03.09.2009

Экологические премии пустили в утиль


Автор: Александр СЕРГЕЕВ

Период премий за утилизацию подходит к концу. В Германии программу готовятся свернуть. В США она уже свернута. Причина – слишком серьезная нагрузка на бюджет. Однако в обеих странах «экологические» премии, как их еще называют, успели выполнить свою задачу – реанимировать автомобильные рынки и поддержать автопроизводителей.
More...
«Средств для выплаты премий больше не осталось», — процитировала русская редакция Deutsche Welle сообщение немецкого Федерального ведомства по экономике и контролю над экспортом (BAFA), вывешенное 2 сентября на веб-сайте этой организации. Интернет-портал, на котором можно было подать заявление на получение премии, уже закрыт.

Германия запустила свою программу «экологических премий» в конце января. В рамках этой программы каждый автовладелец, который сдавал на металлолом свою старую (не младше девяти лет) машину и покупал новую, экологически чистую, получал от государства 2,5 тыс. евро. Предполагалось, что премия сохранится до конца текущего года. Однако отведенные под эту программу 5 млрд евро уже закончились. Частично это связано с тем, что число заявлений на выдачу премии в последнее время резко возросло. Ежедневно в BAFA поступало до 14 тыс. обращений.

Впрочем, свою миссию программа уже выполнила. Продажи новых автомобилей в Германии за первые шесть месяцев 2009 года увеличились, по данным АВТОСТАТа, на 39,7% — во многом за счет введения экологических премий.

Что же касается немецких автолюбителей, им программа утилизационных премий принесет много пользы, даже когда закончится. Дело в том, что благодаря ей дилеры увеличили скидки на автомобили. Специалисты автомобильного центра университета Дуйсбурга-Эссена в результате специального исследования выяснили, что в августе средняя скидка на покупку автомобиля составляла 25%, в то время как в первые шесть месяцев — всего 20%. Ожидается, что в сентябре скидки вырастут еще существеннее.

Эффект от введения утилизационных премий в Германии был настолько очевиден, что ее примеру последовало более десятка европейских стран. И везде введение премий оборачивалось ростом рынка. В Италии в июле рынок вырос на 12,4%, во Франции — на 7%, в Австрии — на 4%.

Любопытна и очень наглядна история введения утилизационных премий в США. В конце июля американская программа была свернута спустя шесть дней после начала. Как написали «Ведомости», ссылаясь на Министерство транспорта США, за это время в рамках программы американцы купили 690 114 новых автомобилей, а дилеры подали заявки на возмещение предоставленных скидок на общую сумму $2,88 млрд. Субсидия на приобретение нового автомобиля после сдачи в утиль старого в США составляла $3,5—4,5 тыс., в зависимости от расхода бензина покупаемой машины.

Казалось бы, какого позитивного эффекта можно ждать от программы, действовавшей всего шесть дней? Однако, как написали «Ведомости», по оценке Комитета экономических советников Белого дома, реализация программы добавит росту ВВП в третьем квартале 0,3—0,4 процентного пункта. Благодаря ей во втором полугодии создано и сохранено 42 тыс. рабочих мест. «Заводы добавили смены и набрали рабочих, — заявил по этому поводу министр транспорта Рэй Лахуд. — В опустевшие автосалоны вернулась жизнь, а потребители купили экономичные автомобили, которые сберегут им деньги и улучшат состояние окружающей среды».

Перед российской программой утилизационных премий таких масштабных задач не ставится. Она не должна реанимировать рынок. И не сможет при всем желании, поскольку начнет работать лишь в середине следующего года. К тому времени российский авторынок и сам себя реанимирует. Она не должна и не способна улучшить состояние окружающей среды. По мнению экспертов, 50 тыс. рублей, которые предлагается выдавать российским автолюбителям в виде ваучера на приобретение нового автомобиля, заинтересуют главным образом потенциальных покупателей LADA 2105/07. Рядом с этими волшебными названиями слово «экология» выглядит ругательством. Наконец, по причинам, изложенным выше, российские экологические премии не призваны помочь автомобильным предприятиям выйти из кризиса. Разве что одному конкретно взятому заводу. Но и ему, по мнению многих экспертов, может помочь только процедура банкротства.

0 коммент.:

Отправить комментарий