03.09.2009

Ответ Шабдарбаева – простая отписка!


Автор: Санат УРНАЛИЕВ

«Поверхностной отпиской» назвали активисты штаба по защите журналиста ответ главы КНБ РК Амангельды Шабдарбаева по делу редактора Рамазана Есергепова. Теперь активисты намерены добиваться личной встречи с главным КНБшником страны, чтобы задать все неудобные вопросы ему в лицо.
More...
19 августа активисты штаба по защите осужденного на три года лишения свободы редактора направили открытое письмо главе КНБ Амангельды Шабдарбаеву. Штаб требовал, чтобы КНБ снял секретность с проектов писем, опубликованных в газете «Алма-Ата Инфо», и тем самым — обвинения с Рамазана Есергепова. 25 августа в канцелярии региональных департаментов КНБ РК по всей стране с такими же письмами обратились около трехсот политически активных граждан.

Г-н Шабдарбаев не стал томить публику и в минувшую субботу сделал ответное заявление. В нем говорится, что Рамазан Есергепов сознательно нарушил закон и понес за это ответственность.

«Что касается уголовного дела в отношении Рамазана Есергепова, у меня не было абсолютно никакого желания и оснований для того, чтобы брать его на особый контроль. Никакой «подмены» закона и правосудия сотрудниками ДКНБ по Жамбылской области в ходе проведенных проверок органами прокуратуры и внутренним служебным разбирательством не выявлено», — сказано в заявлении.

Ответ получен — вопросы остались

После такого ответа Шабдарбаева у супруги осужденного Раушан Есергеповой возникло еще больше вопросов.

По какому праву сотрудники КНБ похитили Рамазана из стен больницы? Почему КНБ на протяжении полугода не выдает допуски к госсекретам защитникам Рамазана, ходатайство которых суд удовлетворил? Разве не нарушение закона, когда пресс-секретарь председателя КНБ еще на стадии расследования публично заявляет о «неопровержимых доказательствах вины» редактора, показывая телезрителями сомнительную ксерокопию письма, которую в дальнейшем вообще исключили из доказательств?

- И самое главное, — недоумевает Раушан Есергепова, — почему господин Шабдарбаев умолчал о содержании писем, адресованных ему? Прочитав о таких просьбах как «проинформировать заинтересованных лиц» о нежелательности встречи местного предпринимателя с президентом, «инициировать особый контроль генеральной прокуратуры» за позицией прокуратуры области, почему он не рассекретил эти письма?

Активист штаба по защите Рамазана Есергепова и редактор сайта Казахстанского международного бюро по правам человека Андрей Свиридов, заметив, что оперативность главы КНБ нужно поставить в пример другим чиновникам, обратил внимание на следующее:

- Шабдарбаев не ответил на главный вопрос — о роли Жамбылского ДКНБ в деле Есергепова, а точнее, о совмещении сразу нескольких ролей Таразского ДКНБ, который одновременно исполнял функции потерпевшего, обвинения, следствия и экспертизы, изначально высказывая свою заинтересованность в непременном наказании журналиста.

У Шабдарбаева просто нет ответа

В своем ответе председатель КНБ старается выглядеть как человек, непричастный к этому позорному суду над журналистом. Он формально говорит о том, что суды и спецслужбы — это разные институты, но, к сожалению, это вызывает только горькую усмешку. Такое мнение высказал зампред ОСДП Амиржан Косанов.

- Все понимают, что в реальности именно спецслужбы в лице КНБ являются самой бесконтрольной структурой в органах власти. До сих пор тень НКВД, ЧК, КГБ преследует этот орган. За все годы независимости мы ни разу не были свидетелями того, чтобы КНБ, ратуя за национальную безопасность, сделало бы хоть один добрый жест в сторону простых граждан в соблюдении конституционных прав и свобод, — напомнил политик, подписавшийся под письмом Шабдарбаеву.

Амиржан Косанов солидарен с соратниками по штабу и считает, что это письмо — простая отписка. По его мнению, на вопросы о судьбе Есергепова ответа дано не было.

- Да и априори ответа и не может быть дано! Потому что понятно, что в нашей системе, когда превалирует четкая вертикаль подчинения исполнительной власти, всех силовых органов и так называемое телефонное недемократическое право, никто не может поймать за руку того или иного руководителя спецслужб, — заявил Косанов. — Все это говорит о том, что, к сожалению, ситуация с Рамазаном Есергеповым после ответа не прояснилась.

В Астану за ответами!

Президент фонда «Журналисты в беде» Розлана Таукина возмущена ответом:

- Ответ Шабдарбаева не удовлетворил ни нас, ни тем более общество. Это же поверхностная отписка! Г-н Шабдарбаев не ответил, почему сотрудники КНБ регулируют доступ к президенту страны, почему они превышают свои служебные полномочия. И вообще, у нас очень много вопросов к действиям не только таразских сотрудников КНБ, но и по всей республике.

По словам г-жи Таукиной, активисты штаба в ближайшее время поедут в Астану, где будут добиваться личной встречи с председателем КНБ, чтобы задать ему вопросы от лица читателей, журналистского сообщества и политиков. Если встреча состоится, она пообещала опубликовать интервью с председателем КНБ в прессе.

- Я считаю, штаб должен расширить свои акции, охватывая все судебные процессы, которые идут над газетами и журналистами. Важно защищать всех, потому что все эти нападки имеют общий корень и общие цели. Речь идет о «Республике», «Тасжарган» и других газетах, — заключила Розлана Таукина.

...Что касается самого Рамазана Есергепова, то он, по словам супруги, сам подал апелляционную жалобу, поскольку остался без адвоката. Суд отказал Раушан Есергеповой и двум активистам штаба представлять интересы осужденного в суде, так как КНБ под разными предлогами отказывает им в допуске к документам уголовного дела под грифом секретно. В ответ «нелегализованные» защитники подали иск в Медеуский суд Алматы на противоправные действия сотрудников КНБ. Но им, как и еще трем адвокатам по данному делу, до сих пор не дают ознакомиться с протоколами судебных заседаний, обвинительным заключением суда первой инстанции и даже приговором, вопреки законодательству.

0 коммент.:

Отправить комментарий