02.07.2010

Деградация принципов

Свобода вероисповедания является одним из основополагающих принципов, лежащих в основе демократической традиции ОБСЕ. 
 
Автор: Сергей ДУВАНОВ
 
Сегодня Казахстан председательствует в этой организации, а значит, де-факто олицетворяет эти принципы. Посмотрим, что меняется в этой сфере в стране, занявшей кресло председателя.
Сразу скажем, принципиальных изменений нет. Как преследовали нетрадициональные религии, так и преследуют. Причем количество свидетельств, подтверждающих это, перешло в качество понимания, что это не просто досадные эпизоды усердия ретивых и неумных чиновников и не только наследие традиционной идиосинкразии населения к «чужим», а целенаправленная государственная политика.
Душат тихой сапой
Зная, как болезненно относится большинство читателей к этой проблеме, не буду начинать новый раунд дискуссии по поводу «деструктивных сект». Прекрасно понимая, что негатив в обществе против баптистов и прочих «нетрадиционалов» — результат, с одной стороны, 70-летней советской пропаганды, а с другой — принципиальной нелюбви к ним со стороны нынешней власти, я тем не менее предлагаю воздержаться от традиционной в таких случаях дискуссии «за» и «против».
Но если они действительно деструктивные, что мешает показать это наглядно? Скажем, в суде, где в ходе объективного справедливого процесса будут представлены веские доказательства этой самой деструктивности. Только, конечно, в суде, отправляющем правосудие, а не политическую установку власти. После этого ни у одного правозащитника язык не повернется протестовать против закрытия таких сект.
Все предельно просто: а) нужно доказать их деструктивность; б) на этом основании запретить в Казахстане. После этого любые действия по гонению иноверцев становятся законными. Спрашивается, почему наши власти этого не делают? Ответ на поверхности: потому что доказать деструктивность тех же баптистов, свидетелей Иеговы или кришнаитов в принципе невозможно. Никакие они не деструктивные.
Конечно, при желании можно найти два-три негативных примера в деятельности представителей нетрадиционных религий. Но точно так же можно «нарыть» негатив и на наших традиционалов — мусульман и православных. В рамках статистической погрешности это вполне допускается. Однако этого явно недостаточно, чтобы вешать ярлык деструктивности.
А коли так, остается старый привычный чиновничий метод — душить тихой сапой. И душат. О том, как это делается, я уже неоднократно писал. Примеры продолжают поступать, и создается ощущение, что тенденция усиливается и подогревается из единого центра.
Под прессом спецслужб
В моих руках — коллективное письмо евангелистских христиан-баптистов к президенту Назарбаеву, в котором описываются мытарства баптистов в Казахстане. Не буду пересказывать все, возьму несколько примеров.
Приводится пример статьи в газете, вышедшей в Карагандинской области, в которой верующих баптистов, «почти как во времена римского императора Нейрона, обвиняют в умышленном распространении вируса А/Н1N1 (свиной грипп), в опасности вспышки эпидемии в республике, в политической неблагонадежности и других тяжких пороках».
И такие статьи выходят регулярно. Чего стоят только их названия — «Баптисты вне закона», «Сектантам нет места в Республике», «Баптистская проблема», «От любви до фанатизма».
Верующие пишут о том, что в школах области по требованию спецорганов ведется строгий учет их детей. Притом что это запрещено законом. Людей, собирающихся вместе, чтобы помолиться своему богу, преследуют на основании 374-й статьи Кодекса об административных правонарушениях. Основной довод — отсутствие регистрации их организаций.
Баптисты, исходя из своих религиозных убеждений, не могут пойти на регистрацию своей веры в органах юстиции. Потому что с юридической точки зрения их церковь — не организация. У нее нет признаков юридического лица: банковского счета, печати, имущества. Они видят свою церковь как духовное объединение единоверцев, а не организацию, занимающуюся какой-то деятельностью.
В данной ситуации требование регистрации в органах юстиции абсолютно нелогично. Это то же самое, что принуждать регистрироваться группу людей, регулярно собирающихся почитать стихи любимых авторов, или устойчивую группу собутыльников, каждую пятницу собирающихся у Андрюхи и напивающихся в дупель.
И ведь никто не додумался нагрянуть к этому Андрюхе, чтобы послушать, о чем это мужики каждый раз говорят. А ведь говорят! И такое, что баптистам и не снилось. Вот где поле непаханное для стукачей. Или это, следуя советской традиции, следующий этап «работы» по защите национальной безопасности?
Вот неполная статистика преследований баптистов за последние пять лет:
уголовные суды — три;
административные суды — 127;
вызовы в прокуратуру; аресты имущества, задержания — 140.
И это только по баптистам. А есть еще десятки других нетрадиционных церквей, которые точно так же прессуются прокуратурой, полицией, КНБ, в средствах массовой информации. Идет широкомасштабная необъявленная война с «чужими», в которые традиция и нынешняя власть записали все нетрадиционные религии.
Лицемерие «Ак орды»
Казалось бы, какое дело органам безопасности до людей, предпочитающих общаться духовно, если это никаким образом не затрагивает госинтересов. Молиться богу, читать стихи или пить водку — это государства не должно касаться по определению.
«Богу — богово, кесарю — кесарево» — универсальный принцип взаимоотношений верующих и властей, но именно на него с некоторых пор последние посягают. И посягают вполне конкретно. Регулярно отслеживают, кто и где собирается, о чем говорят, какие имеют связи. Проводят профилактическую работу.
Неужели баптисты действительно представляют угрозу национальной безопасности? Если так, то давайте ваши данные об этой самой опасности — и в суд, в правительство, в парламент. Это же отличный повод запретить их к чертовой матери. И обществу будет спокойнее — не будет раздражителя. И баптисты будут знать — нельзя им больше здесь. Кому очень надо, уедут, кому не очень — поменяют взгляды. И власти хорошо — такой воз с плеч.
Так в чем проблема? А в том, что нечего предъявить тем же баптистам — угроза из пальца высосана. Запретительство и непущательство проистекают от традиционной боязни всего непривычного, отказывающегося подчиняться дурацким чиновничьим законам.
Точно такой же закон чиновники придумали для ограничения права граждан на мирные собрания, в соответствии с которым вроде как они и не запрещены, но и провести их нельзя. Принцип тот же — «можно все, что не запрещено законом», а законом запрещено все, что не разрешено чиновником.
Хитро? Нет! Противно. Что лицемерие возведено в принцип государственной политики. Что государственные люди с высоких трибун говорят откровенную ложь о свободе вероисповедания, о равенстве всех религий, а в это время нетрадиционные конфессии шельмуются со страниц газет, объявляются деструктивными, преследуются правоохранительными органами.
Противно осознавать, что благодаря двуличной политике властей расхождение между словом и делом становится визитной карточкой Казахстана.
Противно, что это уже доходит до откровенного маразма — захотел с кем-нибудь собраться пообщаться духовно библией, томиком стихов или бутылкой водки) — зарегистрируйся. Захотел выразить публично свое критическое отношение к власти — получи разрешение... у этой же власти.
Вот такая она, казахстанская «демократия»!
Акцент
Аналогичный подход, ограничивающий свободу на вероисповедание, чиновники применяют для ограничения права граждан на мирные собрания, в соответствии с которым вроде как они и не запрещены, но и провести их нельзя. Причем такое отношение власть проявляет практически ко всем гражданским и политическим правам в Казахстане. В этом и заключается  лицемерие и двуличная политика «Ак орды».
...Ладно, с казахстанскими властями все понятно — они такие, и переделать их сложно. Но как выглядит ОБСЕ в связи с этим откровенным наступлением казахстанских властей на права граждан верить своим богам? В стране — председателе ОБСЕ баптистов считают деструктивными сектантами. Согласитесь, с точки зрения европейцев, и тем более американцев, это многого стоит. По большому счету все это можно рассматривать как показатель той деградации принципов, до которой докатилась эта организация. Хотя, впрочем, это уже отдельная тема...
Источник: Газета "Голос Республики" №24 (155) от 02 июля 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий