18.12.2009

«Лишних» денег стало много?


Автор: Тулеген АСКАРОВ

Минувший уик-энд Астана провела в рабочем режиме в связи с прибытием китайского президента Ху Цзиньтао с рабочим визитом. Формальным поводом было участие высокого гостя в церемонии запуска казахстанского участка газопровода из Центральной Азии в Китай, однако выяснилось, что у этого визита была и другая ипостась – финансовая.

После того как глава нашего государства на встрече со своим китайским партнером публично признал, что «КНР и Вы лично оказали огромную поддержку в кризисный период, выделив огромный кредит для развития экономики Казахстана», в выступлении г-на Цзиньтао почувствовалась озабоченность Пекина дальнейшей судьбой этих средств.

Ревизор из Поднебесной

Дело в том, что глава КНР по итогам переговоров со своим казахстанским партнером по естественному праву крупного кредитора выдвинул перед заемщиком, то есть «Ак ордой», пять предложений по дальнейшему развитию двусторонних отношений.

Среди них нас особо заинтересовало «взаимодействие в финансовой сфере». Китайская сторона предлагает укреплять и, в частности, интенсивно работать над реализацией проектов с использованием предоставляемого Китаем нашей стране кредита в сумме $10 млрд. Неудивительно, что в итоге создалось впечатление о ненужности этих денег казахстанской стороне, которая, судя по выступлению китайского президента, особо не утруждает себя их использованием.

Напомним читателям, что договоренность о предоставлении 10-миллиардного кредита была достигнута на высшем уровне восемь месяцев назад — еще в апреле уходящего года. Освоение половины этой суммы, предназначенной главным образом для нацкомпании «КазМунайГаз», вопросов вроде бы не вызывает. Зато судьба второй половины кредита — от китайского «Экспортно-импортного банка» государственному Банку развития Казахстана пока выглядит весьма неопределенной.

Тонкость состоит в том, что китайский «Эксимбанк» по определению должен поддерживать экспорт из соседней страны в Казахстан в виде оборудования и услуг. А чтобы при этом учитывались интересы нашей страны, крупные проекты по этой линии решили согласовывать с Госкомиссией по модернизации экономики при правительстве. Таким образом, процесс освоения китайских средств оказывается довольно бюрократизированным.

К тому же официальные данные по освоению этих денег выглядят совсем уж пессимистично. Как выяснилось после встречи руководства ФНБ «Самрук-Казына» и «Эксимбанка» Китая в Астане в ходе визита туда г-на Цзиньтао, из $10 млрд освоено $1,5 млрд и еще по сумме $0,4 млрд освоение подходит к концу. Третий транш должен составить $3,5 млрд, но отечественный банковский сектор и без того оказался перенасыщенным избыточной ликвидностью.

То есть финансовая помощь Китая нашей экономике уже и не требуется, так как есть собственные средства. Но и отказаться от заемных китайских денег Астана теперь не может — иначе г-н Цзиньтао просто потеряет «лицо».

Белокаменная не торопится

В канун визита китайского президента в Астану десант высокопоставленных казахстанских лиц отбыл в другом кредиторском направлении — российском. Этот сосед предоставил нашей стране финансовых ресурсов в меньшем объеме — на $3 млрд, причем средства предназначены на проекты в Казахстане с российским участием.

Впрочем, на момент визита премьера Карима Масимова в Москву больший интерес представляло не использование этих средств, которые, похоже, оказались не слишком востребованными у нас, как и китайские миллиарды, а дальнейшая судьба «БТА Банка».

По всей видимости, далеко не случайно именно в канун поездки г-на Масимова в Москву «БТА Банк» объявил о подписании основных коммерческих условий реструктуризации своих внешних обязательств (Principal Commercial Terms Sheet) с комитетом его кредиторов.

И хотя сразу же стало известно, что этот документ не окончательный и не является обязательным для кредиторов, а реструктуризация должна быть еще одобрена их собранием, по крайней мере, премьер ехал в Москву не с пустыми руками, давая надежду на его возвращение оттуда с хорошими новостями.

Тем более что туда же несколькими днями раньше отправился премьерский «шерп» — глава ФНБ «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов, дабы прозондировать позицию «Сбербанка» — давнего претендента на покупку БТА.

Кстати, в «Сбербанке» в это время полным ходом шла подготовка к подписанию договора о покупке белорусского «БПС-Банк», которое состоялось в прошлую пятницу в Минске. В итоге российский гигант выложит за «БПС-Банк» $280,8 млн. Примечательно, что продавец, то есть власти Беларуси (для совершения сделки тамошний президент Александр Лукашенко даже подписал свой указ), просил за банк $450 млн, а покупатель предлагал $150 млн.

Учитывая, что на конец года собственный капитал «БПС-Банка» оценивается на уровне $225 млн при активах порядка $1,7 млрд, казахстанская сторона получила ориентир для цены «БТА Банка», активы которого на начало ноября составляли примерно $14 млрд, правда, при отрицательном собственном капитале и гигантском убытке.

Как бы то ни было, еще до прибытия казахстанского премьера в Белокаменную, куда г-н Масимов отправился с целью участия в заседании Межгоссовета ЕврАзЭС, стало известно, что его «шерп» не добился особых сдвигов в позиции «Сбербанка», явно не спешащего входить в капитал БТА.

Напомним читателям, что ранее руководство этого банка и ФНБ обещало завершить сделку по БТА со «Сбербанком» осенью этого года и даже предлагало обменяться их акциями, чтобы казахстанская сторона могла стать совладельцем российского гиганта! В мае тот же г-н Келимбетов заявлял о том, что в августе будет рассматриваться вопрос о вхождении «Сбербанка» в состав акционеров БТА, а в апреле он же заверял Мажилис, что результаты переговоров с россиянами по этому поводу будут известны в... мае.

В общем, обещаний было много, а воз БТА и ныне там. На этот раз глава ФНБ сообщил из Москвы, что переговоры со «Сбербанком» на предмет вхождения в капитал «БТА Банка» возобновятся не ранее 1 февраля следующего года, поскольку процесс одобрения комитетом кредиторов условий реструктуризации долга БТА завершится до 31 января следующего года.

Однако и эти сроки теперь выглядят не слишком реалистичными, так как спустя пару дней после заявления г-на Келимбетова АФН сообщило о своем решении предусмотреть в письменном соглашении с «БТА Банком» требование о созыве собрания кредиторов АО «БТА Банк» для одобрения плана реструктуризации в срок до 23 марта следующего года!

После этого и в Казахстане, и в Москве стало понятно, что чиновники и ФНБ вместе с руководством «БТА Банка» просто хотят вновь протянуть время, дабы скинуть эту проблему с себя новым руководителям правительства, «Самрук-Казыны» (если госхолдинг не расформируют, как это ожидается) и банка.

Надо сказать, что расчет у этой команды беспроигрышный: ведь даже в момент самого яростного гнева обманутый в ожиданиях глава государства не сможет решиться на наказание всех ее членов!

Бросить в застенок главу нацкомпании или нескольких топ-менеджеров банка — это еще народ поймет при активной пропагандистской обработке его официальными СМИ. Но представить себе, что «Ак орда» решится покарать одновременно премьера, председателей Нацбанка и АФН, руководителей ФНБ, включая среднего зятя главы государства, и нынешних топ-менеджеров «БТА Банка», просто невозможно даже при самой богатой журналистской фантазии!

Конечно, можно вспомнить об осужденном заочно экс-премьере Акежане Кажегельдине, о «наезде» чекистов на двух председателей Нацбанка, на одного из которых даже надели наручники, но это, как говорится, совсем другие истории совсем другого столетия.

По всей видимости, и в Москве прекрасно понимают игру, затеянную казахстанскими «национализаторами» от государства в отношении «БТА Банка». Во всяком случае тамошние встречи г-на Масимова с руководителями «Сбербанка» и «Внешэкономбанка» какими-то внятными результатами не увенчались. Да и новости на эту тему затерялись в информационной тени заседания Межгоссовета ЕврАзЭС и предстоящего запуска Таможенного союза.

Что касается здравой финансовой логики, то «Сбербанку», конечно же, проще купить «БТА Банк» в случае его банкротства, чем брать на себя бремя конфликтов с кредиторами казахстанского банка.

Пора бы определяться

В продолжение международной тематики приводим сообщение из Венесуэлы, где по указанию президента Уго Чавеса было уже национализировано несколько частных банков. А теперь тамошнее правительство решило слить их в новый государственный банк с красиво звучащим названием — Banco Bicentenario, что переводится как «Банк Двухсотлетия». Это имя ему дали в честь приближающегося 200-летия обретения Венесуэлой независимости от Испании.

В Казахстане же в связи с предстоящим через пару лет празднованием 20-летия независимости нашей страны можно было бы так же слить воедино контролируемые государством «БТА Банк», «Альянс Банк» и «Темiрбанк» в новый институт, назвав его «Банк 20-летия».

Кстати, г-н Солодченко на своем блоге рассматривает возможность слияния после захода ФНБ в капитал реструктурированных банков в единый «Туран-Алем-Самрук-Казына-Темiр-Альянс-Астана-Финанс банк». Затем этот гибрид-монстр может быть продан стратегическому инвестору с сохранением за государством доли в 25%.

Из других зарубежных вестей отметим решение российского «БТА Банка» предложить держателям еврооблигаций компании Slavinvest Finance S.A. премию, если они одобрят перенос даты их полного погашения с 21 декабря нынешнего года еще на год.

В США Bank of America полностью вернул правительству средства, ранее выделенные ему в качестве господдержки, в объеме $45 млрд. Источником стали как собственные средства банка, так и доходы от продажи активов и деньги, привлеченные от размещения акций на рынке.

Страсти по поводу фактического дефолта государственного инвестфонда Dubai World немного улеглись после того, как британские банки HSBC, Standard Chartered, Lloyds и Royal Bank of Scotland согласились на реструктуризацию его долгов.

Кстати, в Британии ввели 50-процентный налог на бонусы финансистам по итогам нынешнего года. В этой связи властям Казахстана стоило бы прояснить свою позицию по данному вопросу, особенно в отношении вознаграждений топ-менеджерам тех отечественных банков, в капитал которых зашло государство. По идее, этим банкирам бонусы вообще не должны выплачиваться, а чистый доход таких банков было бы логично перечислить в Нацфонд для компенсации его потерь на господдержку.

«Конечные» владельцы «Евразийского банка» довольно неожиданно «засветились» в скандале вокруг продажи алматинского авторынка «Жибек Жолы», который приобрел международные рамки. Со слов предпринимателей, работающих там и высказавших свое мнение в газете «Время», от «группы Машкевича» «Жибек Жолы» перешел теперь к российскому предпринимателю Тельману Исмаилову, владевшему ранее закрытым Черкизовским рынком в Москве.

Администрация «Жибек Жолы» опровергла эту информацию, да и нам показалось довольно странным присутствие миллиардеров-«евразийцев» в столь «теневой» сфере бизнеса, коей является рыночная торговля автомобилями.

Впрочем, проверив на всякий случай доступные источники, мы выяснили, что Александр Машкевич и Тельман Исмаилов наверняка встречались в Москве недавно по другому поводу. Как уже сообщала наша газета, там прошла встреча ряда известных олигархов стран СНГ для обсуждения вопроса о финансовой поддержке еврейских общин на территории бывшего СССР.

Римское отделение итальянского банка UniCredit, контролирующего в нашей стране «АТФБанк», тамошняя финансовая разведка подвергла расследованию в связи с его возможной причастностью к отмыванию денег Ватикана на общую сумму 180 млн евро. Точнее, речь идет о средствах Банка Ватикана, использованных предположительно на операции в сфере недвижимости. Этот банк имеет еще одно, более возвышенное название — Институт религиозных сочинений — и подчиняется самому Папе Римскому, формально считаясь благотворительным фондом.

Попутно выяснилось, что финансовая разведка подчиняется Банку Италии, в связи с чем вспомнилось, как в свое время отечественные журналисты предлагали Нацбанку взять под свое крыло аналогичную службу в нашей стране, которая оказалась ныне в Минфине в виде Комитета финансового мониторинга.

Ни шатко ни валко

Отечественный банковский сектор в конце уходящего года особой информационной активностью не отличался, чему способствовала и «короткая» предпраздничная неделя.

«Банк ЦентрКредит» предложил своим акционерам воспользоваться правом преимущественной покупки акций дополнительной эмиссии — почти 18 млн штук простых и 39,2 млн привилегированных акций. Поскольку цена размещения одной простой установлена в 300 тенге и по такой же цене размещаются привилегированные акции, конвертируемые в простые, то несложно подсчитать, что капитал банка в итоге увеличится более чем на 17 млрд тенге.

Эмитенты облигаций из числа банков перечислили инвесторам последние в этом году купонные вознаграждения: «АТФБанк» перевел почти 900 млн тенге по двум купонам, «Банк ЦентрКредит» — 144 млн тенге, kaspi bank — 553,5 млн тенге, а государственная «Казахстанская ипотечная компания» — 455 млн тенге.

Государственная «Продкорпорация» уведомила биржу, что по поручению правительства ею привлечен краткосрочный заем «Народного банка Казахстана» на 18 млрд тенге для дополнительного закупа зерна. Другая нацкомпания — «Казахтелеком» — погасила синдицированный заем на $350 млн, привлеченный им в июле 2007 года от западных банков.

В стане дефолтных банков отличился «БТА Банк», опубликовавший уведомление о том, что следует считать недействительными 14 его печатей и штампов, в том числе представляющих его управление международного торгового финансирования.

В этой связи напомним читателям, что вопреки настойчивым требованиям зарубежных кредиторов не включать долги банка по линии такого финансирования в процесс реструктуризации его внешних обязательств руководство БТА с молчаливого одобрения властей Казахстана отказалось пойти им навстречу.

В итоге, как уже сообщалось, иностранные партнеры прекратили открывать лимиты казахстанским банкам по этой линии, из-за чего страдают в первую очередь отечественные компании. Кроме того, БТА сообщил, что не имеют юридической силы его документы, изданные после даты увольнения ряда его сотрудников и заверенные их факсимиле.

Биржевики с прошлой недели ввели запрет на использование ценных бумаг «Темiрбанка» в качестве предметов операций репо, под который попали в общей сложности инструменты 16 наименований.

Кстати, так и остается непонятным, с какой стати «конечный» владелец этого банка — ФНБ «Самрук-Казына» — решил пустить его под «нож» реструктуризации, вместо того чтобы аккуратно вывести его из кризиса в назидание своим оппонентам и превратить в «конфетку». Ведь, как сообщил на своем блоге экс-глава «БТА Банка» Роман Солодченко, еще с 2007 года велась предпродажная подготовка «Темiрбанка», для чего «скрупулезно шлифовали как портфель, так и процедуры банка». Тем более что для избежания дефолта требовалось погасить относительно небольшие суммы долга, включая $50 млн перед материнским «БТА Банком» и $35 млн перед иностранными кредиторами.

Для сравнения: на днях ФНБ «Самрук-Казына» объявил об увеличении суммы сделки с «Казахмысом» по приобретению доли в уставном капитале Экибастузской ГРЭС-1 с первоначальных $339 млн за 25-процентную долю в ГРЭС до $681 млн за пакет в 50% акций.

Еще в Москве г-н Келимбетов объявил о создании ФНБ совместно с госкорпорацией «Роснано» совместного фонда размером в $100 млн для финансирования проектов в сфере нанотехнологий. При этом он пообещал, что ФНБ вложит в фонд $25 млн. Как видно, деньги у ФНБ есть, и немалые.



Источник: Газета "Голос Республики" №49 (130) от 18 декабря 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий