Несмотря на госпрограммы по охране окружающей среды, состояние свалок в Казахстане осталось почти на том же уровне, что и десять лет назад.
Об этом на семинаре по вопросам управления твердыми и опасными отходами заявил глава департамента внедрения международных экологических стандартов по охране окружающей среды Александр Брагин.
Об этом на семинаре по вопросам управления твердыми и опасными отходами заявил глава департамента внедрения международных экологических стандартов по охране окружающей среды Александр Брагин.
Изменить ничего не смогли ни «Стратегия-2010», ни программа по охране окружающей среды, которую Министерство экологии разработало и внедрило более десяти лет назад. В Казахстане как были свалки и помойки, так они и остались, несмотря на то что в каждом из документов была расписана стратегия и закладывались средства на утилизацию отходов. Как исправить ситуацию и очистить Казахстан? Эти вопросы Министерство охраны окружающей среды (МООС) намерено разрешить с помощью международных экспертов. Во вторник экологи сели за стол переговоров в Астане: местные специалисты просили у международных помочь разработать новую стратегию управления отходами.
- Если вы возьмете наши программы десятилетней давности, когда была разработана «Стратегия-2010», то фактически и практически мы остались на том же уровне за весь десятилетний период, начиная с 2000-го. Практически можно даже говорить, что с начала 90-х годов прошлого века мы по отходам остаемся на том же уровне. То есть у нас ситуация мало меняется, — заявил Александр Брагин.
Чиновник неуверенно отметил сдвиги в ликвидации отходов, но они практически не заметны. Да, в порядок приводятся полигоны — но только в городах. Создаются определенные предприятия по переработке отходов, но, опять же, пока есть только два завода: один работает в Алматы, второй еще лишь достраивается в столице. В то же время очень слабо идет работа в сельской местности, там по-прежнему остается много неорганизованных свалок.
- Вблизи городов очень много неорганизованных свалок ликвидировано за это время. Тем не менее единой системы управления отходами у нас так и не создано, — признался г-н Брагин.
Международные эксперты долго и нравоучительно рассказывали казахстанским коллегам, как важно составить грамотную стратегию и вводить ее поэтапно, чтобы избавиться от отходов. Программа рассчитана на перспективу 10—15 лет. Причем, как сказал руководитель проекта Фрост Рассел, основные аспекты документа не являются декларативными, они довольно практичные и реализуемы. И что самое главное — недорогие.
- То есть, иными словами, эта стратегия вполне реализуема, если должным образом выполнить работу, — уверен международный специалист.
И если Фрост Рассел говорил о бытовых отходах, то его коллега Микко Курви завел разговор об опасных отходах. По его данным, в Казахстане предполагается создание госкомпании, которая будет обеспечивать соответствующий уровень услуг по опасным отходам на национальном уровне. Вполне возможно, что этим будут заниматься и частные предприятия, но для этого местным чиновникам придется провести колоссальный объем работ: это и разработка нормативно-правовой базы, и создание дополнительного госоргана, который будет контролировать выполнение упомянутой базы. А главное — в стране должны существовать стандарты по управлению опасными отходами.
Чиновники от министерства с огромным вниманием слушали своих более осведомленных коллег. Ведь все полученные советы, по словам Александра Брагина, будут внесены в программу «Жасыл даму», которая преимущественно направлена именно на решение проблемы отходов. Этот документ МООС представит на рассмотрение правительства в конце июня, потому экологи и торопятся попросить советов у международных экспертов.
- Данный проект тоже предусматривает разобраться, где, куда уходят те средства, которые собираются с населения, и средства, которые выделяются на коммунальном уровне из местных бюджетов. То есть это значительные средства. Нужно четко организовать потоки этих средств, чтобы они шли по назначению, непосредственно к тем, кто занимается и вывозом, и переработкой отходов, — уверен Александр Брагин.
Но вполне вероятно, что новая программа может превратиться в очередной способ отмывания бюджетных средств, потому что программы пишутся, а результата, как выяснилось, от них практически никакого. Чиновники даже на колбасных обрезках научились отхватывать свою часть пирога. По всей видимости, им и не выгодно решать проблему, ведь если она будет, то на ней можно снова и снова зарабатывать деньги.
- Если вы возьмете наши программы десятилетней давности, когда была разработана «Стратегия-2010», то фактически и практически мы остались на том же уровне за весь десятилетний период, начиная с 2000-го. Практически можно даже говорить, что с начала 90-х годов прошлого века мы по отходам остаемся на том же уровне. То есть у нас ситуация мало меняется, — заявил Александр Брагин.
Чиновник неуверенно отметил сдвиги в ликвидации отходов, но они практически не заметны. Да, в порядок приводятся полигоны — но только в городах. Создаются определенные предприятия по переработке отходов, но, опять же, пока есть только два завода: один работает в Алматы, второй еще лишь достраивается в столице. В то же время очень слабо идет работа в сельской местности, там по-прежнему остается много неорганизованных свалок.
- Вблизи городов очень много неорганизованных свалок ликвидировано за это время. Тем не менее единой системы управления отходами у нас так и не создано, — признался г-н Брагин.
Международные эксперты долго и нравоучительно рассказывали казахстанским коллегам, как важно составить грамотную стратегию и вводить ее поэтапно, чтобы избавиться от отходов. Программа рассчитана на перспективу 10—15 лет. Причем, как сказал руководитель проекта Фрост Рассел, основные аспекты документа не являются декларативными, они довольно практичные и реализуемы. И что самое главное — недорогие.
- То есть, иными словами, эта стратегия вполне реализуема, если должным образом выполнить работу, — уверен международный специалист.
И если Фрост Рассел говорил о бытовых отходах, то его коллега Микко Курви завел разговор об опасных отходах. По его данным, в Казахстане предполагается создание госкомпании, которая будет обеспечивать соответствующий уровень услуг по опасным отходам на национальном уровне. Вполне возможно, что этим будут заниматься и частные предприятия, но для этого местным чиновникам придется провести колоссальный объем работ: это и разработка нормативно-правовой базы, и создание дополнительного госоргана, который будет контролировать выполнение упомянутой базы. А главное — в стране должны существовать стандарты по управлению опасными отходами.
Чиновники от министерства с огромным вниманием слушали своих более осведомленных коллег. Ведь все полученные советы, по словам Александра Брагина, будут внесены в программу «Жасыл даму», которая преимущественно направлена именно на решение проблемы отходов. Этот документ МООС представит на рассмотрение правительства в конце июня, потому экологи и торопятся попросить советов у международных экспертов.
- Данный проект тоже предусматривает разобраться, где, куда уходят те средства, которые собираются с населения, и средства, которые выделяются на коммунальном уровне из местных бюджетов. То есть это значительные средства. Нужно четко организовать потоки этих средств, чтобы они шли по назначению, непосредственно к тем, кто занимается и вывозом, и переработкой отходов, — уверен Александр Брагин.
Но вполне вероятно, что новая программа может превратиться в очередной способ отмывания бюджетных средств, потому что программы пишутся, а результата, как выяснилось, от них практически никакого. Чиновники даже на колбасных обрезках научились отхватывать свою часть пирога. По всей видимости, им и не выгодно решать проблему, ведь если она будет, то на ней можно снова и снова зарабатывать деньги.
0 коммент.:
Отправить комментарий