26.05.2009
Нарушения без наказаний
Автор: Ирина СЕРГЕЕВА
В неожиданном ключе прошла презентация отчетов правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2008 год в Мажилисе. Депутаты вдруг задались вопросом о смысле этой работы. Причем если раньше резкая разница между цифрами в документах становилась предметом суровой критики,
More...
то на этот раз народные избранники почему-то на нее не отреагировали. Отчет правительства, представленный министром финансов Болатом Жамишевым, как обычно, демонстрировал бюджетную дисциплину правительства. Исполнение — почти стопроцентное, а сумма неосвоения бюджетных средств по сравнению с прошлыми годами практически ничтожная — 13,1 млрд тенге. Причем, как подчеркнул глава Минфина, преимущественно неосвоение объясняется объективными причинами.
К примеру, 2,5 млрд не освоены Министерством энергетики и минеральных ресурсов из-за «уменьшения объемов генерации электроэнергии в 2008 году, а 2,1 млрд не освоено правительством в рамках использования резерва, что очевидно положительный, не требующий доказательств факт: значит, неотложных затрат вроде ликвидации последствий ЧС в стране не было.
Новая программа на старый лад
Счетный комитет тоже остался неизменен в своих основных претензиях. Правительство до сих пор не научилось делать более приближенные к реальности макроэкономические прогнозы, что прямо отражается потом на исполнении бюджета. Правда, председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев все же подчеркнул: ключевые параметры республиканского бюджета на 2008 год реализованы в соответствии с посланием президента страны народу Казахстана.
Вместе с тем по-прежнему правительством не выполняется утвержденный им план по налоговым поступлениям, национальные компании все так же продолжают неэффективно использовать средства. В результате, подчеркнул глава Счетного комитета, «были упущены реальные возможности для решения ряда актуальных задач социально-экономического развития страны».
Принципиальное отличие нынешних отчетов — Счетный комитет впервые дал комплексную оценку антикризисным мерам правительства. Однако эта оценка вряд ли порадует и казахстанский «Белый дом», и официальную «Ак орду». Общее резюме, подведенное бюджетными аудиторами: основные результаты программы не достигнуты, средства, выделенные на ее реализацию, использованы неэффективно.
- Более 560 миллиардов тенге антикризисных денег находятся на расчетных счетах госхолдингов, их дочерних организаций и размещены на депозитах в банках второго уровня, — посетовал Омархан Оксикбаев.
Но, как показало обсуждение, то, что глава Счетного комитета считает негативным фактором, в правительстве оценивают по-другому. Министр финансов прямо заявил: ничего страшного в этом нет.
- Не стоит задача истратить деньги, задача — их истратить эффективно, — сказал Болат Жамишев, отвечая на вопросы депутатов. — Сейчас эти средства не используются. Ну а то, что они размещаются на депозитах, я в этом вообще не вижу никакой проблемы.
Если смотреть анализ антикризисных мероприятий, проведенный Счетным комитетом «в разрезе по отраслям», картина становится еще печальней. Так, средства, направленные за последние три года в виде кредитов на поддержку малого и среднего бизнеса, доведены до адресатов только в сумме 11,9 млрд тенге, или 40% от выделенных объемов. Вклад МСБ в развитие реального сектора и диверсификацию национальной экономики минимален.
Аграрии тоже в списках
Отдельно в отчете Счетного комитета выделены меры, направленные на поддержку и развитие агропромышленного комплекса. Судя по этим данным, отечественное сельское хозяйство еще долго будет находиться в таком же «противозачаточном» состоянии, как и в настоящее время. Так, прошлом году из республиканского бюджета на развитие АПК было направлено 80,2 млрд тенге. Однако ни правительство, как единственный акционер, ни Минсельхоз не контролировали использование выделенных средств, и в итоге — финансовые нарушения на 10,9 млрд тенге.
Более того, «аграрные» госструктуры умудрились израсходовать немало средств на проекты, о реализации которых уже и мечтать не приходится. К примеру, предусматривалось выделить 2,5 млрд тенге на строительство откормочной площадки в Восточном Казахстане. Средства на ТЭО, ПСД и прочую документацию и экспертизу были потрачены — 27,3 млн тенге. Однако в итоге выделенные из бюджета страны деньги были перенаправлены — на строительство откормочной площадки в Западно-Казахстанской области.
Значительная доля претензий адресована АО «Аграрная кредитная корпорация». Счетный комитет пришел к выводу, что аффилированность между собой участников кредитных товариществ корпорации, наличие в них субъектов крупного предпринимательства, отсутствие единых нормативов установленных лимитов кредитования привели «к установлению кредитными товариществами разных ставок вознаграждения, аккумулированию кредитных ресурсов у одного или группы аффилированных лиц, что может повысить риск невозврата кредитов».
При этом, в то время как «свои» компании долги не выплачивают, другие остаются без кредитных ресурсов. Однако АКК почему-то не хочет выделять таким людям бюджетные кредиты, несмотря на то что у компании есть для этого все возможности. Видимо, в АКК решили «не заморачиваться» и занять средства на внешних рынках. В частности, у лондонского филиала «Дрезден банк АГ» страна заняла $136 млн под 8% годовых.
«Не блещет» и эффективность освоения средств, выделенных на решение проблем на рынке недвижимости.
Мартышкин труд?
Но все вышеперечисленные данные почему-то никак не впечатлили народных избранников. И вопреки всем надеждам парламентских журналистов, первая презентация отчетов прошла достаточно мирно. Мажилисмены озвучивали свои вопросы почти «в никуда», прося министра финансов в письменном виде представить им ответы. Странно, но они почему-то практически не обратили внимания не только на различные «нестыковки» двух документов, но и вопиющие факты, которых, кстати, тоже немало.
К примеру, постоянно обсуждаемая депутатами программа «Питьевые воды» реализуется, судя по отчету Счетного комитета, со значительным количеством нарушений. В том числе, с совершенно абсурдными нарушениями. Так, согласно отчету, «построенный и принятый государственной приемочной комиссией Кентау-Туркестанский групповой водопровод в Южно-Казахстанской области стоимостью 1,4 млрд тенге не функционирует из-за отсутствия источника водоснабжения»... И это, к сожалению, не единичный случай, упомянутый Счетным комитетом.
Однако народные избранники не стали заострять внимание на таких моментах, зато вдруг решили озадачиться: почему они так поздно приступают к работе над бюджетным отчетом? Дескать, поезд уже ушел, бюджет худо-бедно освоен. Видимо, мажилисмены запамятовали (а может, и не знали), что парламент имеет конституционное право не утвердить отчет об исполнении бюджета, что автоматически означает вотум недоверия правительству. Правда, за всю историю двухпалатного парламента этим правом народные избранники еще ни разу не воспользовались.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий