26.05.2009

Культура здесь не в почете?


Автор: Ирина МЕДНИКОВА
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

На грани жизни и смерти находится известный казахстанский театр мюзикла «Аксарай»: его актеры почти голодают, а простые люди приносят деньги, кто сколько сможет. На протяжении последних двух лет этот театр, как и другие крупные культурные проекты, получал поддержку от «БТА Банка». .More...
Но новое руководство фининститута быстро разрушило структуру меценатства и без объяснений отрезало от финансирования. Руководитель уникального театра Болат Атабаев сегодня в поисках денег обивает пороги всех инстанций. Под угрозой вымирания оказался также и фонд «Алем-Арт», который при поддержке банка издал первое полное собрание сочинений Чингиза Айтматова, реализовал известный проект «Семь чудес Казахстана», создал первый в стране этно-фольк ансамбль «Керулен». Дело в том, что после вхождения государства в «БТА Банк» его новое руководство игнорирует социальные обязательства, которые были раньше частью стратегии банка.

О проблемах культурных проектов нам подробно рассказали художественный руководитель театра «Аксарай» Болат Атабаев и президент фонда «Алем-Арт» Данияр Шабдукаримов.

Без лишних слов творят дела

Театр «Аксарай» был одним из проектов фонда «Алем-Арт». Это первый и единственный театр мюзикла в Центральной Азии. Он существует четыре года. Артисты этого сложного жанра должны уметь петь, танцевать, быть драматическими актерами, а также гимнастами и акробатами. Труппу для «Аксарая» специально переучивали специалисты из России и Германии. Все это стоило больших денег.

С новым председателем правления «БТА Банка» Анваром Сайденовым режиссер Болат Атабаев встретился почти сразу после его назначения.

- С февраля месяца театр вообще не финансируется, — рассказал нам г-н Атабаев, — Анвар Сайденов обещал, что будет выполнять свои обязательства до конца, но оказался банальным обманщиком. Он пообещал, что тремя траншами переведет деньги на содержание театра, так как театр внес большую лепту в формирование положительного имиджа Казахстана. Но дальше своего обещания он никакого шага не предпринял. Мало того, он обманул меня, что вынесет этот вопрос на заседание правления банка.

Руководитель театра обратился и к непосредственным владельцам банка — в фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», но там ответили, что «меценатство — это личное дело правления «БТА Банка».

- Обращался я с этим вопросом и на блог премьер-министра Карима Масимова, — рассказал он, — но это тоже оказалась такая ложь! Я так ждал этого ответа, а он, по-моему, даже не читал. Ну кто его за язык тянул, кто его просил открывать блог? Открыл, значит отвечай! Вот это «говорим одно, делаем другое» — стало принципом мышления нашего истеблишмента. В международные фонды мы тоже обратились, но они планируют бюджет в конце года.

Сейчас театр в очень тяжелом положении — это и долги, и отсутствие помещения, и сокращения труппы.

- Я расторгаю договор об аренде во Дворце Республики, — признался режиссер, — руководство пока терпит нас, но мы должны за четыре месяца деньги, и я не хочу, чтобы они из-за меня несли потом какие-то наказания. Самое страшное, что ребята уже перешли на «Галину бланку». У нас 49 человек в труппе, из них 31 артист. Я уже и так сократил состав. А театр хочется сохранить, ведь он уникален!

По словам Болата Атабаева, сейчас театру помогают простые люди. Поэт, который попросил не называть его имени, принес 300 000 тенге и раздал артистам. Кто-то приносит по сто тысяч. Что ими движет, руководитель театра может только догадываться.

- Понимаете, — восклицает руководитель театра, — Аблязов, вот что бы про него ни писали сейчас, что бы ни говорили, это человек масштабного мышления, человек, который занимался социально-ответственным бизнесом, он еще хотел открыть театр традиционной казахской музыки, у него была мечта. Но, понимаете, не получилось... И мне так обидно, что такое ощущение, что у нас 1937 год, как будто Аблязов ничего полезного не сделал для казахстанского общества! Власть это все замалчивает, гонения на него устроили, а он много сделал для страны, и об этом надо сказать, это надо признать.

В данное время возможность поддержки театра рассматривает Министерство культуры и информации, но сложности заключаются в его негосударственном статус. Пока есть только договоренность с театром юного зрителя им. Мусрепова о предоставлении бесплатной площадки для выступлений.

Мы ничего не ждем от БТА


Фонд «Алем-Арт» также отрезан от поддержки своего бывшего мецената. Но президент фонда Данияр Шабдукаримов в отличие от Болата Атабаева с новым руководством банка не встречался.

- В первую очередь финансирование фонда являлось стратегией «БТА Банка», — пояснил г-н Шабдукаримов, — на тот момент существовало много фондов, которые можно было поддерживать, но фондов, поддерживающих именно искусство и культуру, было довольно мало, и многие из них существовали как полумертвые. И проще было бы создать фонд, который был бы подконтролен, и можно было бы прослеживать расход средств по поводу целевого назначения. Тем не менее в 2006 году фонд был создан, и средства выделялись ежегодно на разные проекты фонда по поддержке современного искусства и культуры Казахстана. Естественно, фонд не мог за 1 — 2 года стать большим и знаменитым, была стратегия его развития до 2012 года — к этому времени мы должны были стать прочно стоящей на ногах организацией. С этой целью финансирование сокращалось с каждым годом, проекты должны были стать самоокупаемыми.

Сейчас финансирование фонда от «БТА Банка» полностью прекратилось, более того, с 23 апреля началась проверка КНБ и Налогового комитета.

- У нас заблокирован счет, — пояснил директор фонда, — вызывают сотрудников на дачу показаний по поводу расхода средств, меня несколько раз вызывали. Как нам объяснили представители органов, бывшее руководство банка подозревается в растрате средств вкладчиков, и в рамках этого проводятся проверки организаций, куда перечислялись деньги. Суммы перечислялись нам немаленькие, но у нас все чисто, и я надеюсь, что следствие закончится нормально. Сейчас наша деятельность приостановлена, все сотрудники отправлены в отпуска без содержания до окончания расследования.

Однако, несмотря на сложное положение, Данияр Шабдукаримов уверен, что фонд состоялся и сможет найти альтернативное финансирование.

- Юридически мы независимая организация и уже ведем переговоры по поводу привлечения финансирования других источников, — поделился он планами, — нами заинтересовались другие организации, поэтому на БТА я особо не надеюсь, учитывая, что ситуация с дальнейшей продажей акций банка не прояснилась.

...Казалось бы, чем и кому могли помешать культурные проекты? Во всем мире поддержка искусства бизнесом — признак хорошего тона. И у нас любят порассуждать на «круглых столах» о том, что надо бы «развивать социально-ответственный бизнес», но «мы еще не скоро к этому придем». И даже успешно работающие, отлаженные проекты менеджеры от государства почему-то не видят смысла оставлять на плаву.

0 коммент.:

Отправить комментарий