11.02.2011

«Канатка» на Медеу – качели над пропастью?

В Интернете появилось видео, запечатлевшее «чудеса на виражах», – раскачивание гондол во время движения на новой канатной дороге Медеу – Шымбулак. 
 
Автор: Ирина МЕДНИКОВА
 
Комментаторы, среди которых, если верить авторам, есть и инженеры проекта, советуют не гнаться за удовольствием прокатиться над землей, если жизнь дорога. Представители застройщика, напротив, уверяют, что раскачивание гондол – штатная ситуация, а дорога прошла самую строгую сертификацию.
Видеосюжет, выложенный в Сети, показывает, как при движении канатной дороги тросы встречных полос начинают раскачиваться вверх-вниз с амплитудой не менее чем шесть метров. Кабинки летают над горной пропастью в 150 метров, и остается только представить, что ощущают люди, находящиеся внутри.
Желудок в горле
Ролик собрал полсотни комментариев на портале Zakon.kz — кто-то из пользователей сам попал в такую «раскачку», кто-то пояснил, что цемент в основании опор дороги некачественный, кто-то заметил, что опоры вообще стоят на обрывах и глиняных склонах и при потеплении могут поехать вниз.
«В субботу, 22 января, пригласили на новом фуникулере на халяву проехаться на Чимбулак, фуникулер чуть ниже Медео, новый, красивый, все сделано и вылизано в преддверии Азиады, — пишет на ресурсе Zakon.kz гость под ником Вася, — на Чимбулаке обещали шведский стол и всякую тусовку... ну, короче, сели мы, 6 человек, в кабинку, едем, едем и, не доезжая плотины, тормозим и висим минут пять... так мало того что встали — нас начало вверх-вниз качать, метров 10 амплитуда была, желудок к горлу подступал...»
Развитием горнолыжных курортов «Медеу» и «Шымбулак» в преддверии Азиатских игр занимались подрядчики и дочерние предприятия компании Capital Partners — Medeu Development и Chimbulak Development. За комментариями мы обратились к генеральному директору «Чимбулак Девелопмент» Ержану Еркенбаеву.
- Я этот видеоролик видел, это был момент испытаний, — пояснил он. — После того как мы построили гондольную дорогу, долгое время испытывали на разные комбинации, которые в реальной жизни могут и не произойти никогда, их вероятность очень мала, но мы пробовали. Чтобы было обывателям понятно, на линии в 4 кабинки загружается определенное количество людей, допустим, по 6, и эти кабинки идут одна за другой, и при определенной скорости отключается электроэнергия, не срабатывает дизель-генератор и происходит экстренное торможение, и действительно возникает амплитуда раскачки 6 метров.
Мы поинтересовались: знали ли пассажиры, которые ехали в кабинках, о том, что будет тестирование с раскачкой? Однако собеседник уверил нас, что «на людях» они ничего не проверяли.
- При тестировании в кабинки загружался песок, — сказал он, — причем его загружали с перегрузом, три кабинки разом, все возможные комбинации проверили, но не на людях.
После того как дорога была введена в эксплуатацию, продолжил Ержан Еркенбаев, строители пригласили представителей экспертного бюро из Европы, которое дает заключения на безопасность в соответствии с евростандартами всех европейских канатных дорог. И все дороги — и гондольная дорога Медеу — Шымбулак, и гондольно-комбинированные дороги на самом склоне Шымбулака — получили сертификацию без вопросов.
И прокатимся, и покачаемся!
Что же тогда случилось на дороге 22 января?
- Это был день открытия дороги, и по поручению пресс-службы акима мы должны были собрать определенное количество представителей СМИ, — вспомнил гендиректор компании, — возможно, тогда они действительно поднимались на гондоле и тогда произошло экстренное торможение. Но оно произошло из-за того, что на нижней станции кто-то задержал кабинку. Обычно такое происходит, когда инвалидная коляска не успевает заехать, и кабинка останавливается. И тогда действительно был случай торможения, и была раскачка в том месте, где 600 метров пролет между двумя опорами. Но это штатная ситуация. Это не катастрофа.
Меньше сделать пролет, объяснил г-н Еркенбаев, было невозможно из-за особенностей рельефа, и раскачка в 4—6 метров — это абсолютно нормально, даже при наличии людей в кабинках.
Проектировала дорогу австрийская компания Dopermayer, по словам нашего собеседника, мировой лидер в строительстве подобных канатных дорог. Dopermayer уже прокомментировала данную ситуацию. «Дорога спроектирована и построена с очень большим запасом прочности всех металлических конструкций и в дополнение к стандартной конструкции оснащена большим количеством разных датчиков, которые обеспечивают безопасность», — процитировал г-н Еркенбаев австрийцев.
В Интернете не советуют кататься на гондолах, пишут, что строительство дороги шло с нарушениями, в спешке, заливали не тот бетон... Так ли это, поинтересовались мы.
- Делали все не быстро. Вы знаете, что проект затянулся гораздо дольше, чем предполагалось, — больше чем на 3 года. И когда строили опоры, никакой спешки не было. Если бы было несоответствие качества или маркировки бетона, то вряд ли бы КазНИИССА (РГП «Казахский научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт сейсмостойкого строительства и архитектуры» — ред.) — эксперт номер один — дал бы свое положительное заключение на ввод в эксплуатацию, — возразил Ержан Еркенбаев.
Напоследок мы поинтересовались у главы компании: возможно ли, что кабинка при таком раскачивании отцепится и упадет?
- Не-воз-мож-но! — отрезал он. — Ни при раскачке, ни при землетрясении, ни при ветре отцепление кабины от основного троса невозможно.
Кому верить — анонимным очевидцам строительства или официальной администрации проекта, уважаемые читатели, решайте сами.

0 коммент.:

Отправить комментарий