07.07.2009

Кризис дезинтегрирует СНГ


Автор: Екатерина ПОСПЕЛОВА

Кризис проверит на прочность СНГ и интеграционные механизмы на постсоветском пространстве. Если раньше Россия являлась основным инвестором в страны СНГ, то теперь ослабление российской экономики заставит страны бывшего СССР искать альтернативные источники финансирования.
More...
Такое мнение высказали российские эксперты в ходе «круглого стола» «СНГ: испытание экономическим кризисом».
«Круглый стол» был организован РИА Новости. Российские политологи пытались дать ответы на непростые вопросы о том, как повлияет экономический кризис на страны СНГ, на процессы интеграции на территории бывшего СССР.

Ослабление России — удар по СНГ

Мировой финансовый кризис только усилил дезинтеграционные риски на постсоветском пространстве, поскольку государствам все сложнее выработать комплекс совместных антикризисных мер, к такому общему выводу пришли российские политологи. И российско-белорусские «таможенные войны» являются примером того, как все интеграционные проекты в рамках СНГ зависимы только от одного игрока.

«Эффективной совместной деятельности стран СНГ по противодействию кризису не получается. Об этом свидетельствует и фактическое отсутствие плана совместных действий, и растущее число межгосударственных конфликтов, и огромные межстрановые отличия по текущим социально-экономическим результатам. Затягивание с формированием антикризисного фонда тоже о многом говорит», — сказал директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

По мнению участников дискуссии, именно ослабление российской экономики поставило под сомнение все интеграционные процессы на постсоветском пространстве, поскольку основным фактором экономического роста в странах СНГ являются российские инвестиции. Соответственно, плохое экономическое положение России будет заставлять страны искать альтернативные источники финансирования.

«Экономика — это ядро всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Страны, надеясь на финансовую помощь, идут к более сильному игроку. Сейчас нельзя сказать, что Россия может быть ядром интеграции, поскольку есть альтернативные источники финансирования: Всемирный банк, МВФ», — отметил генеральный директор информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Алексей Власов.

«Особенно это актуально для стран Центральной Азии, — заявил президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. — У них практически безнадежное положение, прежде всего потому что в торговле они полностью зависят от транзита через другие страны. Например, еще несколько лет назад для того, чтобы вывести товар из Таджикистана в Европу, надо было пересечь семь границ. Сейчас количество границ значительно меньше, а если будет создана «таможенная тройка» (Россия, Белоруссия, Казахстан), то транзит станет еще проще».

«Но перспективы «таможенной тройки» пока до конца не ясны», — вступил в дискуссию доцент кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев. Например, неизбежно возникнет вопрос о том, что фактически открытой является казахстанско-китайская граница. И непонятно, как подобная открытость может отразиться на всем Таможенном союзе. «Сложно, — продолжил Суздальцев, — будет и решать вопрос с созданием наднациональных органов «таможенной тройки».

Впрочем, проблемы создания «таможенной тройки» не исключают попытки понять, что выиграют страны СНГ от ее появления. Например, ликвидация таможенных пограничных и всех прочих барьеров может увеличить взаимную торговлю на пространстве СНГ до 180 миллиардов долларов, не поленился подсчитать Дмитриев, «причем это доллары 2005 года, сейчас сумма была бы значительно больше». «Кроме того, Россия может стать источником инвестиций для стран СНГ, перспективна и интеграция на рынке труда, — полагает эксперт.

- Например, до кризиса поступления денежных переводов от трудовых мигрантов из России составляли от 10 до 50 процентов ВВП в странах СНГ. И если ситуация в российской экономике начнет выправляться, соседи по Содружеству тут же почувствуют это на себе».

А между тем сегодня Россия демонстрирует чуть ли не самые низкие экономические показатели среди стран СНГ — падение ВВП в первом полугодии составило 9,7%. Хуже дела обстоят только у Украины и Молдовы. Во всяком случае, если судить по ключевому виду экономической деятельности — промышленному производству, эти две страны демонстрируют самые низкие показатели: минус 31,9 и 25,7% соответственно. По оценке компании ФБК, падение ВВП в Украине может достичь 20%.

Лучше всего, как ни странно, выглядит Узбекистан. Так, по оценке ФБК у этой страны самый высокий показатель роста ВВП — 7,9% в первом полугодии. Также положительные темпы роста ВВП продемонстрировали Азербайджан — 4,3%, Таджикистан — 2,9%, Грузия — 2,1, Белоруссия — 1,2%, Кыргызстан — 0,5%.

«Кризис — это момент истины для СНГ. Центробежный процесс усиливается по мере ослабления самого крупного игрока — России. Поэтому лучшим интеграционным механизмом СНГ является укрепление российской экономики», — прокомментировал цифры директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Где интеграция?

Неожиданную точку зрения на будущность интеграции в СНГ высказал первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин, который заявил, что импульс интеграции будет дан не экономикой, а политикой и связан он будет со сменой политической элиты на Украине. «Обновление власти на Украине способно сообщить новый импульс не только ЕврАзЭС, но и СНГ в целом. Потому что СНГ — это ЕврАзЭС и Украина. Говорить об экономической интеграции на постсоветском пространстве без Украины очень сложно», — пояснил политик.

Кроме того, по его глубокому убеждению, СНГ будет сохраняться до тех пор, пока в этом есть заинтересованность России: «Если Россия потеряет интерес к Содружеству, то вряд ли СНГ долго просуществует». И интерес здесь не столько экономический, сколько политический. «В прошлом году и начале нынешнего года были очень серьезные основания считать, что кризис в целом может привести к углублению интеграции», — сказал он. Однако действует иная тенденция, связанная не только с кризисом, но и политическими проблемами отдельных государств, наиболее ярко представленными молочным кризисом между Россией и Беларусью.

Кроме того, Затулин отметил, что после августовских событий на Кавказе в 2008 году в некоторых странах СНГ решили, что, возможно, настал момент несколько сократить дистанцию между ними и Западом и несколько удлинить дистанцию между ними и Москвой. «Для желающих укрепить отношения с Россией кризис явился дополнительным поводом, для нежелающих — основанием для того, чтобы сказать: мы не нашли того, чего хотели в СНГ, и будем искать это в других странах», — отметил Затулин и резюмировал, что кризис сегодня очень противоречиво действует на интеграцию в СНГ.

А если быть точнее, интеграция фактически повисла в воздухе. Россия не в состоянии сегодня быть тем сильным в экономическом плане ядром интеграции, а другого центра притяжения в СНГ пока не появилось. К чему в итоге приведет подобное положение — эксперты не берутся прогнозировать.

0 коммент.:

Отправить комментарий