07.07.2009
Кто «слил» конфликт «АвтоВАЗа»?
Автор: Александр СЕРГЕЕВ
Две известные российские газеты вышли в один и тот же день с эксклюзивными публикациями на одну и ту же тему – о том, как «АвтоВАЗ» «выламывает руки» поставщикам, вынуждая тех либо снижать цены на 10%, либо получать оплату векселями. Кому это нужно?
More...
Не будем говорить, о каких газетах идет речь, из соображений корпоративной этики, но факт остается фактом: 6 июля два ведущих деловых издания России выдали одинаковые «эксклюзивы». Согласно их информации, вице-президент по закупкам АвтоВАЗа Дамир Кашапов предложил поставщикам предприятия снизить цены на 10%, в противном случае с ними будут расплачиваться векселями — излюбленной российской валютой середины 90-х, имеющей весьма сомнительную ценность (как пишет одно из изданий, обменять бумаги на деньги можно лишь с 30%-м дисконтом). В подтверждение информации оба издания ссылаются на письмо г-на Кашапова, которое есть в распоряжении редакций.
АвтоВАЗ наехал с ультиматумом
Оказалось, что послание Дамира Кашапова было разослано поставщикам «АвтоВАЗа» уже довольно давно — 20 июня. Как пишет одно из изданий, за день до этого глава предприятия Борис Алешин встречался с ними и потребовал снизить цену автокомпонентов на 10%. Соответственно, письмо Дамира Кашапова являет собой ультиматум: если кто-то из поставщиков откажется от предложения президента «АвтоВАЗа», о денежных расчетах с этой компанией он впредь сможет только мечтать — все расчеты будут производиться с помощью векселей. Сговорчивые, напротив, получат деньги. В письме оговаривается, что это решение принято советом директоров автопроизводителя и даже скоординировано с российским правительством.
«АвтоВАЗ» просто пытается решить собственные проблемы, связанные с ликвидностью, — объяснил действия автогиганта управляющий директор инвестиционной компании AG Capital Александр Агибалов. — Компания все более широко внедряет векселя, пытаясь снизить себестоимость. Что вполне логично. «АвтоВАЗ» получает 25 млрд рублей. Его задача — исправить ситуацию. Компания заявляет, что намерена в перспективе выйти на безубыточность. А потом снижает себестоимость поставок на 10% и вводит векселя, чтобы выполнить обещание».
Оба издания отмечают, что снизить цены согласны примерно 75% поставщиков. Остальные пока упираются. Например, «Северсталь» согласилась. «СИБУР — Русские шины» и группа «СОК» пока отбиваются. Мало того, одно из изданий, ссылаясь на близкие к группе источники, утверждает, что в ближайшее время этот крупнейший поставщик «АвтоВАЗа» начнет проглатывать остальных поставщиков. Издание напоминает, что в свое время группа «СОК» уже останавливала работу автогиганта, прекратив отгружать ему комплектующие. Конфликт удалось разрешить, однако «СОК» избежал торжественной клятвы не пытаться перехватить рычаги управления автогигантом впредь.
Опираясь на четвертую власть
Естественно, всех наблюдателей на рынке интересует, чем закончится эта история. Одни эксперты предрекают банкротства и «АвтоВАЗу», и поставщикам. Другие считают, что автозавод вполне может заменить российских поставщиков иностранными, выпускающими продукцию более высокого качества. Александру Агибалову из AG Capital эта перспектива представляется довольно эфемерной. «Автокомпоненты часто разрабатываются в стадии создания автомобиля, — отмечает эксперт. — Соответственно, для того, чтобы перевести производство на другие автокомплектующие, необходимо время».
Кроме того, комплектующие от зарубежных производителей будут куда дороже отечественных, и «АвтоВАЗ» в результате навредит сам себе. По сути, ситуация складывается патовая — едва ли у производителей есть серьезный ценовой запас прочности, но и «АвтоВАЗ» отступать не захочет, поскольку обещал выйти из минуса, но сделать это другим способом не способен — снижать издержки российский автопром пока не научился.
Вопрос в данном случае даже не в том, кому нужна патовая ситуация. Вовсе нет. Вопрос в том, кому нужно, чтобы патовая ситуация стала достоянием общественности?
Газеты редко выдают эксклюзивы синхронно, если, разумеется, речь идет о настоящих эксклюзивах — когда журналист, не щадя диктофона своего, добывает новость, которая произведет переворот на рынке. Эксклюзив — товар штучный. Hand-made, ручная работа. Представить, что две газеты готовят эксклюзив совместно — это значило бы задеть их репутацию. Особенно, если речь идет о двух равноуважаемых изданиях, ведущих непримиримую войну в смысле охоты за новостями.
Поэтому в том, что речь идет об информационном вбросе, сомневаться не приходится. Об этом свидетельствует, кстати, и событийная логика. Послание Дамира Кашапова было разослано 20 июня. Газеты обнародовали эту историю 6 июля. Не могли же они все эти дни раскапывать эту историю и вот 5 июля одновременно ее «дожать»? Как любит говаривать главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, «не считайте читателя идиотом — вдруг это ваша жена!»
Совершенно очевидно, что утечку информации организовала одна из сторон, решив, что иное оружие в борьбе с противником недостаточно эффективно. Вопрос в том, какая? Александр Агибалов из AG Capital выражает предположение, что «утечку» мог организовать «АвтоВАЗ», пытаясь одновременно показать, что он работает над снижением издержек, и защитить себя от новой атаки со стороны «СОКа». Но с тем же успехом пожаловаться в СМИ могли производители комплектующих, чтобы хоть как-то умерить аппетиты «АвтоВАЗа». Наконец, слив мог исходить и от группы «СОК», и это в данном случае равносильно старинной формуле «Иду на вы».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий