, сконцентрировав после разгона двух составов Парламента и проведения неконституционного референдума в 1995 году всю полноту власти в своих руках, Назарбаев в 2011 году снова прибегает к тому же трюку. Спрашивается, почему? Неужели ситуация в стране сегодня так же плоха, как восемнадцать или шестнадцать лет назад? Или просто стул под лидером нации  сильно зашатался?
 Чтобы узнать более подробно про тот первый референдум, мы рекомендуем читателям прочитать статью политолога Андрея Чеботарева, написанную еще в 2003 году — читайте по ссылке https://respublikas.info/001/http://www.respublika-kz.info/news/politics/12666/.

0 коммент.:

Отправить комментарий