11.02.2011

Бей своих, чтобы чужие боялись?


Проваливший, по мнению лингвистической комиссии, экзамен на знание государственного языка политик Уалихан Кайсаров в среду повторно выдвинул свою кандидатуру на президентские выборы. 
 
Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ
 
В случае же нового провала он обещает добиваться признания выборов нелегитимными.
- Уалихан Абишевич, зачем Вы вновь подали заявку, ведь лингвистическая комиссия поставила крест на Вашей первой попытке?
- Дело в том, что Конституция дает мне конституционное право баллотироваться. Сроки выдвижения не закончились, поэтому я имею право еще баллотироваться. И пусть откажут, тогда получится, что выборы прошли нелегитимно, потому что был претендент, которому просто отказали.
- Но они могут сослаться на то, что Вы не прошли лингвистическую комиссию.
- А где оговорены сроки? И где регламентировано, что я, например, не могу больше одного раза подавать?
- Вы хотите создать прецедент?
- Я хочу воспользоваться своим конституционным правом. А если такое право не дадут реализовать, то я буду ставить вопрос о признании итогов выборов нелегитимными. Я буду сегодня (10 февраля — авт.) подавать жалобу в Верховный суд на решение лингвистической комиссии и на основании этого буду добиваться отмены постановления ЦИК об отказе в регистрации. И на второе решение будет жалоба.
- Но в ЦИК утверждают, что решение лингвистической комиссии не может быть оспорено...
- Когда мы с юристами к ним пришли и попросили: «Дайте копию всех материалов лингвистической комиссии» — не дали, «Дайте мои ошибки посмотреть» — не дали. Понимаете, мне не дали возможности ознакомиться с моей же работой. Значит, у них есть что скрывать! Я сослался на пункт 3 статьи 18 Конституции, где они обязаны, но не дают.
Примерно полтора часа я провел на заседании лингвистической комис­сии — я ни одного слова на русском языке не произнес! Однако меня в основном тестировали не столько на знание казахского языка, сколько по вопросам философии, культуры, истории, международного права. Я думаю, они искали любой повод для того, чтобы всеми путями не допустить меня к президентской гонке, потому что понимают: соперник может испортить им картину заранее запланированных итогов т.н. голосования.
- Но в Вашем тексте, говорят, 28 ошибок...
- Из 28 ошибок они мне поставили 10 стилистических! Это вообще нонсенс! Что такое стилистические ошибки? Это стиль, мой стиль изложения, а не их стиль.
Если, допустим, один великий писатель пишет, а другой его, например, критикует, то это не значит, что великий писатель плохо владеет языком. А что касается орфографии, пунктуации — извините, это не вопрос лингвистики. Я категорически не согласен.
- А что были за «дополнительные вопросы», на которые Вы «не дали точных ответов»?
- Кстати говоря, очень хороший вы задали вопрос. Они мне дополнительные вопросы задают, скажем, по истории Казахстана, то есть по истории средних веков. Но почему бы им не задать вопросы по астрономии? По океанологии, по зоологии? Правильно ведь? Если захотеть, то и к столбу можно придраться! Другие вопросы касались, допустим, литературного наследия. Они меня упрекают в том, что я не читаю каких-то одних авторов, а читаю других. Но это же глупо!
На выступлении, когда мне задали вопрос по Азиаде, я сказал: «Да, я возмущен тем, что в нашей сборной, участвовавшей в Азиаде, много так называемых покупных спортсменов, которые тренировались не на казахстанских стадионах. Этим я возмущен». Вот им, видимо, это и не понравилось.
- Получается, тому же Владимиру Козлову, который хотел выдвинуться в кандидаты, несмотря на его рвение изучать казахский язык, «вход заказан»?
- В этом решении Цент­ральной избирательной комиссии кроется очень большая политическая ошибка. Они дали понять всем, особенно той части населения, которая не владеет казахским языком, что без знания госязыка в этой стране ловить больше нечего, то есть никакой перспективы не будет. Если завалили меня, человека, который владеет казахским языком, то что уже тогда говорить о русских или, скажем, немцах?
Это так называемый опре­деленный месседж «Ак орды»: мол, ребята, не владеющие, вам в этой стране заказана дорога и на госслужбу, и в бизнес. Это очень опасная тенденция!
- Однако во время прошлой кампании Вы прошли комиссию и были зарегистрированы в кандидаты. Что в этот раз случилось?
- Вот именно! Они сами себе противоречат: в тот раз сдал, а теперь забыл, получается? Но, извините, я, наоборот, все эти годы работал над своим казахским языком.
- Чем же Вы так страшны для власти, что против Вас даже «политический заказ» применили?
- Ну, разве вы не знаете? (Смеется...) У меня такое ощущение, что действующие люди, которые находятся в окружении президента, да и он сам, скорее всего, начинают собственной тени бояться. Судите сами: у нас большая разница в возрасте, у меня европейское образование, я учился в Кембридже и свободно владею английским языком, вроде бы неглупый, знаю ситуацию, умею говорить и выступать на публике. И, естественно, они знают мою жесткую, непримиримую позицию к действующему режиму. Все знают, что я буду во время предвыборной гонки жестко критиковать, поэтому, думаю, опасаются.
- Есть уже идея вывести сдачу экзамена на знание казахского языка в онлайн. Как Вы к этому относитесь?
- Пускай меня в онлайн и выведут, я с удовольствием пойду! Но они же побоятся.
- А к бойкоту выборов Вы как относитесь?
- Если исходить из той логики, что произошло со мной, да, я думаю, это хороший сигнал обществу, что справедливых выборов не будет.

Источник: Газета "Голос Республики" №05 (181) от 11 февраля 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий