Чем дальше, тем больше пропагандируемый правительством образ Казахстана, как острова стабильности, напоминает дрейфующий в тёплые моря айсберг.
Сверху большой и прилично обустроенный он пока ещё производит впечатление на приезжих и выгодно смотрится на фоне бедноты ближайших соседей, но с каждым днём тёплые воды всё больше и больше его подтачивают, приближая неизбежный момент нарушения баланса, когда вся махина в одночасье перевернется.
Масштаб и последствия надвигающегося события в равной мере понимают и народ, и правительство, и поэтому нет на острове больших чаяний, чем стабильность. Это слово, как заклинание твердят все государственные чиновники. Народ ради сохранения стабильности готов простить власти и воровство, и фальсификацию: на последние президентские перевыборы подавляющее большинство избирателей вышло под лозунгом "не участвовал и не оспариваю".
Сама власть тоже боится ненароком нарушить баланс, даже традиционное для выборов энергичное тасование чиновничьей колоды на этот раз ограничилось осторожным перекладыванием двух-трёх мелких карт. И всё бы хорошо, если бы эти жертвоприношения на алтарь стабильности могли гарантировать милость богов, но айсберг продолжает дрейфовать в тёплые воды и уже никакая сила не способна вернуть его к тем берегам, от которых он когда-то откололся.
Что-то пошло не так в президентском стратегическом плане. В 2006 году, понимая, что вечная власть потребует вечной поддержки, президент заказал разработку проектов "Хан" и "Суперхан". Разработчикам поставили задачу обеспечить пребывание Назарбаева у власти до 2035 года с последующей передачей полномочий подрастающему наследнику. Проекты разрабатывались с привлечением лучших международных экспертов и, казалось, предусмотрели все возможные варианты развития событий, но, как часто случается даже с самыми проработанными планами, проблемы возникли в их реализации.
Камнем преткновения стала национализация «БТА Банка». Вместо того, чтобы задавить банк регуляторными требованиями, жадные до наживы чиновники решили захватить его кавалерийским налётом. О последствиях такого шага предупреждали и мы, и, уверен, те профессиональные финансисты, которые работали на правительство, но премьер-министр и ведомство Кайрата Келимбетова рассудили по-своему.
Уже после захвата банка я писал, что национализация нанесла БТА смертельный удар, и попытки искусственно поддерживать его жизнеспособность за счёт государственных вливаний будут лишь неограниченно увеличивать ущерб. Но к тому времени вопрос уже сместился из финансовой сферы в сферу сохранения репутаций и кресел и решать его с цифрами в руках уже не было смысла.
Казалось бы, успешное завершение реструктуризации долгов в 2010 году опровергало мои пессимистические прогнозы, но в финансовом мире чудес не бывает, и за бравадой официальных отчётов всё яснее просматривается истинное положение дел. Просочившийся в печать отчёт о реальном положении дел в банке убедительно подтверждает, что, несмотря на списание половины долгов, регуляторные преференции и поддержку правительства, без продолжения миллиардных вливаний БТА вряд ли доживёт до конца финансового года.
Существенное отличие нынешней ситуации от 2009 года заключается в том, что дальнейшее поддержание на плаву БТА грозит утопить два оставшихся системообразующих банка — Халык и Казком. Кроме того в аферу под названием государственная поддержка финансового сектора оказались вовлечены и национальные монополии, вынужденные ради поддержки банков держать замороженными миллиарды долларов депозитов. В результате можно с полной уверенностью сказать, что если захват банка готовили отдельные, пусть и очень высокопоставленные чиновники, то сейчас в обмане кредиторов и вкладчиков сознательно и целенаправленно участвует само государство.
Что же превратило банковскую систему, гордость страны в её тщательно скрываемый позор? Как из крупнейшего банка сделали чёрную дыру, в которой на сегодняшний день уже исчезла сумма, достаточная для покупки всех казахстанских банков вместе взятых?
Не будем считать, сколько сэкономило бы на БТА правительство, если бы выполняло свои договорённости как в случае с Казкомом и Халыком. Будем исходить из того, что указание разделаться с банком обсуждению не подлежало. В феврале 2009 года на момент захвата цена вопроса для правительства в варианте банкротства банка составила бы 500 миллионов долларов выплат из фонда гарантирования депозитов. Все грехи точно также повесили бы на управленческую команду, Казком и Халык, подкреплённые государственными инъекциями, выдержали бы короткий наплыв паникующих депозиторов, кредиторам показали бы постановления о возбуждении уголовных дел и вопрос был бы закрыт.
Решение о захвате через принудительную капитализацию сразу увеличило цену вопроса в четыре раза, поскольку теперь при банкротстве сгорали бы и вложенные в капитал банка государственные деньги. На мой взгляд, именно страх ответственности за безвозвратно потраченные 1,7 млрд. долларов и заставил Келимбетова с Масимовым любой ценой оттягивать банкротство.
Списав половину портфеля на деятельность наспех "организованной" преступной группы, новые хозяева банка начали переговоры о реструктуризации долга, но незаинтересованные в судьбе банка государственные управленцы не смогли обеспечить должного управления даже оставшейся частью кредитов. В результате за полтора года "хозяйствования" прямые государственные затраты на поддержку БТА составили 8 миллиардов долларов.
Для успешного завершения реструктуризации все проблемы, связанные с управлением банком и истинным состоянием портфеля, от кредиторов тщательно скрывались, в итоге к завершению реструктуризации банк подошёл в таком состоянии, которое уже никакие списания долгов спасти не могли. Согласно презентации, изобилующей характерным для государственных управленцев ментовско-воровским жаргоном, на конец октября отрицательный капитал банка составлял 3,8 миллиарда долларов, при этом бизнес продолжал накапливать убытки со скоростью 2 миллиарда долларов в год. В терминах авторов презентации такое состояние называется "кранты".
Из презентации также следует, что в сговоре по обману кредиторов помимо руководства БТА и его главного акционера "Самрук-Казыны" состоит и регулятор, который помогает банку в поиске креативных путей сокрытия информации. Поскольку Самрук-Казына шага не сделает без ведома премьер-министра, а АФН соответственно — президента, можно говорить о полномасштабном заговоре на уровне государства.
До сих пор заговорщикам удавалось успешно вешать собственные грехи на Аблязова и его команду, но с момента завершения реструктуризации за всё придётся отвечать уже самим. Пока кредиторы ещё пребывают в полной уверенности, что оставшаяся часть портфеля обеспечит рост банка в соответствии с бизнес-планом и в течение 5—10 лет вернёт им все продлённые кредиты. Иллюзиям не суждено продлиться. Уже в июле банк отставал от бизнес-плана на 2,8 млрд. долларов, судя по неконсолидированной отчётности, к концу года этот разрыв только увеличился.
Скрыть эту информацию от аудиторов вряд ли удастся, даже в биржевых отчётах видно, что прибыль "нарисована" за счёт уменьшения резервов. Не пройдёт и трюк с задержкой до июля публикации аудиторского отчёта — независимый аудитор от кредиторов проверяет банк параллельно с Ernst&Young.
Как будет изворачиваться команда «Самрук-Казыны» в этой ситуации, совершенно неясно. Признавать обман и банкротить банк — значит рисковать подачей судебных исков против государства. Кроме того, такой поворот событий разрушает тщательно выстроенную систему судебных исков против Аблязова. Продолжать же строить "потёмкинские деревни" аудиторы вряд ли позволят, да и денег уже не хватает дыры затыкать.
Невольными заложниками ситуации вокруг БТА оказались и два других крупнейших семейных банка — Казком и Халык. Появление в тёплом семейном гнезде ещё одного ненасытного птенца отнюдь не было встречено ими с восторгом. Хлопоты правительства по реанимации БТА привели к отвлечению депозитов нацкомпаний, которые эти два банка привыкли делить только между собой. Одна только компания "Казмунайгаз" в середине 2010 года держала в Казкоме и Халыке около 8 млрд. долларов депозитов, всего же доля депозитов госкомпаний в этих банках составляет около 50%. Согласно последнему проспекту "Казмунайгаза" по размещению международных облигаций эти депозиты если не "де юре", то "де факто" являются замороженными. Если так пойдёт и дальше, то хозяину гнезда вскоре придётся решать, кто из птенцов ему дороже.
Сама власть тоже боится ненароком нарушить баланс, даже традиционное для выборов энергичное тасование чиновничьей колоды на этот раз ограничилось осторожным перекладыванием двух-трёх мелких карт. И всё бы хорошо, если бы эти жертвоприношения на алтарь стабильности могли гарантировать милость богов, но айсберг продолжает дрейфовать в тёплые воды и уже никакая сила не способна вернуть его к тем берегам, от которых он когда-то откололся.
Что-то пошло не так в президентском стратегическом плане. В 2006 году, понимая, что вечная власть потребует вечной поддержки, президент заказал разработку проектов "Хан" и "Суперхан". Разработчикам поставили задачу обеспечить пребывание Назарбаева у власти до 2035 года с последующей передачей полномочий подрастающему наследнику. Проекты разрабатывались с привлечением лучших международных экспертов и, казалось, предусмотрели все возможные варианты развития событий, но, как часто случается даже с самыми проработанными планами, проблемы возникли в их реализации.
Камнем преткновения стала национализация «БТА Банка». Вместо того, чтобы задавить банк регуляторными требованиями, жадные до наживы чиновники решили захватить его кавалерийским налётом. О последствиях такого шага предупреждали и мы, и, уверен, те профессиональные финансисты, которые работали на правительство, но премьер-министр и ведомство Кайрата Келимбетова рассудили по-своему.
Уже после захвата банка я писал, что национализация нанесла БТА смертельный удар, и попытки искусственно поддерживать его жизнеспособность за счёт государственных вливаний будут лишь неограниченно увеличивать ущерб. Но к тому времени вопрос уже сместился из финансовой сферы в сферу сохранения репутаций и кресел и решать его с цифрами в руках уже не было смысла.
Казалось бы, успешное завершение реструктуризации долгов в 2010 году опровергало мои пессимистические прогнозы, но в финансовом мире чудес не бывает, и за бравадой официальных отчётов всё яснее просматривается истинное положение дел. Просочившийся в печать отчёт о реальном положении дел в банке убедительно подтверждает, что, несмотря на списание половины долгов, регуляторные преференции и поддержку правительства, без продолжения миллиардных вливаний БТА вряд ли доживёт до конца финансового года.
Существенное отличие нынешней ситуации от 2009 года заключается в том, что дальнейшее поддержание на плаву БТА грозит утопить два оставшихся системообразующих банка — Халык и Казком. Кроме того в аферу под названием государственная поддержка финансового сектора оказались вовлечены и национальные монополии, вынужденные ради поддержки банков держать замороженными миллиарды долларов депозитов. В результате можно с полной уверенностью сказать, что если захват банка готовили отдельные, пусть и очень высокопоставленные чиновники, то сейчас в обмане кредиторов и вкладчиков сознательно и целенаправленно участвует само государство.
Что же превратило банковскую систему, гордость страны в её тщательно скрываемый позор? Как из крупнейшего банка сделали чёрную дыру, в которой на сегодняшний день уже исчезла сумма, достаточная для покупки всех казахстанских банков вместе взятых?
Не будем считать, сколько сэкономило бы на БТА правительство, если бы выполняло свои договорённости как в случае с Казкомом и Халыком. Будем исходить из того, что указание разделаться с банком обсуждению не подлежало. В феврале 2009 года на момент захвата цена вопроса для правительства в варианте банкротства банка составила бы 500 миллионов долларов выплат из фонда гарантирования депозитов. Все грехи точно также повесили бы на управленческую команду, Казком и Халык, подкреплённые государственными инъекциями, выдержали бы короткий наплыв паникующих депозиторов, кредиторам показали бы постановления о возбуждении уголовных дел и вопрос был бы закрыт.
Решение о захвате через принудительную капитализацию сразу увеличило цену вопроса в четыре раза, поскольку теперь при банкротстве сгорали бы и вложенные в капитал банка государственные деньги. На мой взгляд, именно страх ответственности за безвозвратно потраченные 1,7 млрд. долларов и заставил Келимбетова с Масимовым любой ценой оттягивать банкротство.
Списав половину портфеля на деятельность наспех "организованной" преступной группы, новые хозяева банка начали переговоры о реструктуризации долга, но незаинтересованные в судьбе банка государственные управленцы не смогли обеспечить должного управления даже оставшейся частью кредитов. В результате за полтора года "хозяйствования" прямые государственные затраты на поддержку БТА составили 8 миллиардов долларов.
Для успешного завершения реструктуризации все проблемы, связанные с управлением банком и истинным состоянием портфеля, от кредиторов тщательно скрывались, в итоге к завершению реструктуризации банк подошёл в таком состоянии, которое уже никакие списания долгов спасти не могли. Согласно презентации, изобилующей характерным для государственных управленцев ментовско-воровским жаргоном, на конец октября отрицательный капитал банка составлял 3,8 миллиарда долларов, при этом бизнес продолжал накапливать убытки со скоростью 2 миллиарда долларов в год. В терминах авторов презентации такое состояние называется "кранты".
Из презентации также следует, что в сговоре по обману кредиторов помимо руководства БТА и его главного акционера "Самрук-Казыны" состоит и регулятор, который помогает банку в поиске креативных путей сокрытия информации. Поскольку Самрук-Казына шага не сделает без ведома премьер-министра, а АФН соответственно — президента, можно говорить о полномасштабном заговоре на уровне государства.
До сих пор заговорщикам удавалось успешно вешать собственные грехи на Аблязова и его команду, но с момента завершения реструктуризации за всё придётся отвечать уже самим. Пока кредиторы ещё пребывают в полной уверенности, что оставшаяся часть портфеля обеспечит рост банка в соответствии с бизнес-планом и в течение 5—10 лет вернёт им все продлённые кредиты. Иллюзиям не суждено продлиться. Уже в июле банк отставал от бизнес-плана на 2,8 млрд. долларов, судя по неконсолидированной отчётности, к концу года этот разрыв только увеличился.
Скрыть эту информацию от аудиторов вряд ли удастся, даже в биржевых отчётах видно, что прибыль "нарисована" за счёт уменьшения резервов. Не пройдёт и трюк с задержкой до июля публикации аудиторского отчёта — независимый аудитор от кредиторов проверяет банк параллельно с Ernst&Young.
Как будет изворачиваться команда «Самрук-Казыны» в этой ситуации, совершенно неясно. Признавать обман и банкротить банк — значит рисковать подачей судебных исков против государства. Кроме того, такой поворот событий разрушает тщательно выстроенную систему судебных исков против Аблязова. Продолжать же строить "потёмкинские деревни" аудиторы вряд ли позволят, да и денег уже не хватает дыры затыкать.
Невольными заложниками ситуации вокруг БТА оказались и два других крупнейших семейных банка — Казком и Халык. Появление в тёплом семейном гнезде ещё одного ненасытного птенца отнюдь не было встречено ими с восторгом. Хлопоты правительства по реанимации БТА привели к отвлечению депозитов нацкомпаний, которые эти два банка привыкли делить только между собой. Одна только компания "Казмунайгаз" в середине 2010 года держала в Казкоме и Халыке около 8 млрд. долларов депозитов, всего же доля депозитов госкомпаний в этих банках составляет около 50%. Согласно последнему проспекту "Казмунайгаза" по размещению международных облигаций эти депозиты если не "де юре", то "де факто" являются замороженными. Если так пойдёт и дальше, то хозяину гнезда вскоре придётся решать, кто из птенцов ему дороже.
0 коммент.:
Отправить комментарий