06.11.2009

Астанинские метаморфозы


Автор: Тулеген АСКАРОВ

Официальная Астана так и не сумела предложить налогоплательщикам ясный план по переходу от антикризисных действий к мерам по сокращению господдержки экономики, выходу государства из капитала национализированных банков и возврату в казну потраченных средств из бюджета и Нацфонда.
More...
Медлительность кабмина, Нацбанка и АФН в этом вопросе выглядит сейчас явным анахронизмом на фоне действий властей других стран.

Давайте посмотрим, что делают на этот счет власти других стран. Например, министр финансов США Тимоти Гейтнер в своем обращении к американским конгрессменам заявил, что правительство этой страны отныне не будет предоставлять помощь неплатежеспособным финансовым компаниям и им придется просто банкротиться.

Г-н Гейтнер весьма ясно объяснил позицию администрации США: «Никакая финансовая система не может работать эффективно, если финансовые институты и инвесторы предполагают, что правительство будет защищать их от последствий провала. Мы не можем заставить налогоплательщиков платить за потери крупных частных финансовых институтов. Мы должны создать систему, в которой отдельные фирмы, какими бы большими или важными они ни были, могут обанкротиться не без риска катастрофического ущерба для экономики» (цитируем по тексту, предоставленному агентством «Ирбис»).

Сравнение не в нашу пользу

Речь идет о том, что в США в случае банкротства крупных финкомпаний потери не будут возлагаться на налогоплательщиков — расплачиваться предстоит держателям акций, необес­печенных облигаций и другим крупным участникам рынка. По новой схеме вводится отдельный режим для банков и сберегательных учреждений, позволяющий Федеральной корпорации страхования депозитов (FDIC) доводить их до банкротства.

При этом неплатежеспособная компания переходит под управление временной банкротной администрации FDIC, которая займется демонтажом, продажей или ликвидацией финансового института в «упорядоченном порядке», дабы обеспечить защиту финансовой системы при «самой низкой стоимости для налогоплательщиков».

Убытки будут покрываться за счет акционеров и других источников финансирования, включая конкурентов с активами более $10 млрд. А руководителей, доведших компанию до банкротства, просто заменят.

Правительство лишится возможности предоставлять помощь неплатежеспособной компании при помощи так называемого открытого фонда (open-bank), если она не находится под управлением временной банкротной администрации или в процессе реструктуризации, продажи или ликвидации.

Среди новшеств также отметим новые полномочия ФРС, позволяющие в принудительном порядке добиваться от крупных финансовых компаний уменьшения их размера путем продажи активов и ограничения сферы их деятельности с целью снижения риска для всей системы. И только после того как эти меры не дадут эффекта, государство может воспользоваться правом взять под контроль бедствующую финансовую компанию.

Британское правительство решило разделить и продать по частям национализированные во время кризиса банки, включая Northern Rock, Lloyds TSB и работающий в нашей стране Royal Bank of Scotland.

Смысл состоит в том, чтобы распродать «хорошие» части этих банков, тогда как «плохие», наименее ликвидные активы государство оставит себе на продолжительное время. Такой вариант реструктуризации предусматривает также ограничение на участие в этой схеме других крупных банков этой страны, оставшихся независимыми от государства, что в итоге должно усилить конкуренцию на рынке.

Примечательно, что уже известны и претенденты на покупку «хороших» британских активов — среди них называют испанскую группу Banco Santander, финансовую компанию Virgin Money и ретейлера Tesco. Планам британского правительства в отношении разделения Northern Rock уже дала «добро» Еврокомиссия.

В Нидерландах группа ING, получившая экстренную помощь от правительства своей страны и Еврокомиссии, готовится к разделению банковского и страхового бизнеса, а также к отделению американского розничного подразделения.

Еврокомиссия также достигла соглашения с немецким Commerzbank, получившим финансовую помощь государства в обмен на пакет 25% его акций по продаже британской компании Kleinwort Benson и доле в австрийском бизнесе.

Примечательно, что после соответствующих сообщений британских СМИ котировки акций Lloyds и RBS на Лондонской фондовой бирже не пошли вверх, как этого можно было ожидать, а заметно снизились. Любопытно и то, что в RBS британским властям принадлежит порядка 70% акций, то есть примерно столько же, сколько и правительству Казахстана в «БТА Банке».

В соседней России премьер-министр Владимир Путин объявил о значительном сокращении кредитной поддержки банков в следующем году — вместо обещанных ранее 250 млрд рублей они получат 100 млрд, тогда как разница в 150 млрд пойдет в антикризисный фонд для финансирования программ восстановления экономики, в первую очередь реального сектора.

Для сравнения: с осени 2008 года, когда необходимо было срочно пополнять ликвидность банковского сектора, российские банки получили только в виде субординированных кредитов от государства 950 млрд рублей.

Кстати, руководство российского ВТБ, работающего и в Казахстане, предложило тамошнему правительству весьма интересный способ вернуть средства, потраченные на приобретение допэмиссии акций банка осенью прошлого года. Тогда российское государство потратило 180 млрд рублей, в результате чего его доля в ВТБ выросла с 77,5 до 85,5%. Теперь же, предлагает топ-менеджмент ВТБ, властям нужно просто продать часть госпакета его акций, подорожавшего за последнее время, и вернуть деньги налогоплательщиков с прибылью!

Без займов не обойтись

Судя по всему, в создавшейся ситуации властям Казахстана все же придется использовать займы МВФ, хотя этого и не хотелось официальной Астане, лихорадочно пытающейся заткнуть «дыры» ликвидности и растущий дефицит текущего счета платежного баланса.

Напомним читателям, что вопреки недавним заверениям главы государства о том, что наши власти не будут просить финансовой помощи у международных финансовых организаций, Казахстаном за последнее время привлечены займы Всемирного банка, Азиатского и Исламского банков развития, не говоря уже о кредитных линиях госбанков Китая и России.

Конечно, власти могут уповать и на дальнейший рост цен на нефть, однако правительству от этого легче не станет, поскольку по нынешней схеме деятельности Нацфонда нефтяные доходы идут в эту виртуальную структуру, минуя бюджет.

Тем не менее по итогам недавнего визита миссии МВФ в нашу страну тема возможных заимствований правительством у этой международной организации публично не озвучивалась. Публикация заявления миссии, датированного 28 октября, состоялась на сайте Нацбанка в прошлый четверг после встречи премьер-министра Карима Масимова с ее руководителем Аной Люсией Коронель.

Как выяснилось из информации пресс-службы правительства по этому поводу, гости получили из первых рук информацию о процессе реструктуризации внешних обязательств «БТА Банка» и «Альянс Банка». Говорилось также о мерах господдержки по стимулированию кредитования экономики, управлении средствами Нацфонда и использовании зарубежных источников заимствования. Затем гости встретились с руководством АФН, чтобы обсудить текущее состояние и перспективы развития казахстанской финансовой системы. Кроме того, в заявлении указывается, что, помимо встреч с представителями властей, гости заслушали мнения банковских и деловых кругов.

Перейдем теперь к самому документу, подготовленному миссией МВФ. В начале заявления отмечается, что в «мировой экономической ситуации появляются признаки улучшения», но тем не менее «возобновление роста будет медленным, поскольку финансовые условия остаются нестабильными, а рост безработицы и сбережений сдерживает расходы населения». В итоге члены миссии заключают, что «дальнейший экономический подъем обусловлен сохранением политики поддержки и восстановлением устойчивости финансового сектора».

По их мнению, в Казахстане восстановление экономического роста также будет постепенным под негативным влиянием трудностей в банковском секторе и глобальной нестабильности. Из заявления можно понять, что правительство в своем оптимистичном прогнозе на позитивную концовку года по росту ВВП рассчитывает на увеличение добычи нефти при одновременном росте цен на нее и другие сырьевые товары, рекордный урожай зерна и дополнительные расходы на антикризисные меры.

В свою очередь, «рост кредита остается слабым даже при наличии достаточной ликвидности. Активность в ключевых отраслях, таких как строительство и обрабатывающая промышленность, по-прежнему низкая, а рост доходов населения и потребительского спроса будет происходить с лагом». По этой причине в отличие от кабмина миссия МВФ ожидает сокращения ВВП Казахстана в завершающемся году на 2%, хотя и не исключает корректировки своего прогноза в сторону повышения.

В финансовой системе, по мнению миссии, властям Казахстана необходима «более комплексная стратегия, направленная на восстановление доверия к банковской системе. Ключевой задачей для достижения этих целей является урегулирование проблем платежеспособности банков». При этом напоминается, что господдержка банкам должна быть более прозрачной, «с тем чтобы обеспечить отражение реальной позиции в балансах банков и создать надлежащие резервы по всем активам».

Удивление вызывает мнение миссии МВФ о необходимости наделения АФН «полномочиями, юридической защитой, независимостью и ресурсами для надлежащего выполнения своих обязанностей, включая обеспечение обязательного соблюдения нормативных актов и, в случае необходимости, принятие коррективных мер на раннем этапе», а также «дальнейшее развитие потенциала АФН в области надзора и проведения проверок на местах».

Напомним читателям, что и без того в самый разгар кризиса решением главы государства были расширены полномочия АФН, увеличена штатная численность регулятора с одновременным повышением должностных окладов сотрудников, предоставлением им права находиться непосредственно в офисах крупнейших финансовых институтов. Конечно, в регионах, где АФН обычно представляют лишь несколько сотрудников, не мешало бы укрепить представительство регулятора.

Члены миссии тонко намекнули и о том, что АФН сейчас следует далеко не современному подходу в надзорной деятельности, опираясь на контроль за выполнением нормативов. А в нынешние времена следует опираться на методологию, основанную «на учете рисков, уделяя большее внимание потребности в эффективном корпоративном управлении, транспарентности акционеров, фидуциарным обязанностям директоров и управлению рисками в банках».

Действительно, о каком контроле за выполнением пруденциальных нормативов можно говорить, когда АФН на протяжении длительного времени допускает деятельность на рынке их явных нарушителей, коими выступают контролируемые государством банки?!

В заявлении миссии МВФ откровенно говорится и о том, о чем Нацбанк не может позволить себе сказать открыто, как, впрочем, и политическое руководство нашей страны: «...Действующая привязка обменного курса к доллару США остается целесообразной, пока не решены проблемы в финансовом секторе»!

Впрочем, и кабмин вряд ли мог бы открыто признаться налогоплательщикам в том, что именно из-за значительного объема средств, выделяемых для реализации антикризисных мер на следующий год, откладывается на полгода повышение заработной платы бюджетникам и отменяется сокращение ставок налога на прибыль предприятий.

В посткризисном периоде миссия МВФ видит три главные задачи для властей Казахстана: «восстановление доверия к финансовой системе с одновременным прекращением поддержки государственного сектора», «постепенное прекращение расходов, направленных на бюджетное стимулирование, и увеличение сбережения будущих нефтяных доходов» и «большая гибкость обменного курса».

Для реализации первой задачи правительству «следует осмотрительно управлять внешними заимствованиями банков и нефинансовых организаций, а государственный сектор должен приступить к разработке прозрачной и согласованной стратегии выхода из акционерного капитала банков».

В решении второй задачи миссия предлагает для начала «определить оптимальное сочетание уровня сбережений и использования доходов сырьевого сектора», поскольку «использование средств, сбереженных в нефтяном фонде, для смягчения последствий кризиса было оправданным, однако в бюджете на среднесрочный период следует ограничить зависимость от нефтяных доходов и предусмотреть возможности более широкого использования государственных ценных бумаг».

Проще говоря, правительству предлагается сократить свои аппетиты на гарантированные трансферты из Нацфонда и больше занимать у пенсионных фондов.

По поводу третьей задачи — обеспечения большей гибкости обменного курса — миссия МВФ прямо указывает Нацбанку, что такая мера «будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики и реагирования экономики на внешние шоки, такие как колебания цен на сырьевые товары и изменения обменного курса национальных валют в странах — торговых партнерах».

Из этого можно легко понять — нынешняя жесткая политика Нацбанка на жесткую привязку обменного курса тенге к доллару вряд ли способствует проведению эффективной денежно-кредитной политики и уж тем более ускоряет реагирование властей на изменяющиеся внешние условия.

Текущие новости

Пока власти пытаются разобраться, как им двигаться дальше в меняющихся условиях, банковский сектор в той его части, которая не перешла под контроль государства, продолжает жить своей обычной жизнью.

«АТФБанк» выплатил очередной купон по своим международным облигациям на $8,1 млн. «Темiрбанк» рассчитался сразу по нескольким купонным вознаграждениям на общую сумму 548,2 млн тенге. «Банк ЦентрКредит» перечислил по двум купонам 436,5 млн тенге.

Межгосударственный «Евразийский банк развития» перечислил инвесторам 1,5 млрд тенге в качестве первого купонного вознаграждения по своим 5-летним облигациям, выпущенным в апреле текущего года на 20 млрд тенге.

Нацбанк напомнил о том, что с 1 ноября вступило в силу постановление его правления за номером 77 от 24 августа текущего года, вносящее изменения в правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля, утвержденные 17 августа 2006 года. Новшества в нормативную базу были внесены после принятия минувшим летом соответствующего закона по вопросам валютного регулирования и контроля.

А правление KASE приняло решение о возобновлении с 27 октября торгов облигациями компании «БТА Ипотека» — «дочки» «БТА Банка». Речь идет о бондах 14 выпусков на общую сумму 63 млрд тенге, торги по которым были приостановлены с 6 октября.

Среди международных новостей выделим сообщение рейтингового агентства Moody's, известившего о своем прогнозе по росту плохих долгов банковского сектора нашей страны — их доля в совокупном ссудном портфеле может подняться до 30% к концу года с 15 на начало осени.

Один из «конечных» владельцев «Евразийского банка», глава его совета директоров Александр Машкевич в качестве президента Евро-Азиатского еврейского конгресса посетил Демократическую Республику Конго, где был принят руководством этой страны, с которым обсудил не только гуманитарные, но и некие деловые вопросы.

Скорее всего, речь шла о конголезских активах компании Central African Mining and Exploration Co., за которую группа ENRC готова выложить почти $1 млрд. Хотя сделка по приобретению ENRC африканской компании еще не завершена, появились сведения о том, что «евразийцы» нацелились еще и на покупку доли в южноафриканской Samancor Chrome, контролируемой International Mineral Resources.

«Юникредит Банк» — российская «дочка» итальянской UniCredit, которая в нашей стране контролирует «АТФБанк», объявила о переходе от антикризисных действий к стратегии развития, что выразится в концентрации на увеличении кредитного портфеля.

А Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) уведомила о том, что с ноября банкам-резидентам государств — членов ЕврАзЭС предоставлен доступ к торгам в ее единой торговой системе.

«Нур Отан» зовет в прошлое?

В принципе, само правительство, похоже, все же отдает себе отчет в том, что на манну небесную в виде денег Национального фонда ему рассчитывать не стоит, поскольку это может значительно ухудшить макроэкономическую статистику страны.

Премьер-министр Карим Масимов разъяснил своим коллегам по кабмину вполне очевидную истину о том, что в следующем году средства господдержки «не будут литься рекой в наши банки», имея в виду под последними, скорее всего, контролируемые государством «БТА Банк», «Альянс Банк», «Темiрбанк», а также «Казкоммерцбанк» и «Народный банк Казахстана», где правительству принадлежат значительные пакеты акций.

Как в таких условиях г-н Масимов намеревается обеспечить ликвидность банковского сектора и нормальное кредитование отечественного бизнеса, остается загадкой.

Не менее загадочными выглядят и рекомендации в финансовой сфере фракции партии «Нур Отан» правительству и Нацбанку. Как выяснилось из сообщения пресс-службы Мажилиса, среди этих советов есть предложения по стимулированию консолидации в банковской сфере и формированию крупных, финансово устойчивых банковских структур, конкурентоспособных на международном уровне.

Но если вспомнить недавнее славное прошлое нашего банковского сектора, то как раз в этом направлении и двигались тогда крупнейшие финансовые институты страны, а опальное ныне руководство «БТА Банка» ставило задачу превращения его в глобальный банк! Получается, что в «Нур Отане» либо не знают новейшей истории отечественной финансовой системы, либо просто занимаются плагиатом.

Впрочем, есть и другие загадки от депутатов-нуротановцев. Например, по поводу «прямого кредитования регуляторами субъектов предпринимательства», а также «снижения процентной ставки предоставляемых кредитов субъектам МСБ, реализующим инновационные, индустриальные и инфраструктурные проекты».

Источник: Газета "Голос Республики" №43 (124) от 06 ноября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий