Япония занимает Казахстану деньги для строительства международного транспортного коридора. 250 миллионов долларов на два десятка лет – сумма трех соглашений, которые принял парламент страны.
Все три соглашения необходимы для строительства самого масштабного дорожного проекта — строительства международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Но сенаторы, обсуждая документы, не стали воздавать хвалу чиновникам. А вспомнили о проблемах, которые уже не раз возникали. Одна из главных — земля.
Именно из-за проблем с выкупом земельных участков у граждан, чьи наделы проходят там, где будет транспортный коридор, строительство дороги уже откладывалось. Депутат Болат Жылкышыев поинтересовался у представителя Минтранскома — выделены ли наконец деньги на выкуп земель и кто будет заниматься этими сделками — местные власти или Министерство.
- Эти средства предусмотрены в бюджете? В нынешнем бюджете. Заложить деньги в госбюджет на ближайшие три года, по-моему, этот вопрос еще не рассматривался. А как их будут выкупать? Если они не будут выкуплены, вопрос опять начнет тормозиться и сроки опять будут сдвигаться.
Исполняющий обязанности министра транспорта и коммуникаций Еркын Дюсембаев признался: проблемы существуют. Более 400 участков остаются невыкупленными. Но кто будет решать этот вопрос, пока неизвестно. Министерство даже обратилось в Генеральную прокуратуру за разъяснениями закона. Пока чиновники ждут ответа.
Сенатор Тасбай Симамбаев вспомнил о другой проблеме — давней и очень острой. Его беспокоит прозрачность тендеров и качество строительства дорог.
- Вот факты есть у нас, что выигрывают одни и те же, не имея за душой никакой производственной базы, потом они, эти итальянцы, мы говорим, такие громкие названия, турецкие фирмы, китайские, а у них ни одного болта нет. А они набирают потом субподрядчиков. Какая необходимость, чтобы они выигрывали тендеры? Будут работать дальше субподрядчики. Это для какой цели делается? Это удорожание объекта, это влияет на качество дорог.
Но представитель Минтранскома заверил депутата, что проблем с тендерами не предвидится — условия «диктует» не казахстанское законодательство, а «надежный» зарубежный заемщик.
- По данным тендерам работает система, которая предусматривается Азиатским банком развития. Во всех трех соглашениях условия поставлены заемщиками. Но они очень прозрачные, проходят в несколько этапов. Это квалификационный отбор. В данных тендерах не будет таких проблем с привлечением субподрядчиков и иных проблем, там прозрачность есть, я вас могу заверить, — поручился Еркын Дюсембаев.
Ответы чиновников не понравились сенаторам. Депутат Гани Касымов и вовсе обвинил правительство в непродуманности действий. Мол, чиновники в погоне за кредитами «вешают выплаты займов на шею налогоплательщиков».
- Вы, пожалуйста, ответьте. Дважды на нас кредит вешаете? Опять будем расплачиваться за счет налогоплательщика? Вы легко берете обязательства. Нам очень трудно разобраться, идет одна цепная реакция, все увеличивается, увеличивается. Аппетиты у вас не заканчиваются, каждый год мы только и рассматриваем, что займы, займы, которые уходят в некачественные дороги.
Тут уже возмутились чиновники. Вице-министр финансов Руслан Даленов резко ответил: предел есть. А «влезать» в долги пока позволяет экономическое положение страны.
- Аппетиты определяются лимитами, они определены концепцией заимствования. На сегодняшний день мы еще далеки от того лимита. Что касается, почему выбран именно заем, это определено исходя из расчетов об экономической целесообразности. Данный источник финансирования признан наиболее дешевым.
Несмотря на всю критику и споры депутатов по поводу многомиллионных займов, сенаторы все же приняли все три соглашения. Правда, напоследок «выпустили пар».
- Я считаю, проекты надо поддержать над ними поработали депутаты, но сама форма проведения заседания, как сегодня, она ни в коем случае не соответствует тому должностному уровню, как тем представителям, что сегодня приглашены в зал. И то, что в зале сегодня творится. Я прошу, уважаемый председатель, чтоб такие проекты, которые связаны с займами, с кредитами, с обязательствами на годы, по процентам, чтобы были руководители министерств, это веление закона, — высказался сенатор Гани Касымов.
Смотрите видеосюжет на YouTube.
Именно из-за проблем с выкупом земельных участков у граждан, чьи наделы проходят там, где будет транспортный коридор, строительство дороги уже откладывалось. Депутат Болат Жылкышыев поинтересовался у представителя Минтранскома — выделены ли наконец деньги на выкуп земель и кто будет заниматься этими сделками — местные власти или Министерство.
- Эти средства предусмотрены в бюджете? В нынешнем бюджете. Заложить деньги в госбюджет на ближайшие три года, по-моему, этот вопрос еще не рассматривался. А как их будут выкупать? Если они не будут выкуплены, вопрос опять начнет тормозиться и сроки опять будут сдвигаться.
Исполняющий обязанности министра транспорта и коммуникаций Еркын Дюсембаев признался: проблемы существуют. Более 400 участков остаются невыкупленными. Но кто будет решать этот вопрос, пока неизвестно. Министерство даже обратилось в Генеральную прокуратуру за разъяснениями закона. Пока чиновники ждут ответа.
Сенатор Тасбай Симамбаев вспомнил о другой проблеме — давней и очень острой. Его беспокоит прозрачность тендеров и качество строительства дорог.
- Вот факты есть у нас, что выигрывают одни и те же, не имея за душой никакой производственной базы, потом они, эти итальянцы, мы говорим, такие громкие названия, турецкие фирмы, китайские, а у них ни одного болта нет. А они набирают потом субподрядчиков. Какая необходимость, чтобы они выигрывали тендеры? Будут работать дальше субподрядчики. Это для какой цели делается? Это удорожание объекта, это влияет на качество дорог.
Но представитель Минтранскома заверил депутата, что проблем с тендерами не предвидится — условия «диктует» не казахстанское законодательство, а «надежный» зарубежный заемщик.
- По данным тендерам работает система, которая предусматривается Азиатским банком развития. Во всех трех соглашениях условия поставлены заемщиками. Но они очень прозрачные, проходят в несколько этапов. Это квалификационный отбор. В данных тендерах не будет таких проблем с привлечением субподрядчиков и иных проблем, там прозрачность есть, я вас могу заверить, — поручился Еркын Дюсембаев.
Ответы чиновников не понравились сенаторам. Депутат Гани Касымов и вовсе обвинил правительство в непродуманности действий. Мол, чиновники в погоне за кредитами «вешают выплаты займов на шею налогоплательщиков».
- Вы, пожалуйста, ответьте. Дважды на нас кредит вешаете? Опять будем расплачиваться за счет налогоплательщика? Вы легко берете обязательства. Нам очень трудно разобраться, идет одна цепная реакция, все увеличивается, увеличивается. Аппетиты у вас не заканчиваются, каждый год мы только и рассматриваем, что займы, займы, которые уходят в некачественные дороги.
Тут уже возмутились чиновники. Вице-министр финансов Руслан Даленов резко ответил: предел есть. А «влезать» в долги пока позволяет экономическое положение страны.
- Аппетиты определяются лимитами, они определены концепцией заимствования. На сегодняшний день мы еще далеки от того лимита. Что касается, почему выбран именно заем, это определено исходя из расчетов об экономической целесообразности. Данный источник финансирования признан наиболее дешевым.
Несмотря на всю критику и споры депутатов по поводу многомиллионных займов, сенаторы все же приняли все три соглашения. Правда, напоследок «выпустили пар».
- Я считаю, проекты надо поддержать над ними поработали депутаты, но сама форма проведения заседания, как сегодня, она ни в коем случае не соответствует тому должностному уровню, как тем представителям, что сегодня приглашены в зал. И то, что в зале сегодня творится. Я прошу, уважаемый председатель, чтоб такие проекты, которые связаны с займами, с кредитами, с обязательствами на годы, по процентам, чтобы были руководители министерств, это веление закона, — высказался сенатор Гани Касымов.
Смотрите видеосюжет на YouTube.
0 коммент.:
Отправить комментарий